Монастырь Агорату

Jun 26, 2019 21:30



Ираклион и Миртос, что были в предыдущих выпусках, - это разумеется не все места, где мы были. Нам удалось посетить три монастыря, об одном из которых, Агоратоу и пойдёт сегодня речь. По монастырям на Крите ездить очень хорошо. Там, как правило, мало народу, красиво, ярко, спокойно, тенисто, есть чего посмотреть и проникнуться совсем другим, не туристическим курортным духом. А тем, кто верует в Господа Нашего Иисуса Христа и вообще праздник! Интересно подмечать всякие разные детали как у нас и как у них. Сходства и различия в рамках одной Веры.

Итак Монастырь Агорату (Μονή Αγκαράθου, Монастырь Агаратос) . По-русски он бы назывался Свято-Успенским. Расположен в 24-х километрах к востоку от Ираклиона и построен в виде крепости в очень зелёном месте на высоте 538 м. над уровнем моря, недалеко от деревни Сгурокефали (часть муниципалитета Епископи) регионального подразделения Ираклиона в центральном Крите.

Агаратос - один из старейших монастырей на Крите, но точная дата его основания неизвестна. Скорее всего, он был основан во второй византийский период и первоначально принадлежал семье Каллергис. Согласно традиции, он получил свое название от куста шалфея Иерусалима (агаратия на критском диалекте), под которым была найдена старая икона Девы Марии. Самое раннее письменное упоминание о монастыре относится к 1532 году и венецианскому периоду. В то время Агаратос был очень богатым монастырем, и многие его монахи происходили из Китиры. Во время османской оккупации Крита монастырь часто служил местным революционным центром и в результате подвергся нескольким ответным нападениям. Несколько важных фигур, среди которых Кирилл Лукарис, Мелетий Пегас, Иосиф Бриенний, Герасим Палеокапас и Теодор Александрийский, были зачислены в монахи в Агаратосе.

Монастырь, особенно во времена венецианского господства, был одним из самых богатых на Крите и до сих пор считается первым в монастырской иерархии острова. Хотя, по-нашим, русским меркам, он достаточно компактный.





На этом фото пока ещё не сам монастырь. Это храм, который находится рядом, через дорогу. посвященный св. Рафаилу. Здесь интересно вот что: на входе у каждого храма или монастыря, принадлежащих Греческой (Элладской) Православной Церкви, в обязательном порядке мы увидим два флагштока с развивающимися на них флагом Греческой Православной Церкви и флагом собственно Греции. В скобках замечу - они всегда безукоризненно свежие и невыцветшии. То ли свойство материала таково, а скорее всего просто следят за этим делом неукоснительно.



2.



3.

Монастырь Агаратос построен с укрепленной архитектурой. Главное здание (католикон) представляет собой двухнефную церковь, которая была построена на месте более старой и была открыта в 1894 году. Один неф предназначен для Кимисиса, а другой - для св. Минаса. В 1935 году церковь была объявлена охраняемым памятником. Старая церковь, посвященная св. Рафаилу, расположена за пределами стен монастыря (фото 2-3). Сегодня Агаратос функционирует как мужской монастырь. Согласно переписи 2001 года, в нём было 19 монахов.



4. У врат монастыря



5.

Главный храм монастыря находится в превосходном состоянии. Врядли скажешь, что ему столько лет. А вот вокруг всё выглядит довольно просто.

Утреннее богослужение в монастыре начинается в 5 часов утра, а Великим постом, в 4-ре. Литургия Преждеосвященных даров в Четыредесятницу совершается 3 раза в неделю. Престольный праздник монастыря - Успение Божией Матери, празднуется 15 августа. И вот тогда сюда стекается большое количество верующих.

Обратите внимание на "людей в чёрном", что сидят на скамеечке под деревом. Мы сделали предположение, что это паломники. Их была небольшая группа. Все в чёрном. И монастырь, кстати, для этой цели имеет собственный гостевой дом.



6. Ворота в прилегающие террритории



7. Апельсиновое дерево около храма. Руки так и тянулись отведать монастырского апельсина! Но нет. Внезапно подумалось, а вдруг это современная версия Древа познания добра и зла? AppleSin... Apple - яблоко, Sin - грех... Странно, не так ли? Хоть и змия рядом видно не было и никто видимым образом не искушал, но вкушать от него, как мы знаем, себе дороже. Так что воздержались...



8. А это, под "Древом Познания", по всей видимости било. А, может быть и другое что... Может и реликвия какая, потому как даже на заглавной какртинке и 5-м фото видно, что с северной стороны имеется колокольня с "нормальными" колоколами. Причём бегать-подниматься никуда не надо. Вот верёвочки рядом, под рукой! Видимо главный принцип Крита да и всея Греции "Не париться вообще!", поддерживается и в монастырях. А я думаю, что именно оттуда он пошёл и распространился...

Ну а на заднем плане, страдает Константин, по сути дела, он именно "парится"...



9. Интерьер собора. Справа икона Панагиия Орфаниса, что в 1970 году стараниями настоятеля Кирилла Чурдакиса было возвращено из Китиры, где она находилась с 1836 года.



10. Икона Успения Пресвятой Богородицы.

А что это за металлические пластины с изображениями? Каждый народ имеет собственные традиции и обычаи, которые проявляются во всех сферах жизни, не обходя, конечно, стороной и жизнь церковную.
Многие, даже православные, попадая в греческий храм, с нескрываемым любопытством рассматривают  иконы, увешанные небольшими металлическими пластинками с отчеканенными на них рисунками. Как правило, изображают они части тела (глаза, сердце, конечности) или людей  (младенцев, женщин, детей), хотя встречаются и нестандартные рисунки (дом, корабль, автомобиль или просто надпись «ευχαριστω», что в переводе - «спасибо, благодарю»).

Любой грек скажет вам, что называется такая пластинка «тама» (искаженный вариант Θαυμα - «чудо»), и, что размещая ее возле иконы, человек выражает благодарность за свершенное чудо, или же только на чудо уповает. Такие тамы можно купить в церковной лавке или заказать мастеру. Изготавливают их как из простых, так и из благородных металлов, в зависимости от выбора просящего.
Легко догадаться, что картинка на таме  и означает то, о чем человек просит или за что благодарит. Хотя варианты расшифровки бывают непростыми: так, изображение сердца может говорить об исцелении этого органа, а может - и об обретенной любви.
Конечно, греки выражают благодарность и по-другому:  по общеправославной традиции  приносят в дар иконе и нательные кресты, и ювелирные изделия, но, все-таки тамы встречаются чаще всего.



11.



12. Иконостас главного предела



13. Знаменитые греческие стасидии



15. Практически вся территория доступна для паломников и туристов. Вот,  я по лесенке сободно взобрался на крышу одного из прилежащих храму зданий и получил не только отличный вид на монастырь, но и на впечатляющие окрестности



16. Вокруг монастыря



17. А вот слева удивительное растение! Вот бы знать, как оно называется? Издали оно кажется хвойным, имеющим такие гигантские иглы. На самом деле это такие колосья, что ли... Они гибкие, подобно змее, ещё напоминают такую цепочку с круглым сечением. Ещё напоминают наш русский подорожник, его стрелку с семенами. Очень забавно!



18. Туристы-паломники



19.



20. Один из 19-ти...



20. А вокруг один большой праздник. Буйство красок и ароматов.



21.



22. Южная сторона



23. Очаровательные уютные монастырские дворики



24.



25.



26.



27.



28.



29. Какое-то всеобщее безумное цветение и благоухание!



30.



31.



32. Ещё раз про монастырские апельсины



33.



34.



35.



36. Малые формы в монастыре. Похоже, изваяние со смыслом.



37. И ещё одно необыкновенное растение...



38. ΕΚΘΕΣΙΣ - выставка

Ну вот, закончилась история про Агоратос, хотя, конечно обязательно надо сказать и о том, что во время турецкой окупации монастырь играл важную роль в борьбе против захватчиков. В 1646 году игумен Афанасий Христофорос с братией участвует в борьбе венецианцев и критян против турок. Ахмет Киропулис решает уничтожить монастырь, но его друг митрополит Неофит Пателарос выступает посредником, отказавшись от покровительства турок и паша отказывается от своих нечистых замыслов.

В 1821 году  монахи монастыря сотрудничают с епископом Херсонисосским для подготовки антитурецкого восстания. Турки занимают монастырь и убивают монахов, которые не успели его покинуть. В 1856 году, с ярлыком Хати Хамаюна, православные получили свободу и отремонтировали монастырь. В 1894 году был возведён новый храм на месте древнего. В этом деле участвовало 7000 поломников. В 1896 году революционер Антониос Трифопулос использует Агоратос в качестве укреплённой базы против турок. Но неистовые турки вновь разрушают монастырь, который позже восстанавливают.

Во время немецко-фашистской окупации монастырь является убежищем для жителей этого района.



39.

Мы едем в сторону Ираклиона, вернее к развалинам Кносского дворца, пожалуй главной нехристианской достопримечательности острова Крит. И такое дело, вдоль дорог, особенно на опасных её участках мы постоянно видим, как мы их стали называть - "модели храмов". Что за дела?



40.

Дело вот в чём: совершая путешествие по Криту, да, собственно и по всей Греции, любой наверняка задавался вопросом, что же за крошечные  «домики» стоят вдоль дорог. Большинство, проведя параллель с российской  действительностью, решает, что это  памятники на месте гибели человека в дорожной катастрофе. Есть в этом доля истины, но, будь все настолько просто - Греция не будет Грецией, местом переплетения традиций разных эпох и народов.
Обычай ставить «домики» уходит корнями в далекое прошлое, когда мир и не слыхивал о дорожных происшествиях.
Как известно, Греция - самая гористая страна Европы. Был у древних  даже миф о том, как творец, создавая мир, просеивал землю через сито и наделял ею страны, до Греции очередь дошла последней, когда в сите остались одни лишь камни - так и появились горные пейзажи Греции, радующие глаз современного путешественника.
Не всегда такой восторг могли разделить путники древности: дороги, пролегавшие через нескончаемые горы и холмы,  таили множество опасностей, да и занимало любое путешествие немало времени.  Без помощи богов путнику было не обойтись. Поэтому на перекрестках и вдоль дорог в Древней Элладе ставили статуи бога Гермеса, покровителя путешественников. С приходом христианства помощью и защитой путнику стал крест, у которого молились о доброй дороге.
Так и в наши дни, если остановиться на обочине и рассмотреть «домик», становится ясно, что это миниатюрная копия православного храма, внутри которой - икона и свеча. Называют эти маленькие храмы проскинитари - буквально «место паломничества» (τόπος προσκυνήματος).
Действительно, случается, что  устанавливают их на  месте автокатастрофы родственники погибшего, в этом случае внутри размещают его фото. Однако чаще случается, что проскинитари в знак благодарности ставит выживший в аварии. Смысл в обоих случаях в том, чтобы каждый проезжающий помнил об опасностях дороги, помолился о погибшем или выжившем, а также о благополучии собственного пути. Иногда, правда, удивительно, как новые аварии не случаются на этом самом месте: так эмоционально порой реагируют греки, проезжая мимо, так истово крестятся, что совсем неясно, как и чем они держат руль.
Однако не стоит путать проскинитари, стоящие вдоль дорог, с пареклисио - часовней, стоящей где угодно: в чистом поле, на горе, на участке возле дома, у магазина или отеля. Пареклисио бывают маленькими, как проскинитари, а бывают такими, что внутри поместится взрослый человек, в них также ставят иконы и свечи.



41. Пареклисио

Устанавливают такую часовню во имя нового дела, за тем, чтобы в доме, магазине или отеле все шло благополучно, да и просто для того, чтобы человек мог помолиться о себе и о том, кто эту пареклисио поставил.


42. Маленький храм-пареклисио, внутри нового большого



43.

В каждом, абсолютно в каждом не то что в городе, в селе или даже деревне есть храм. А то и два. Вот вам пример. Я теперь уже не вспомню как называется этот населённый пункт, но это как бы ещё не совсем город, но уже далеко и не село. Храм совершенно точно во Имя Живоначальной Троицы. Но это "старый" храм. Местным жителям этого показалось мало, ибо у них как бы ещё и не совсем город, но уже далеко и не село. И они прямо рядом возвели ещё один. Новый. С иголочки. Даже свои замечательные флаги повесить ещё не успели. Зато с пареклисио - всё как положено!



44. Вот он новенький, ещё краской пахнет...



45. И я думаю, походи мы ещё по улочкам этого посёлка, нашли бы ещё, а может быть и не один.



46. Типичная критская улочка, где по-первости, проехать москвичу, прямо скажем, - проблема. Но именно таким "магистралями" Гугл водит своих пользователей.



47. Наша арендованная Микра с рукой призывающей двигаться дальше!

Итак вперёд, в гости к Кносскому минотавру...

Вот. Такие дела.

Ираклион, Православие, Крит, grecee, episcopi, Агоратос, Христианство, crete, Вера, Греция, монастырь

Previous post Next post
Up