Мало кто знает, что "ваганить" по-старорусски значит "шутить, смеяться", странное название для такого места. Это кладбище недалеко от моего дома, место конечно всему миру известное, любому скажи: "Ваганьково" - и тот тут же ответит: "Там Высоцкий похоронен!". Да, так оно и есть
А вот историческая фотка из домашнего архива, впрочем печаталась во многих изданиях, как в СССР, так и на Западе:
1980 год, похороны Высоцкого, сфотографировано прямо с края выкопанной могилы. Слева за автобусом ворота кладбища, маленький домик - это Управление, а жёлтой стрелочкой отмечен мой муж
Вава.
Кроме Высоцкого тут похоронено немало известнейших в прошлом людей, чьи имена подрастающее поколение наверняка не знает, а жаль. Вот например знаете ли вы что Вадим Тонков (Маврыкиевна, подружка Никитишны) - внук Шехтеля:
У них такая большая семья, а могила великого предка на Ваганьково неухоженная, полузабытая, возле невероятно прекрасного памятника всё в запустении, ни травинки, ни цветочка. Проект памятника Шехтель сам делал, и это очередной шедевр. Всегда захожу сюда, не могу не зайти, ибо влюблена в его творения.
Постоянно, ещё с детства, по дороге к бабушке на улицу Станиславского, стояла не шевелясь и не мигая разглядывала фантастические ирисы и орхидеи на фасаде дома Рябушинского:
На могиле Агапкина, автора марша "Прощание славянки" бываю, цветы приношу, свечи зажигаю, благо наш участок рядом - через дорожку от Есенина. В годы моего детства на есенинской могиле такая распивочная была, што трындец. Шатающиеся ораторы стихи невнятно и громогласно читали, бабы непонятные на могиле поэта распластавшись в слезах валялись. К барельефу постоянно норовили стакан с водкой пристроить и букетик ромашек приткнуть. Теперь такого нет, заросла народная тропа, пьяниц не видать, бабы замуж перевыходили, внуков няньчат, а может и неподалёку лежат в вечном забытьи.
рядом все могилы вытоптаны были, обосцаны, тарой водочной забросаны, короче полный аллес цузамен
И ещё про одну могилу расскажу. Ппочему-то её считают могилой Соньки Золотой Ручки, что есть неправильно. Однако ходят к этому захоронению стада околокриминального и откровенно криминального типа, видимо считают её своим талисманом хождения "на дело". А может просто так, выпить на помин души преждевременно сгинувшего в заточении братка заходят.
Мы в детстве тоже туда часто бегали, и могилу называли "Три пальмы". Никаких Сонек с драгоценными ручками тогда не приписывали к этому захоронению, тогда ещё голова у статуи на месте была, а рук уже увы не было. В те стародавние времена нам старенький священник из церкви, что при кладбище, рассказывал, что памятник этот какой-то купец поставил своей то ли жене, то ли любовнице, которая родом была откуда-то из жарких стран - потому и три пальмы имеют место быть. Вроде как женщина эта будучи беременой, утонула во время ненастья то ли на море, то ли в океане, а может и на "Титанике", кто теперь скажет точно. Так вот, руки у этой статуи были подняты вверх, а на руках был вознесён ребёночек-грудничок голенький, и теперь по обрубкам мрамора нетрудно понять, что руки так и росли именно так с руками и обстояло.
В голодные послевоенные годы по Москве прошёл слух, что покойница была похоронена в сказочно богатом уборе, в жемчугах, золоте и каменьях драгоценных, и то что сам гроб серебряный был, а может и вовсе золотой. В одну из ночей памятник лихие люди завалили, руки отбилитсь, младенец вдребезги, ограда покалечилась, это и сейчас видно, справа за статуей. Но сдвинуть цоколь так и не сумели, не солоно хлебавши ушли. Так на боку пролежала несчастная женщина долго, мама говорила, что ещё в середине 60-х валялась. Ппотом её подняли, и уже я помню как она стояла без рук и с тоской смотрела в московское небо. Куда руки дамочки подевались и осколки младенца никто не знает. Может те воры с собой от досады уволокли и продели на Сотбисе, сказочно обоготясь при этом.
Прадед мой помнил памятник во всей красе, рассказывал что пальмы были раскрашены в яркие цвета: стволы были корчневыми, листья салатовыми со множеством оттенков зелёного, и если смотреть на них с большой дорожки летом, вполне даже органично эти тропические растения вписывались в среднерусский берёзово-ёлочный пейзаж кладбища.Зимой же стояли в снегу и ошарашивали посетителей невероятностью картины. Статуя была беслоснежно-белая, и устроена так, что во время дождя струи бежали по её щекам как слёзы.
Сбоку внизу слева что-то написано по-итальянски, наверное, клеймо мастерской, где это чудо изготовили. Мы с девочками как-то классе в пятом решили могилу вымыть. Пришли с вёдрами, тряпками и пачкой стирального порошка "Лотос", но нигде не нашли воды, потому и стоит сейчас эта Неизвестная такая чумазая.
Кладбище - это наше будущее и бояться его не нужно, тем более там всегда спокойно и запросто можно потрепаться с теми, кто ещё вчера был далёк, высокомерен и недоступен, а теперь молча лежит у твоих ног и слушает твои слова.
.