Государство возникло и существует как аппарат принуждения. Эту хрестоматийную истину мы произносим, не всегда задумываясь о ее логическом продолжении - принуждения к чему? Грубо говоря, к порядку. Но что такое порядок, как его сформулировать так, чтобы, во-первых, все поняли, во-вторых, исполняли. Это очень важный момент - потому что закон (а сформулированный порядок и определение наказания за его нарушения и есть закон), вступающий в откровенный конфликт с интересами общества, несет слишком много соблазна его нарушить. Закон всегда формулировался на основе морали, присущей данному обществу, с небольшой добавкой здравого смысла. Но с очень небольшой.
Поскольку евреи давным-давно и неизвестно, на каком, собственно, основании, назначили себя коллективной мамочкой всего остального человечества, это не могло не воплотиться в израильских законах. Сами законы были, строго говоря, чужие (частью британские, частью, еще османские, часть вообще из области некоего идеального права - т.н. «доктрина справедливости»), так что пришлось их корректировать массой поправок и странных юридических новоделов под собирательным названием «статус-кво». Поэтому в них активно вписывали интересы отдельных групп израильского общества, выдавая это за мораль.
Сейчас, какая бы необходимость в здравом смысле ни возникла, обязательно отыщется политик, напоминающий об очередной священной корове, трогать которую не моги, потому что она - статус-кво. Причем эта чисто израильская юридическая странность давно уже утратила свой первоначальный смысл - «оставить все как было». Потому что с тех пор это «как было» уже перекроили столько раз, что проще оставить «как не было».
Яркой особенностью израильской Фемиды является избирательность применения законов к представителям различных общин. Но еще более яркой - идеологическая составляющая такой избирательности. Сами по себе судебная избирательность стара, как стар этот мир и всегда объяснялась двумя мотивами - деньги или укрепление (сохранение) власти. И лишь в Израиле эти мотивы оригинальны - в основном все тот же «статус-кво» или туманная «высшая справедливость». Понятно, что высшая - потому что простая, обычная, рядовая справедливость внятно требует относиться ко всем евреям одинаково. Еврейскую же Фемиду вечно заносит в какие-то дебри, где она начинает изобретать «особую ответственность евреев» и прочую чушь.
Однако же граждане еврейского государства вправе ожидать от него справедливости, прежде всего, по отношению к себе, евреям, а уж после - по отношению ко всему остальному миру. Просто потому, что справедливость понимается всеми очень по-разному. Например, по понятиям остального мира, вполне справедливо ради душевного спокойствия всего большого мира пожертвовать этим крошечным и никому особо не приятным (зато сильно всем досаждающим фактом своего существования) народцем, обосновавшимся, наконец, достаточно компактно на очень небольшой территории. Потому что проку от народца этого нет, а беспокойства масса.
Среди евреев же подобное считается резко несправедливым - и кто прав? А каждый по-своему. Для того, собственно, некогда и создавались национальные государства. Потому что каждая нация имела вполне естественное желание жить поуютнее и наиболее комфортным лично для нее образом. Опять же, согласно своей морали, которую со временем преобразовывала в свои законы. Если она при этом обладала достаточными силой и политической волей, чтобы воплотить в жизнь идею создания своего собственного государства, то все было в порядке и ее мораль переходила в право. Именно поэтому в мире до сих пор нет некоего универсального закона - потому что нет некоей универсальной нации.
В последние дни в Государстве Израиля разом произошли сразу несколько событий, очень ярко высветившие назревшие проблемы с законом и его соблюдением в нашем, несомненно, благословенном государстве. Самое громкое - «дело Давида аНахлауи». Собственно, дела в его судебном понимании как такового еще нет, но не сомневайтесь - будет. Потому что гораздо проще обвинить отдельно взятое физическое лицо во всех смертных грехах, нежели признать, что руководство государства привело свою защиту и опору - армию - к откровенному моральному развалу. И, самое ужасное - начать признанное и содеянное исправлять. Это же никаких сил, средств и никакой каденции не хватит.
Два события попроще и побледнее на фоне яркого поступка Давида Адамов - очередной всплеск активности на почве борьбе с «таг мехир» да доморощенная пусси райот Израильского уезда, Натали Коэн со своим «перфомансом» в Яд-Вашеме.
Теперь хороший вопрос - что и, главное, как с ними собираются делать? С одной стороны, существует, вроде бы, закон. С другой стороны - дышло его исполнения с гроздьями висящих на нем поправок, прецедентов, статусов-кво и «особых случаев» превращает сам закон в фарс. Дополняют фарс особенности работы израильского правосудия. Количество дел, разваливающихся на части и заканчивающихся пшиком прямо в зале суда, зашкаливает.
Причина - полиция и прокуратура поразительно не утруждает себя сбором улик и доказательств. Вместо этого судьям предлагаются размышления стороны обвинения - как это могло бы быть и как это следует понимать. Более, чем порочна распространенная практика «государственных свидетелей» - прямо говоря, преступников, желающих избежать наказания путем «сотрудничества». Многочисленные случаи оговора подозреваемых такими «свидетелями» уже перестали удивлять.
С «таг мехир» вообще разговор особый. Министерство внутренней безопасности Израиля при упоминании «таг мехир» увлеченно играет роль купчихи Настасьи Панкратьевны, впадавшей в страх и ужас от слова «жупел». И обещает найти и всячески покарать. Но тут вступает в дело то самое неравномерное отношение Фемиды к различным общинам, что делает позицию министерства весьма хрупкой и уязвимой.
Беда в том, что с этим «таг мехир» до сих пор никакой ясности нет. Поскольку наиболее безопасно было счесть, что это коварное изобретение поселенцев - МВБ так и сочло. И только начало было наводить порядок среди них - как поселенцы, видимо, где-то прослышавшие о такой вещи, как «сбор доказательств», решили эти самые доказательства собрать. Получилось неудобно - собранные доказательства однозначно указали на соседей-арабов. А ведь министр Аронович, вот незадача, уже поспешил решительно возглавить «борьбу с террором», каковым он определил (Б-г весть, из каких критериев исходя) акции «таг мехир».
Что, собственно говоря, они из себя представляют? На сегодняшний день это порча оливковых деревьев, граффити на стенах да проколотые шины автомобилей. Кто бы это ни проделал, евреи или арабы, это не террор. Это - хулиганство, от мелкого до злостного. И если должностное лицо в ранге министра квалифицирует хулиганство как терроризм - он либо неуч, либо политически ангажирован, либо не желает заниматься действительно важными вещами в сфере безопасности государства. В любом случае, отвечать за внутреннюю безопасность лучше кому-то более подготовленному.
Так или иначе, но развитие темы «таг мехир» ничего, кроме раздражения, в израильском обществе не вызывает. И вовсе не потому, что в нем так уж сильно сочувствие к поселенцам. Далеко не все разделяют их взгляды, идеалы и образ жизни. Но практически все сталкиваются с неквалифицированной работой полиции, ее беспомощностью, когда дело касается арабских правонарушителей и все возрастающим разгулом уличного криминала. А это уже затрагивает всех. Поэтому доблестные сражения Ароновича с «таг мехир» общество справедливо расценивает как симулирование бурной деятельности на пустом месте.
С начинающей актрисой Натали Коэн, публично нахамившей евреям в канун Дня памяти в музее Катастрофы, израильское общество обошлось совсем уж немилосердно - ее не сильно заметили. Так, побухтели немного в соцсетях да и плюнули. При этом куда больше комментариев вызвали мохнатые подмышки мастерицы перфоманса, нежели ее актерские данные или текст выступления, который оказался на удивление унылым. Все, что перечисляла оратор, давным-давно уже было сказано, если не в речах Ахмадинеджада, так в диссертации Абу-Мазена. Оно и к лучшему, потому что ежу понятно, что израильское правосудие ничего бы с ней не сумело сделать. Возможности, в принципе, есть, да зубов нету.
Это тот самый случай, когда израильская Фемида становится не только безглазой, но и беззубой. Сразу же найдется бойкий адвокат, который заведет либеральные речи о свободе слова, свободе самовыражения и неотъемлемом праве художника на свободу от рамок обыденности. И ни один судья при этом не вспомнит о свободе общества от выходок, попирающих его трагическую историю и о свободе людей, потерявших в Катастрофе предков, от издевательств над их памятью. Так что будем считать, что израильское общество справилось в данном случае само, наказав пренебрежением девушку, жаждущую рекламы любой ценой. Другой вопрос, что ожидает человека, решившегося на подобное, в следующий раз, когда рядом окажутся не столь терпимые к подобным выходкам или просто более чувствительные к памяти своих предков люди?
Армия - срез (кто-то предпочитает слово «слепок») общества. Так оно и есть, так что вряд ли стоило армейскому командованию удивляться реакции общества на армейское событие. Но невинная реакция командования откровенно позабавила. Особенно понравилось определение «неожиданная». Командование поражено неожиданной реакцией общества на этот инцидент. Да где ж это она неожиданная? Запоздалая - это более верно.
В двух словах - солдат Армии Обороны Израиля ВНЕЗАПНО вспомнил, что у него есть (и, главное, для чего у него есть) автомат. И поднял его. Прошу отдельно заметить - не выстрелил, не прицелился - поднял. Активно достававших его арабских подростков как ветром сдуло, а левоориентированные активисты получили, наконец, возможность завершить свой благородный труд и выложить его плоды на YouTube.
Как и в случае с «делом Шалома Айзнера», армейское руководства совершенно не заинтересовал тот факт, что иностранные граждане и их добровольные левые помощники делают в местах, где им совершенно нечего делать. Его также не интересовало, что солдаты израильской армии постоянно являются объектами провокаций и нападений. Что его попустительством стало возможным безнаказанно обругать, унизить, оскорбить еврейского солдата.
Но тот факт, что еврейский солдат продемонстрировал враждебно настроенным арабам свое оружие, мгновенно подвиг армейское руководство на самые разнообразные действия - от осуждения словесного до решительного обещания самых суровых кар.
То, что армия рано или поздно взорвется, полагаю, было ясно всем, кроме самого армейского и политического руководства страны. Ну, может, еще местные «властители дум» (как почему-то настойчиво именуют себя израильские деятели культуры), чьи дети практически не служат в армии, пребывала в блаженном неведении. А вот родители солдат (т.е. подавляющее большинство израильского общества) прекрасно в курсе все увеличивающегося недовольства пренебрежением интересами собственной армии.
К Давиду аНахлауи (т.е. «из НАХАЛя», солдату одной из боевых частей) уже поспешили применить наказание, объяснив обществу, что это не за автомат, а за ссору с командиром. Правда это или нет, само общество уже интересует мало. Общественная поддержка солдата столь велика, что наказание (даже если оно в реальности обоснованное и, что называется, «за дело») воспринимается лишь как юридическая месть государства мужественному солдату.
Армейское руководство, насколько может и как умеет, пытается оправдаться в возникшей ситуации. В какой-то степени оно право, говоря, что никаких акций протеста в армии быть не может и что недопустимо выказывание массового недовольства солдат в социальных сетях. Но, строго говоря, недопустимо и доведение солдат до такой ситуации.
Отдельные недовольные были и будут всегда, особенно в Израиле. Но когда возмущение действиями армейского командования становятся действительно массовыми (десятки тысяч фотографий солдат в поддержку «аНахлауи» и более ста тысяч голосов в его поддержку за два дня) - это уже громкий сигнал о том, что время упущено, и ситуация в армии близка к критической. А также о том, что закон, по мнению граждан, перестал защищать их интересы.
Это лишний повод руководству государства задуматься, насколько утрачено доверие к непредвзятости израильской Фемиды. Ну и, до кучи, насчет того, до чего предвзятая судебная система довела еврейского солдата и полицейского, которые откровенно боятся защищать еврейских граждан еврейского государства. Боятся под угрозой огромных штрафов, крушения карьеры, пятна в личном деле и клейма неблагонадежности со всеми вытекающими последствиями.
За то, что посмели защитить себя, окружающих, дать отпор нападению. За то, что Израиль сам пускает на свою территорию и позволяет безнаказанно действовать на ней своим ненавистникам. За то, что Израиль с мазохистским постоянством оправдывается перед всем миром за любое свое действие, за сам факт своего существования.
Не слишком ли многого мы требуем от самих себя? С какой стати нам быть милыми всему миру в ущерб собственным интересам? На самом деле, эта порочная практика не ограничивается лишь судебной системой. Она вовсю процветает в государстве, пронизывая все сферы жизни, от идеологии и обороны до внешней политики.
Запрещать строительство законопослушным гражданам государства в угоду пожеланиям другим государствам - ни единое государство в мире, кроме Израиля, до такого не додумалось. Чудо инженерной мысли Израиля, «Железный купол», находит массу восхищенных зрителей во всем мире - не находит только покупателей. И знаете, почему? Потому что любой из потенциальных покупателей искренне не понимает, как можно терпеть обстрелы собственной территории от кучки бандитов и не отвечать им. Тем более, располагая столь совершенным вооружением, каким располагает Израиль.
Если перевести это непонимание на бытовой язык, нас считают идиотами. Не самой высокоморальной нацией. Не самыми гуманными в этом грешном мире. Идиотами.
Право и мораль - далеко не оно и то же. Но они имеют схожую структуру и совместно регулируют общественные отношения. Самое важное, что они служат единой цели - согласованию интересов общества и его членов. Поэтому успешная реализация в обществе правовых норм всегда обусловлена их соответствием моральным ценностям этого общества. Ситуация в Израиле явно свидетельствует о том, что все больше его граждан не считают это соответствие достаточным.
(с)
Оригинал взят у
falkad в
ЗАКОН И МОРАЛЬ ИЗРАИЛЯ: ПРОТИВОРЕЧИЯ НАЛИЦО... * * *
всем искренне рекомендую зафрендить
falkad и подписаться на обновления её блога
она пишет - к сожалению - очень редко
но - к счастью - очень метко
вот к примеру её великолепная статья о пидарасах:
ГОЛУБАЯ КНИГА * * *
Толерантность - термин медицинский, взят из трансплантологии и означает неспособность организма отличать чужеродные органы. Достигается такое состояние постепенным угнетением ядовитыми веществами иммунной системы организма, приводя её к апатии и безразличию. Полная толерантность - это смерть.
(c) Вава
.