Астрахань. Вторая часть.

Sep 28, 2016 20:12




Был какой-то странный день. С таким синим оттенком. С синим - в смысле с холодным, - ничего вечернего личного. Но жарило наверное также как и во дни с желтым, то есть тёплым, оттенком. Мне это теперь, когда я пишу эти строки, сложно сказать, поскольку у нас здесь развитая северная осень и отопление в наших квартирах дабавляют по стояку в сутки. Может быть поэтому синий оттенок. Я по природе своей не мерзляк, до сих пор на улицу ношу ботинки с дырками, но всему, как вы понимаете, есть предел.

Астрахань, конечно жаркое место. И нам, северным людям, пребывая там, остаётся уповать только на быструю естественную адаптацию к этому климату. И это, я вам хочу сказать, - вполне возможно. Побывши там некоторое количество душных дней начинаешь думать, что всё нормально, что именно так всё и должно быть, что сплитак - ненужная роскошь, что без него лучше, так как всё равно скоро на улицу идти, то, что сходит семнадцать потов, есть естественная реакция организма, а ночь эта бессонная как-нибудь сама-собой пройдёт поскольку эта жара никогда не кончится и так будет всегда. Так будет всегда...

Так там всегда.

У нас есть дети. И не только свои. Моя супруга, любезная Елена Викторовна, готовясь ко вторичному целенаправленному посещению Астраханскаго Кремля непременно вознамерилась запихнуть в этих юных созданий максимум краеведческой информации которая только возможна штатными средствами его сотрудников. Близ врат Кремля, в небольшом специализированном домике Елена Викторовна заказала полный экскурсионный фарш для себя и бедных незадачливых детей. Я от этой инициативы решил уклониться. Во-первых потому, что вся эта привнесённая в мою голову инфа скорее всего выветрится оттуда на второй, максимум третий день. (Так и есть) Во-вторых, если что-то мне вдруг умереть-невстать про это понадобится у меня есть банальный интернет. В-треьих, я хотел просто спокойно поседеть на лавочке, подышать этим густым жарким воздухом, попить кваску, посмотреть по сторонам, посчитать ворон. Поснимать чего-нибудь там... Впитать, короче, всю эту атмосферу как она есть без лишней смысловой нагрузки. Что мне от того, как мне может пригодится эта информация, что где-то когда-то и кем-то было что-то там когда-то основано? Если я в своей голове, ездя туда-сюда по России, поссорился со всей этой  историей напрочь...




2. Красивейший белый декор Успенского собора Астраханского кремля

Простая мысль. Я не понимаю, как условный русский исторический царь, Иван, скажем, находясь, например в Москве, не обладая никакими современными коммуникационными средствами в самом широком смысле. Не имея GPS с ГЛОНАСом и карт Яndex вообще знал что существуют эти земли. Эти поля, реки, леса. Руководил ими! Эти жизненные степи, эти безжизненные степи. Эти многие банки, ерики, разливы  и озёра. Он якобы впервые, как зная что там происходит,  посылал туда неких людей-стрельцов, чтобы они сделали там что-то... И они делали... И до всего им было тогда дело. А там, наверное, ещё и Псков с Новгородом всякие сюрпризы типа русской демократии стремились преподнести. И Казань ещё вечно эта... Кстати, надо съездить.

И всё это на неодолимых даже сейчас с трудом каких-то диких пространствах! Немыслимо. Я не понимаю. Управлять тогда, такими территориями, при том инвестиционном климате, с таким скудным набором властных инструментов? Без Государственной Думы в её современном понимании, без Мизулиной и Жириновского, Без Ходарковского, Яровой и Дёмушкина, без Шаляпина и 25/17, без Рогозина и Шендеровича. Без Яблока с Родиной, Партии Роста и Единой России в конце концов...



3.

А, с другой стороны - вот же они живые свидетели. Вот они! Как с этим спорить?



4.

Я смеюсь. Но доля правды - большая в этих шутках.



5.

Астраханский кремль - историко-архитектурный комплекс, крепость в Астрахани, выстроенная там, куда в 1558 году Иван Грозный перенёс захваченный им город. Комплекс Астраханского кремля представляет собой целостный ансамбль памятников оборонного зодчества, культовой и гражданской архитектуры и включает в себя 22 объекта XVI - начала ХХ вв. Располагается Астраханский кремль на острове, омываемом водами Волги, Кутума, Царёва и ерика Казачий. На самом высоком холме острова - Заячьем бугре - стоит крепость (1580-1620; строители - Михаил Вельяминов, Дей Губастый), спускающаяся по левому берегу Волги почти до набережной [в конце 18-го в начале 19-го века уже была коса, от Кремля до уреза воды было около 600-700 метров] , с белокаменными стенами, 4 глухими и 3 проездными башнями.



6.

В первой половине XVII века в память об изгнании в 1614 году из Астрахани Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого на главной восточной проездной башне была выстроена надвратная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор главные ворота кремля стали называться Пречистенскими по одному из эпитетов Богородицы - Пречистой Девы.
После возведения Успенского собора, в 1710 году на месте этой надвратной церкви была выстроена под руководством зодчего Дорофея Минеевича Мякишева первая соборная колокольня. На ней были установлены не только колокола, но и часы - большая новинка для города.
Высота Пречистенской колокольни была значительная. Но при постройке не учли крепость фундамента. Сооружение стало давать осадку, покрылось трещинами. В 1765 году при губернаторе В. Н. Бекетове колокольня, во избежание падения, была разобрана. Пролом на месте Пречистенских ворот существовал почти полвека - 44 года, до тех пор пока не нашёлся щедрый астраханский житель, решивший на собственные средства для города построить новую соборную колокольню. В 1809 году новая колокольня была заложена. Сведения об этом содержит найденная в 1978 году на кремлёвском дворе мраморная плита. На ней имеются тексты на греческом и русском языках. Оба гласят: «Сооружена сия соборная колокольня на каменным зданием по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море…». Варваций заказал проект колокольни известному в то время в России санкт-петербургскому архитектору Луиджи Руска. В 1813 году строительство колокольни было завершено. Выстроенная в стиле позднего классицизма вторая соборная колокольня отличалась соразмерностью и изяществом пропорций, строгостью силуэта и торжественностью. Ещё при Варвации к колокольне была пристроена часовня в честь иконы Нерукотворного Спаса.
Но вот, это интересно! В 1896 году колокольня заставила обратить на себя внимание многих горожан. Даже на глаз стало видно, что она имеет наклон в сторону Московской (Екатерининской) улицы. Долгое время колокольня находилась в наклонном положении и была так же знаменита в Астрахани, как Пизанская башня в Европе. Предприимчивые астраханские фотографы даже стали печатать открытки с её изображением и надписью: «Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора». Варвациевская колокольня простояла около 100 лет и прекрасно вписывалась в ансамбль Астраханского кремля, подчёркивая изумительную величавость Успенского собора.



7.

Все же она была разобрана, и на её месте в 1910 году появилась ещё более грандиозная, богато декорированная, четырёхъярусная колокольня, сооружённая по проекту астраханского епархиального архитектора С. И. Карягина. Стилизованная в духе классических и древнерусских архитектурных традиций, последняя кремлёвская колокольня очень впечатляет своим декоративным убранством и является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города. Она намного выше предшествующих ей колоколен и такая тяжёлая, что сразу же дала просадку грунта.
В 1910 году фабрика часов Ф. Винтера (Санкт-Петербург) уведомила городскую управу о своей готовности соорудить башенные электрические часы. В 1912 году на колокольне появились часы с электромотором, с четырьмя стеклянными циферблатами, с механизмами и плоским колоколом для боя, выпущенные на фабрике Ф. Винтера. В настоящее время куранты два раза в день, в 12 и в 18 часов, играют мелодию «Славься» М. И. Глинки. Кроме того, отбивают каждую четверть часа и каждый час. В 30-е годы всё собрание колоколов было конфисковано как цветной металл в пользу государства. Был отправлен в переплавку и украшавший колокольню крест.
В 1990 на колокольню Успенского кафедрального собора водрузили с помощью вертолёта 7-метровый крест, а в 1992 соборная Пречистенская колокольня была возвращена Астраханской епархии.



8.



9.

Первый соборный храм на территории астраханского кремля был построен преподобным Кириллом, градостроителем Астраханским (память 31 марта; здесь и далее даты приведены по новому стилю), в 1568 году. Святой Кирилл, исполняя поручение царя Иоанна IV, прибыл в Астрахань со списком чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Владимирская». В честь этой особо чтимой на Руси иконы и был освящён первый деревянный храм на территории кремля. Но, к сожалению, за 35 лет храм сильно обветшал, поэтому в 1602 году у восточной стены крепости началось строительство нового каменного собора в честь Успения Божией Матери. Однако и этому храму суждено было простоять недолго.
Решение о возведении нового храма было принято ещё при митрополите Савватии (1683-1696). Но владыка Савватий скоропостижно скончался, а его начинания продолжил митрополит Сампсон (1697-1714). Для строительства нового собора, которое началось 1 октября 1699 года, были приглашены тридцать профессиональных каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. Строительство велось почти двенадцать лет и было окончено к 1710 году. За это время зодчие возвели храм правильной кубической формы с пятью главами. Снаружи собор был украшен фасонным кирпичом и резьбой по белому камню, окна и подкупольные главы были обрамлены колоннами в стиле коринфского декора, а полукруглые арки заполнены росписями на библейские сюжеты. На каждой стороне храма было устроено три таких арки.



10.

Собор был разделён на два этажа: верхний храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Высокий и светлый храм предназначался для торжественных богослужений в тёплое время года. Нижний храм, сводчатый и малоосвещённый, одновременно был «зимним» храмом и усыпальницей астраханских иерархов. С западной стороны галерея собора упиралась в лобное место, которое служило площадкой для архиерейских выходов и молебнов.



11.

История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирилла, повелевает ему устроить в городе “Николы Чудотворца монастырь общий” (Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 15), т. е. общежительный (Общежительными назывались монастыри, в которых по уставу монахи не имели своего имущества и имели полное содержание от обители).
К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня”.

Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года.

Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосии (будущий первый епископ Астраханский), ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом.

Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 -1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящена. В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители. В храмах каменных: соборном Живоначальной Троицы, вместе с приделом Святых князей Бориса и Глеба, и в Никольском под колокольнею - погорели все верхи, кровли и связи. Деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с Введенским приделом и трапезою полностью сгорели. Уничтожены были огнём все иконы в храмах и богослужебные книги: на колокольне у четырёх колоколов уши отломились, а остальные монастырские постройки, как-то: амбары, погреба, сушилы и все монастырские службы - сгорели дотла, так же как и почти все келий для братии. Выгорели и находящиеся за пределами обители монастырский конюшенный двор и братские келий в монастырском огороде. Из всех зданий в монастыре уцелели от огня только храм Входа Господня в Иерусалим и пять братских келий.



12. Лобное астраханское место



13.

Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас. Традиции русского церковного зодчества не допускали установку больше семи ярусов икон, поэтому искусствоведы по праву называют иконостас астраханского собора уникальным. Иконы принадлежали кисти известных мастеров современности: Никифора Попова, иконописца казанского митрополита, и Ивана Андреева, домового иконописца известного купца Григория Димитриевича Строганова. Украшением иконостаса были серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге ювелиром Феодором Штанде. Врата были принесены в дар собору купцом Петром Сапожниковым.



14.

Стараниями того же купца из искусственного мрамора в 1812 году были возведены четыре массивных столпа, поддерживающие своды верхнего храма. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшала живопись. Составитель «Описания Астраханского кафедрального Успенского собора» протоиерей Николай Каменский также писал: «…на откосе южного переднего окна по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя государями императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским». Стены храма украшали иконы в серебряных ризах и живопись на библейские темы.



15.



16.



17.



18. Невероятная, по-моему, красота!



19.

Благодаря стараниям игумена Рафаила Троицкий монастырь был восстановлен.
Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви - Введенская и в честь Сретения Господня.
В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней.
Из всех монастырских храмов в результате пожара утрачен был только деревянный храм в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, который больше не восстанавливался. Число монастырских служб на территории обители тоже сократилось.
Это было связано с тем, что астраханский воевода князь стольник Сергей Прозоровский не разрешил игумену Рафаилу восстанавливать монастырскую больницу на прежнем месте из-за угрозы находящейся рядом пороховой казны (то есть склада оружия и пороха вблизи Пыточной башни). Игумен вынужден был выстроить здания для больных и престарелых монахов за городом на территории монастырского огорода, где был воздвигнут также храм в честь Сретения Господня и основана монастырская слободка для работников обители (Сретенский или Долбилов приписной монастырь находился к юго-востоку от современного Лебединого озера).

До конца XVII века каких-либо значительных перестроек в Троицком монастыре не было известно, разве что каменная соборная колокольня с Никольской церковью под ней за ветхостью были разобраны, а при Троицком соборе, над его притвором, возведены были две небольшие каменные колокольни (Ключаревская летопись. - Астрахань, 1887. - С. 38). К концу XVII века Троицкий собор сильно обветшал, почему игуменом Рувимом, по благословению митрополита Савватия, в 1696 году он и был разобран, а вскоре началось строительство нового собора с колокольнею. Храм строился значительно больше первого, без притвора, с ложными обходными галереями, причём центральный вход в храм был с востока, со стороны алтаря. К колокольне с севера примыкала широкая лестница, выводившая на галерею. Из храма легко можно было попасть в трапезную палату как через Введенский храм, так и через переходные галереи. Весь комплекс строений, как прежде построенных, так и новых, объединённых стараниями архимандрита Рувима в одно целое, впечатляет даже сейчас в отсутствие других монастырских зданий. 27 июля 1700 года новый Троицкий собор вместе с колокольнею был освящён митрополитом Сампсоном.



20.

Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери значительно отличается от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Этот храм специально был устроен как место захоронения астраханских архиереев. Храм был лишён живописи, иконостас выполнен совсем небольшим, поскольку богослужения здесь совершались лишь по великим праздникам. Стены в храме вместо росписи были покрыты надгробными надписями, указывающими на конкретное захоронение. В числе захороненных в нижнем храме Успенского собора особо замечательны святитель Феодосий - первый архиепископ Астраханский, смело обличавший самозванца Лжедмитрия I. Святой Феодосий скончался в 1607 году и в древних святцах упоминался как “новый чудотворец земли русской”.



21.

В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая.
Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877-1880), прославлен в лике сибирских святых (память - 10 июня ст.ст.).
Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора.
В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно.



22.

События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.



23.

После долгого перерыва в день Рождества Христова в 1992 году в нижнем храме Успенского собора состоялось праздничное богослужение. В верхнем храме первая служба прошла 24 мая того же года в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.
После возвращения собора постепенно благоукрашается его внутренний и внешний вид. Стены и купола храма подновлены, восстановлена живопись в закомарах. В нижнем храме установлен новый иконостас, а потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения здесь совершаются ежедневно.



24.



25.



26.

Это время было периодом наибольшего расцвета монастыря. Обитель занимала весь северо-восточный угол кремля, начиная от Никольских ворот к югу за Кирилловскую часовню, а к востоку до Пречистенской колокольни. Кроме храмов и братских келий, на территории обители находилось до 50-ти палаток, выходов и ледников, не считая других хозяйственных построек.

Но всё это благополучие стало приходить к концу уже в год освящения Троицкого собора.
В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре.

Архимандрит Рувим с братией были переведены в Вознесенский монастырь, что в Земляном городе. Троицкий монастырский собор со всею утварью был передан в епархиальное ведомство, а в самой обители была оставлена лишь незначительная часть братии, которой, конечно, трудно было уследить за всем монастырским хозяйством, приходящим постепенно в упадок. Сретенский Долбилов монастырь, бывший подворьем Троицкой обители, в 1716 году был обращён в приходскую церковь, а в 1721 году по Высочайшему повелению совершенно уничтожен, и на его месте построено здание адмиралтейства (Астраханский Троицкий собор //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 5. - С. 72).
За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, освящённый 25 сентября 1748 года . Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, почему к этому придельному храму была пристроена деревянная колокольня.


27.



28.

Верхний храм Успенского собора сейчас переживает второе рождение: стены из искусственного мрамора восстановлены в приближенном к историческому виде. Чугунный пол воссоздан по сохранившимся описаниям. Купольная роспись выполнена мастерами из Палеха по аналогии с Успенским собором Московского кремля. Накануне престольного праздника, 25 августа 2009 года, Высокопреосвященнейший владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский в сослужении духовенства епархии совершил великое освящение верхнего храма Успенского собора. После проведения юбилейных мероприятий в верхнем храме возобновляется регулярное совершение богослужений по воскресным дням и великим праздникам.



29.

В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой.



30.



31.



32.



33. Сахарный Кремль



34.



35.



36.



37.



38.



39.



40.



41.



42.



43. Наша честная кампания



44.



45.



46.



47.



48.



48-1. Никольская надвратная церковь

Первое упоминание об этом храме относит нас во времена глубокой древности, когда Астрахань, будучи одним из татарских улусов, была покорена державой московских царей.
Тогда, в 1556 году, царь Иоанн Грозный, посылая русскую рать для усмирения астраханского хана-изменника Дервиш-Али, вручил воеводе Ивану Черемисинову образ Святителя Николая Чудотворца, именуемый Можайским. Эта икона стала походной у русских воинов и сопутствовала им, находясь в походной церкви, со специально приставленным священником
.
После устройства Черемисиновым в 1558 году новой Астрахани на левом берегу Волги икона с походной церковью была перенесена сюда и поставлена посредине воздвигнутого острога (Зачатки христианства в Астраханской епархии//Астраханские Епархиальные Ведомости. -1902. -№22.-С. 958). В скором времени была построена и постоянная деревянная церковь в честь Святителя Николая. Находилась она тогда примерно в центре кремля, ближе к современным Никольским воротам и Троицкому собору. Достоверно подтверждается источниками, что в 1568 году эта церковь уже была.
В этом году в Астрахань прибыл игумен Кирилл с повелением от царя Иоанна Грозного: “В городе у Николы Чудотворца устроить монастырь общий”.

В 1589 году началось строительство каменного астраханского кремля (Хлебников П.Х. Астрахань в старые годы. - СПб., 1907. - С. 126. В современной исторической литературе принято также мнение, что строительство каменного Астраханского кремля началось в 1582 году и завершилось в царствование Фёдора Иоанновича. Это утверждение основывается на сведениях “Пискаревского летописца”). В процессе этого строительства Никольская церковь была перенесена на северные проездные ворота, которые также стали называться Никольскими
.
Чтимая икона Николая Чудотворца была вынесена из храма и поставлена в особой часовне за кремлёвской стеной (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1880. - № 18. - С. 285).
С самого времени своего основания Никольский храм был бесприходским и считался ружным (то есть на государственном содержании). В 1698 году по соизволению митрополита Сампсона этот храм поступил в ведение собора и он стал приписным. Соборные священнослужители совершали здесь богослужения и пользовались от дохода храма (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286).
10 февраля 1701 года по указу императора Петра Первого, в связи со значительными расходами на военные нужды, было сокращено выдаваемое ружным церквам государственное жалование. Так, согласно этому указу, в церковь Николая Чудотворца, что на воротах, выдавалось “1/2 пуда воску, 1 фунт ладану и 1/2 ведра вина” в год, а также “той же церкви попу 8 руб., дьякону 2 руб. и двум сторожам по 2 руб.”

Видимо, оклад этот был самым ничтожным и мало привлекал соборное духовенство. Служба здесь стала совершаться всё реже. К тому же построенный более века назад храм сильно обветшал и требовал капитального ремонта. Средств на это также не находилось. В 1728 году по распоряжению астраханского губернатора фон Менгдена Никольская церковь за ветхостью была сломана, а иконостас с утварью были перенесены в Успенский собор.
Новый, настоящий храм был построен по инициативе астраханского купечества. 15 апреля 1729 года их представитель купец Афанасий Крашенинников обратился к Астраханскому епископу Илариону с просьбою выдать ему храмоздательную грамоту для закладки церкви (Никольская церковь на кремлёвских вратах // Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286). К1739 году строительные работы были закончены, и в этом же году новосооружённый храм был освящён епископом Илларионом.

В скором времени Никольская надвратная церковь была передана в военное ведомство и приписана к военному госпиталю, а позже к Кавказскому линейному батальону (расположенному в Астрахани).
В 1843 году, после перевода линейного батальона на Кавказ, храм был снова передан в епархиальное ведомство. Но в 1844 году, вследствие ходатайства 2-го батальонного командира (астраханского гарнизона) майора Роде, он был передан ему во временное заведывание (Никольская церковь на кремлёвских вратах //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1880. - № 18. - С. 286). Позже Никольская церковь была причислена к выстроенному рядом с нею гарнизонному лазарету (Астраханский кремль. - Астрахань, 2000. - С. 20).

В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), Никольский надвратный храм был передан во временное пользование единоверческой общине. В её ведомстве он находился до 1895 года, когда единоверцами был построен собственный храм на Кремлёвском съезде в районе Косы (Никольские ворота в Астрахани //Астраханские Епархиальные Ведомости. -1895. - № 17). После этого Никольская церковь снова перешла в полное распоряжение астраханского гарнизонного госпиталя, в ведении которого она находилась вплоть до 1917 года.



49.



50.



51.

Такие дела.

юг, Астрахань, Большая Астрахань, кремль, церковь, город, Астраханская обл., собор, путешествие

Previous post Next post
Up