7 июня 2019 года, седьмой день нашего пребывания на Крите. Мы путешествуем в сторону плато Лассити. Мы увидим, во-первых Монастырь Панагиас Керас, во-вторых само плато со своими знаменитыми ветряными мельницами и, в-третьих, пещеры как-бы Зевса. От нашей гостиницы это не очень далеко, но полный день на всё это хозяйство мы потратили. И это было незабываемо! Плато, прежде всего имею ввиду. Но, беда в том, что передать это средствами фото-видео нельзя. Это самостоятельно надо видеть-чувствовать-обонять. Мы даже сидя в машине, получили большое удовольствие от этого комплекса чувств. От всего того что творилось за её пределами. Я попробую, конечно, показать вам несколько цветных фотографий, но надо понимать, что это жалкая тень реальности, что была дана нам в ощущениях.
Это ещё не плато и это ещё не монастырь, это по дороге туда. Пейзаж в таком, американском стиле. На это намекает автомобиль, вернее, то, что когда-то им раньше было. Обратите внимание на почву терракотового цвета. Почвы тут насыщены железом, отсюда такой цвет. В этих местах очень хорошо растёт пшеница и... оливковые деревья, конечно. Именно поэтому на острове их 30-40 (по разным подсчётам) миллионов штук. Именно потому, что Евросоюз строго настрого предписал критянам отнюдь ничего не сажать здесь кроме оливковых деревьев. И получать самое лучшее в мире оливковое масло. Так они и делают. Но только не здесь. Конечно и здесь, в плато, обязательно есть такие деревья, но помимо их, есть и всё остальное. Потому что это плато и оно находится как бы внутри чаши со всех сторон окружённой горами. И с воды Евросоюзу не видно, что оне там сОдят, а дронов, чтобы их прищучить, на тот момент, когда распоряжение отнюдь ничего другого не сажать, тогда ещё не изобрели.
Это второе, что я запомнил от экскурсовода во время автобусной экскурсии. А про дронов сам додумал...
2. По пути, время-от-времени, видя такую естественную смотровую площадку, мы, взрослые, дружно выбегали из автомобиля и наслаждались пейзажем. Мы вероятно находимся на перевале, отделяющем плато от остальной территории острова.
3.
4.
5. А вот и плато. В середине, как положено, имеется озеро
6.
Вот, мы достигли первой точки нашего маршрута. Монастырь Панагиас Керас или Мони Кардиотисса. На табличке, в английском написании очевидно ошибка.
7. Вид от врат монастыря
8. Монастырское кладбище. Надписей на крестах не просматривается. Вот так, скромно и анонимно...
9.
10. Справа дорога, по которой, мы петляли сюда...
11.
12. Местная культурная растительность.
13.
Один из самых известных монастырей острова - святой ставропигиальный женский монастырь Кера Кардиотисса (Μονη Κερας Καρδιωτισσα, Kera Kardiotissa Monastery), или монастырь Богородицы Сердечной, который находится на Крите в области Лассити (Λασιτιου, Lasithi) неподалёку от курортных городов Сталида (Σταλιδα, Stalida) и Малия (Μαλια, Malia). Монастырь Керы расположился в очень живописном месте: здесь, в северных предгорьях хребта Дикти (Δικτη, Dikti) на высоте более шести сотен метров, его окружают горы и хвойные леса, а потрясающий вид на равнину и море добавляет этому месту тишины и спокойствия.
Доподлинно неизвестно, когда именно был заложен монастырь Керы, и к нашему времени сохранились только ориентировочные сведения. Считается, что Панагия Кера (Παναγια Κερα, Panagia Kera) был построен в Византийский период, а даты основания принято указывать приблизительно между 961 и 1204гг., так как уже в 1333 году монастырь упоминается в писаниях. Сейчас это действующий монастырь, на территории которого есть византийская церковь и несколько зданий вокруг небольшого двора с ухоженными фруктовыми деревьями. То, как выглядит церковь в наши дни, в действительности является результатом нескольких этапов строительства, разрушений, восстановлений и реконструкций. Изначально в этом месте была возведена только церковь с одним нефом и стрельчатым сводом без опорных арок. Позднее после расширения эта часть церкви стала её алтарём, а с западной стороны были достроены два притвора. В последнюю очередь добавилась небольшая часовня, и церковь приобрела сохранившийся до нашего времени вид. [
Отсюда]
14. Интерьер храма
Даже в масштабах острова это не самая большая обитель, и в разное время численность обитательниц монастыря Богоматери Керы Кардиотиссы значительно менялась: говорят, что когда-то здесь находилось до полусотни монахинь. Сейчас же здесь живут только игуменья и буквально 5-7 монахинь, которые следят за церковью и небольшой, но очень красивой территорией.
Фотографии с 14-ой по 17-ю сделаны на мобильный телефон. В храме вообще-то фотографировать нельзя. Об этом сообщает крупная табличка при входе. Но я не смог себя заставить этого не делать... Я должен был оставить в своей памяти эти трогательные и наивные древние интерьеры. Они пропитаны временем и духом. И сейчас, я действительно часто рассматриваю эти снимки.
15.
Главной святыней монастыря считается икона Богородицы Кардиотиссы - своё имя, как и свою известность, монастырь получил именно благодаря ей. Икона Кера Кардиотисса была написана знаменитым монахом-иконописцем Лазарем еще в девятом веке. Сюжет иконы вполне обычен - изображённая на ней Пресвятая Богородица с материнской любовью обнимает младенца Иисуса, однако свидетельства о многочисленных исцелениях болезней, происходивших после молитв перед образом, принесли иконе широкую известность. Молитва об избавлении от сердечных болезней (καρδια - сердце) дополнилась мольбами о здоровье и исцелении в целом, а позднее чудотворная икона Керы упоминалась и как помогающая женщинам при бесплодии - достаточно было только приехать в монастырь, помолиться и попросить о долгожданном ребёнке.
Со временем известность этой иконы принесла ей немало «приключений»: икону Богородицы не один раз похищали и вывозили с Крита, но после каждой кражи она снова оказывалась на острове, о чём теперь существует множество историй и легенд. Так, самая известная легенда гласит, что турецкие захватчики трижды воровали икону и увозили её в Константинополь. Тем не менее, каждый раз чудотворная икона чудесным же образом возвращалась обратно в монастырь, и, что особенно интересно, делала она это абсолютно самостоятельно!
В подтверждение этой легенде есть и «материальные» доказательства: после одного из таких похищений икона и вовсе оказалась на Крите с обломком каменной колонны и цепями, которыми турки приковали её «для надёжности». Так вот именно эту колонну сейчас можно увидеть во дворе поблизости от входа в церковь, а старинные цепи с тех пор хранятся рядом с иконой.
16.
Что касается истории в научном смысле этого слова, то в 1498 году монастырь Богоматери Керы Кардиотиссы действительно пал жертвой воров, и первая, написанная ещё Лазарем, оригинальная икона была выкрадена и перевезена в Италию. Почти три сотни лет после кражи, с 1498 по 1799 год, она находилась в римской церкви Святого Матфея. Позднее икона была перемещена в монастырь Святого Евсевия, где она пробыла следующие 128 лет, а в 1927 году ее перенесли в церковь Святого Альфонса на Эсквилинском холме.
Судя по всему, в тот раз оригинал был потерян для монастыря навсегда, по крайней мере с тех самых пор и по настоящее время оригинальная икона так и находится в Риме, а для монастыря Богородицы Сердечной ещё в 1735 году была написана вторая икона, хотя и выполнена она была уже в другом стиле. Тем не менее, эта икона также почитается как чудотворная.
Кстати, с появлением копии история краж не закончилась, и в 1982 году вторая икона также была похищена из церкви. К счастью, копию всё-таки удалось вернуть на место, и вот уже много лет в монастыре всё, слава Богу, спокойно.
17.
Церковь Кера известна также и многочисленными фресками, которые относительно неплохо сохранились здесь ещё со времен Византийской империи: роспись в самой древней части церкви относится к самому началу XIV века, а остальные фрески датируются второй половиной и концом XIV века. Чтобы защитить фрески от вандализма во времена турецкой оккупации, местные жители покрывали их толстым слоем извести, скрывая тем самым убранство церкви и её древнее происхождение.
Помимо исключительно религиозной функции, монастырь также участвовал в движении сопротивления и помогал восставшим против Османской империи грекам. Монастырь дважды подвергался нападению турок - в 1822 и 1842 годах, но каждый раз восстанавливался. Позднее, в 1866 году, во время знаменитого Критского восстания здесь находился один из главных центров сопротивления. [
Отсюда]
18.
19.
Весь монастырь и церковь можно осмотреть буквально за 30-40 минут, успеете даже заглянуть в церковную лавку с иконами, свечами, мёдом и монастырским оливковым маслом. У монастыря есть часы посещений, а вход на территорию платный - для взрослых билет стоит 2 евро, детям бесплатно. Свечи в церкви также можно брать бесплатно, однако, по желанию, можно оставить небольшое пожертвование - для этого есть специальный «сундучок». Что мы и сделали. Свечи, не как у нас, ставятся не в храме, а в специально устроенном месте вне храма.
Монастырь открывается рано утром, но в середине дня закрывается для всех категорий гостей, и с 13:00 до 15:30 в него попасть нельзя. Совет правильным самостоятельным путешественникам: в монастырь лучше всего приезжать либо с утра пораньше, либо уже ближе к вечеру, когда здесь будет минимум экскурсионных групп. Но к вечеру лучше, ибо храм будет тогда не в контражуре...
20.
21.
22. Обломок колонны (см. выше) и место постановки свечей
23.
24.
25.
26.
27.
28. Солнечное излучение...
29.
30. Монастырский музей
31.
32.
33.
34.
35. Хозяственные всякие помещения монастыря. Сюда я заглянул практически "через забор". Но и тут, без цветов не обошлось.
36. туристы-паломники и монахиня
37.
38. Чему уподоблю это необыкновенное растение?
39. Пожалуй, какой-то хохлатой цапле! Не знаю, есть ли такие...
40.
41. Привратная с флагштоком
42. Окрестности. Была б моя воля, поставил бы прямо на этом месте стул, и смотрел бы на это годами...
43. И снова "цапля"...
44. Ну, или вот такое растение...
45. Источник, где усталый путник может свободно наполнить свою флягу с водой. Бесценно...
46. Ещё один яркий представитель местной монастырской флоры
47. Что же, поехали дальше...
48. А это маленький образ Кардиотиссы из монастыря, что занял своё место в домашнем "иконостасе"
Такие дела...