Оригинал взят у
igorkurl в
In Memoriam. Историк, политзаключенный, академик РАН Николай Покровский (1930-2013). http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA) Заведующий
сектором археографии и источниковедения ИИ СО РАН, академик РАН, советник РАН, член Президиума СО РАН.
О нем:
Родился 20 июня 1930 г. в г. Ростове-на-Дону в семье историка Н.И. Покровского, впоследствии первого декана истфака местного университета, и Т.А. Прасоловой, врача-невропатолога с двумя дипломами о высшем образовании. Окончил одну из лучших школ Ростова с серебряной медалью, а МГУ - с «красным дипломом» (1952 г.), защитил после завершения аспирантуры кандидатскую диссертацию по истории русского черносошного землевладения XIV - начала XVI вв. и был оставлен ассистентом на кафедре источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин МГУ по рекомендации своего учителя, академика М.Н. Тихомирова. Занимаясь историей средневекового русского землевладения, Н.Н. Покровский одновременно принимает участие в проекте издания аннотированного указателя «рассекречиваемых» после смерти Сталина мемуарных источников по советской истории. Именно здесь ученый впервые применил навыки источниковеда-медиевиста в работе с материалами ХХ в. Однако, издание издание вышло в свет без фамилии Н.Н. Покровского: в 1957 г., пройдя вместе с группой единомышленников по знаменитому «университетскому делу», на шесть лет он распрощался с научной работой и нормальной жизнью (постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 3 мая 1989 г. приговор был отменен и все осужденные по нему реабилитированы).
В 1965 г. академик М.Н. Тихомиров дал совет Н.Н. Покровскому, тогда научному сотруднику Суздальского музея (в Москве работать было запрещено), переехать в Новосибирский Академгородок. Кроме своего любимого ученика М.Н. Тихомиров отправил молодому научному центру в дар свою личную коллекцию древних документов, книг и рукописей, научным описанием которых как раз занимался Н.Н. Покровский. Поступив на работу в Отдел гуманитарных исследований ИЭ и ОПП СО АН СССР (потом Институт истории, филологии и философии) и одновременно начав читать лекции в НГУ, он сразу развернул археографическую работу, начиная с выездов с учениками «в поле», к старообрядцам Зауралья, Сибири, Средней Азии и т.д., закладывая основы своей широко известной сейчас школы. Книги и рукописи, добытые в десятках экспедиций, количество которых в Собрании Института сейчас превышает тысячу единиц хранения, никогда не оставались лежать мертвым грузом: наиболее интересные публиковались - всегда с обширным научным исследованием и комментариями, независимо от того, принадлежали они к XVI веку или к XX. И к этой работе Н.Н. Покровский очень рано, с университетской скамьи, подключал лучших из своих учеников, которые впоследствии не только составили ядро возглавляемого им сектора археографии, но и успешно работают в вузах и научных учреждениях Сибири, Урала и европейской России. Среди наиболее важных находок Н.Н. Покровского - извлеченный из сарая алтайского села рукописный сборник XVI в. с единственным полным списком материалов об известном русском философе, филологе и богослове Максиме Греке (исследован, откомментирован и издан Н.Н. Покровским в Москве в 1971 г.). Эти материалы позволили через 4 века очистить имя Максима Грека от политических и догматических обвинений, стоивших ему 20 лет заточения; на юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви 1988 г. Максим Грек был причислен к лику святых. Во время археографической работы Н.Н.Покровским и его учениками был открыт большой пласт не известной ранее науке сочинений народной урало-сибирской литературы XVIII-XX вв., около 100 из них издано. Академик Д.С. Лихачев характеризовал результаты этой работы как «археографическое открытие Сибири».
В Новосибирске Н.Н. Покровскому пришлось заниматься практически всем периодом русской истории: с 1965 г. в НГУ (с 1977 г. - в качестве профессора) он читал общий курс до начала XVII в. включительно, а научные темы, которые часто разрабатывались по нескольку одновременно и были связаны как с Сибирью, так и с европейской Россией, охватывали время с конца XV и по XX вв. (добавим, что и ученикам темы раздавались в том же диапазоне). Не останавливаясь на сотнях статей, на таких коллективных проектах, в которых Н.Н. Покровскому принадлежит немало текстов, как «История крестьянства Сибири», «История литературы Сибири», упомянем лишь о его трудах «крупного жанра», которые хорошо отражают спектр научных интересов Н.Н. Покровского. Выше отмечалось его издание «Судных списков Максима Грека». В 1973 г. в Новосибирске он выпустил монографию по итогам своей кандидатской диссертации, а через год - абсолютно новаторский труд, посвященный проблемам урало-сибирского старообрядчества XVIII в., в те годы еще и «неудобный» в цензурно-идеологическом плане по причине «религиозной тематики» (по этой работе в 1974 г. им защищена докторская диссертация). В 1984 г. в Москве вышло подготовленное Н.Н. Покровским для широкого читателя «Путешествие за редкими книгами» - рассказы об экспедиционных поездках, открытиях и судьбах людей, связанных с найденными рукописями. Через четыре года издательство «Книга» предприняло ее значительно дополненное переиздание, которое разошлось так же быстро, как и первое (в 2005 г. вышло третье, дополненное издание книги). В 1988 г. в Новосибирске выходит новая монография Н.Н. Покровского о взаимодействии воеводской власти и земских миров в Томске во время восстания 1648-1649 гг., предвосхитившая вошедшие в моду в мировой науке несколько позже штудии по истории взаимоотношений власти и общества (в 2005 г. вышло второе издание). Вслед ей, в 1991 г., свет увидело исследование, написанное в соавторстве с известным сибиреведом В.А. Александровым, посвященное этой тематике уже на материалах всей Сибири и всего XVII в.
Однако проблемы издания источников не уходят из сферы внимания Н.Н. Покровского. В 1990-е гг. по его инициативе возникли две новые серии (помимо начатой в 1975 г. серии «Археография и источниковедение Сибири»), посвященные публикации актуальных для науки и общества исторических материалов - одна сибирская, другая - общероссийская. Это «История Сибири. Первоисточники» и «Архивы Кремля». В первой (вып. IV, 1994 г.) выходят источники по истории Тобольского архиерейского дома XVII в. в сопровождении обширного научного изыскания (в соавторстве с Е.К. Ромодановской) и подготовленные им и его учениками к изданию, откомментированные и исследованные новые источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVIII-XX вв. (вып. IX, 1999 г.). Во второй серии, посвященной ранее недоступным, недавно рассекреченным документам советской истории, Н.Н. Покровскому (в соавторстве с молодым ученым С.Г. Петровым) принадлежит фундаментальное двухтомное исследование-публикация документов Политбюро 1922-1925 гг., раскрывающих механизмы политики уничтожения Русской Православной Церкви (М., 1997, 1998). Вышедшая в 2002 г. в Москве монография о староверах-часовенных востока России (в соавторстве с Н.Д. Зольниковой) подводит определенный итог десятилетиям экспедиционных и архивных разысканий, теоретическому осмыслению истории сибирского старообрядчества, его менталитета и мировоззрения в целом, однако не ставит точку в этих исследованиях. В 1999 и 2005 гг. вышли из печати подготовленные им и его учениками два тома «Духовной литературы староверов востока России XVIII-XX вв.», подготовлен и третий: рождается новая серия. В 2007 и 2008 гг. вышли два тома «Степенной книги царского родословия» , важнейшего памятника русской культуры и литературы XVI в., подготовленные под ред. Н.Н.Покровского и при его решающем участии. В издании участвовал международный коллектив специалистов, историков и филологов, куда входят ученые Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга и Лос-Анджелеса (Университет Калифорнии). Сегодня вместе с А.В. Сиреновым, соавтором по предыдущему проекту, он готовит к публикации так называемую Латухинскую Степенную книгу - модификацию XVII в.
Сопоставление времени публикаций, проблемного, хронологического и территориального диапазона исследований уже дает представление о размахе и напряженности непрерывного творческого поиска Н.Н. Покровского, об умении создавать для воплощения крупных научных проектов коллективы незаурядных ученых, в том числе и зарубежных. Международные научные связи Н.Н. Покровского - отдельная тема: его хорошо знают коллеги из США, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии, Польши и т.д., куда его неоднократно приглашали с докладами.
Признание его заслуг выразилось в присвоении в 1987 г. звания члена-корреспондента, а в 1992 г. - академика РАН; в 1995 г. от стал лауреатом Демидовской премии РАН, в 1998 г. награжден орденом Почета, в 2005 г. - орденом Дружбы. Научная и просветительская деятельность Н.Н. Покровского была отмечена русской церковью: в 1998 г. - благодарностью патриарха Алексия II, в 2002 г. - церковным орденом св. митрополита Макария III степени, в 2009 г. - преп. Сергия Радонежского III степени.
http://www.history.nsc.ru/st/pokrovski.htm Вот пример - делать жизнь с кого, а не с товарища Дзержинского.
В том, что касается истории советского периода, Николай Николаевич известен не только изданием фундаментального двухтомника «Архивы Кремля» о большевистской атаке на Церковь и религию в 1922-1923 гг. , без которого не может обойтись ни один исследователь этой темы, но и двухтомником по истории коллективизации и «раскулачивания» по уникальным документам АП РФ и прилагаемых к ним материалов из других архивов. Н.Н. также руководил работами сибирских ученых по этой теме и был, также, как они, сторонником замены термина «раскулачивание» на РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЕ применительно к сталинско-большевистскому террору в советской деревне.