Многочисленные новострои, кварталы снесённых старинных особнячков центра города, т.н точечная застройка, оглушительная навязчивая реклама и прочие смертельные инъекции убили Москву, вернее то, что от неё оставалось после архитектурных чисток времён Сталина. Чтобы понастальгировать, выкладываю фото Москвы образца 1961-го года, просторной и спокойной, ещё не знающей, что с ней станет через полвека. Надеюсь, что вам понравится рассматривать город, которого нет.
1. Красная площадь, ряды лип вдоль ГУМа, правда, фотограф стыдливо не показывает Нижние торговые ряды, в которых друг на друге располагались всякие конторы. А знаете ли вы. что последний этаж ГУМа был жилым?
2. Библиотека Ленина. Ещё не мучается на электрическом неудобном стуле Достоевский, ещё в перспективе Воздвиженки видны дома возле Собачьей площадки, проезжая часть девственно чиста и свободна, стоянка не забита до отказа мерседесами, а на крыше дома Пашкова мерещатся силуэты Воланда и его свиты.
3. Воздвиженка. Справа за мачтой фонаря виден ещё не снесённый и заменённый на чёрт знает что Военторг, на переднем плане слева особняки дворянской знати, превращённые в коммуналки, а посередине мавританский замок Морозова, про который маменька хозяина, купчиха-мильёнщица Морозова сказала:
-- Раньше только я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва знать будет!
4. Комсомольская площадь. Без бомжей, без проституток и пробок, правда, с огромными очередями у касс, но на фото этого не видно, зато газончик есть:
5. Кутузовский проспект. Самое начало, справа поворот во двор гостиницы "Украина", к жилым корпусам, там в правом крыле окнами на Москва-реку прожила почти всю жизнь знаменитая фигуристка
Людмила Пахомова, помните, как однажды её и партнёру выключили музыку на соревнованиях, но они и без музыки дотанцевали до конца, и последние па программы исполняли под овации вставшего зала.
Большой длинный дом справа, с легендарным магазином "Сантехника", где с заднего хода продавали чехословацкие унитазы и польские смесители, в конце этого дома видна пристройка, там жила
Зоя Фёдорова помните, "Хеллоу! Общежитие слушает" в к/ф "Москва слезам не верит". Её и убили в этой квартире, потом по Москве сплетни ходили, что убийство политическое. Ну какое там политическое, спекулянтка она была первостатейная, круглосуточно купцы с Кавказа караванами ходили, весь подъезд плакал от этого мосторга.
На противоположной стороне почти все видимые дома были отданы дипкорпусу, в доме где был магазин "Обувь" проживал г-н Салах, первый секретарь посольства Египет, его сын Ахмед со мной в одной группе в МГУ учился, мы там закатывали мощные вечеринки, когда папаша Салах с мамашей отбывали куда-то на выходные. Эх, молодость-молодость!
6. Кутузовский проспект. Панорама "Бородинская битва". Чёрная "Волга" справа поехала на улицу 1812 года, где в доме 2 родился и жил Миркин
Вава. Я помню липы вдоль всего Кутузовского, а это место в детстве казалось такой дальней окраиной, туда от Детского Мира с Дзержинки мимо нашего дома на площади Восстания ходил автобус номер 107.
7. Ленинский проспект. Встреча Гагарина. Я конкретно этот момент не помню, совсем маленькая была, но кадры кинохроники часто по ТВ показывали вплоть до начала девяностых.
А в доме на углу Ленинского и Университетского проспектов жила наша бабушка Аня со своим спившимся сыночком Борей. Да-да, бывают и евреи-алкоголики, у нас в роду двое: Боря и дядя Изя, мир праху обоим. Как-то баба Аня в слезах звонила, гворит, Борух скандалит и денег требует, я собралась, поймала такси, на улице ночь, у водителя спрашиваю:
-- У Вас палки нет подходящей?
Приехали на место, поднимаюсь наверх, дядя скандалит изо всех сил, посуду бьёт, на мать кидается, я взяла на кухне скалку, ну и врезала ему по рёбрам изо всех сил, и что же вы думаете, баба Аня на меня с кулаками, зачем сына бью, велит его словами к порядку призывать. Я для закрепления полученных знаний по другому боку ему врезала, он спасть тут же пополз, но наука не впрок пошла, через два месяца уснул пьяный с сигаретой и диван загорелся. Он здорово обгорел, и через полгода помер.
8 и 9. Манежная площадь. Вид, конечно, деревенский, но лучше так, чем как сейчас, и лезгинку никто не пляшет, родной МГУ, на первом фото слева сразу за зданием Совета Министров (теперь Госдума) и гостиницей "Националь" дом, где находился вожделенный "Интурист", на крыше сколько помню, при СССР стояли огромные буквы "Мы строим коммунизм!", но строительство не предполагало посещение других стран простыми гражданами страны, и ездили туда исключительно профсоюзные проверенные начальники, хотя в Польшу и Болгарию ударников труда тоже отправляли, строго запрещая гулять по загранице группами менее трёх человек. Понятно, что третьим всегда был чекист.
10. Музей Ленина, Исторический музей, гостиница "Москва". Спасибо учителям, водили постоянно в эти музеи и рассказывали очень интересно, врали, конечно, про Ильича, но мы, дети, тогда "Голос Америки" и "Немецкую Волну" не слушали и продолжали искренне любить дедушку Ленина.
В гостинице "Москва" внизу был шикарный ресторан, нас дед часто туда на обед водил, а бабушка экзаменовала по правилам политеса и умению правильно пользоваться столовыми приборами. Наверху на открытой веранде было кафе "Московские огни", туда уже студентами ходили отмечать в тёплую погоду дни рождений а позднее свадьбы. Ребята-иностранцы, женившиеся на русских невестах, очень уважали там гулять свадьбы, а ещё почему-то в кафе "Хрустальное" на пересечении Дорогомиловской и Кутузовского.
11 и 12. ВДНХ и окрестности. Сюда ездили редко, т.к. далеко очень от дома и от университета, мы в свободное время уважали в Парке Горького пивка попить в баре "Пльзенский" или в кафе "Керамика". Уже потом, в середине 90-х у меня в павильоне "Культура" был антикварный магазинчик, там история одна приключилась, меня чуть не убили между прочим, может как-нибудь расскажу.
13. Дворец пионеров на Ленинских горах. Лично я там внутри вообще никогда в жизни не была, а Мирин брат Моисей постоянно в шахматных олимпиадах для школьников участвовал, но конём по жизни не пошёл, сделал рокировку и уже с первого курса мы с ним ушли с головой в спекуляции, а Мира к нас на атасе стояла в машинес сумками, т.к. по малолетству, если что, с неё взятки гладки.
14. Андронников монастырь. При СССР там был музей Андрея Рублёва, нас туда очень часто водили с факультатива по искусству, это при Музее им. Пушкина, я семь лет отходила, с третьего по десятый класс, спасибо и низкий поклон родителям, что туда отвели, я там получила мощную прививку чувства прекрасного и дозу глубоких знаний об искусстве, изображённых на картинах и в скульптурах, а также об авторах от Древнего Египта до наших дней.
15. Бассейн "Москва". Про него у Миры есть отдельный интереснейший рассказ
вот тут обязательно почитайте.
16. Планетарий. Я этот астрономический садик прекрасно помню таким, как на фото, прямо за зданием планетария была музыкальная школа, в которой все без исключения дети нашей большой семьи благополучно отучились. Здесь на фото нет, а позднее поставили голубой железный ящик с крутящейся ручкой, аттракцион назывался "Трудно ли досчитать до миллиарда", вверху стоял счётчик, и одно вращение рукоятки прибавляло на него единицу. Рукоятка была отполирована до блеска, народ крутил её старательно, но вот чем дело кончилось и досчитали ли, я не помню. Рядом, как бы за спиной фотографа, сделавшего этот снимок, был Институт Мозга, созданный специально для исследования мозгов Ленина, дальше были ворота, вечно закрытые, дополнительный вход в Зоопарк, потом подземный глубокий туалет, такой, в котором у Никулина спрашивали:
-- Папаша, закурить есть?
-- Гы-мы-гы-гы...
-- Папаша, ты что, глухонемой?
-- Да.
А следом кафе "Олень", где собирались спекулянты от комиссионного магазина, в котором продавали чудеса заграничной электроники, сам магазин был справа от входа в планетарий, и наша музыкальная школа как раз во дворе этого дома.
17. Дзержинка, Новая площадь, Детский Мир. Отлично помню его, нам в нём всегда покупали всё к новому учебному году, а вот игрушки только в "Доме Игрушки" на Кутузовском, потому что там работала бабушкина подруга главным бухгалтером, и пока мы, дети, организованно гуляли по торговым залам м брызгались водой в бассейне с надувными игрушками, бабушка с чёрного хода выносила тщательно упакованные в газету "Вечерняя Москва" всякие чудеса, которых не было на прилавках. Очень мы любили ГДРовский прообраз теперешнего "Лего", у нас комплектов пять было, и ещё огромная тоже ГДРовская железная дорога, которую Мойше подарили на 12-летие и которую мы угробили года за два или три. Кукол немецких ходящих было штуки три наверное.
Жаль, что памятник Дзержинскому снесли, как он гармонично смотрелся посреди площади, дураки в 1991 году решили ликвидировать эту красоту, но, как известно, стране легче от этого не стало.
18. Площадь Маяковского. Возле здания Горпроекта напротив входа в "Пекин" стоит какое-то серое здание, что это такое, я не знаю, при моей жизни его уже не было. В "Пекине", в башне за часами было дивное кафе, с высоченными потолками метров в десять и со стенами-окнами почти как в легендарной теперь ремонтируемой квартире у
nemihail, ну а расположенный на первом этаже ресторан был известен не только всей Москве, но и всему СССР, ибо ходила легенда, что там подают гадюку и лягушек. Однако ни то, ни другое там не подавали, были какие-то адаптированные к России китайские блюда и великое разнообразие пельменей с невероятными для того времени начинками, а за углом справа от входа была кулинария, там бабушка часто покупала блинчики с мясом.
Справа концертный зал им. Чайковского, снаружи красота такая, а во дворе были такие трущобы, прямо как в нищих кварталах Бомбея. В одной из коммуналок прямо под крышей жила мамина школьная подруга, я помню туда в гости ходили по скрипучей деревянной лестнице.
19. Пушкинская площадь. Ну кто из москвичей не назначал свидание на Твербуле у Пампуша? Я думаю, таких нет. В кинотеатр "Россия" не часто ходили, потому что под боком был родной кинотеатр "Пламя" а чуть подальше шикарный "Октябрь". За зданием "России" стоит дом, там тогда было Агенство печати "Новости" (АПН), там один из моих дедов заведовал то ли отделом кадров, то ли Первым отделом, не помню. Когда к нам приезжал в гости со своей женой, никогда не смеялся, был строг и мрачен, как похоронный агент, детей у них не было, и они самыми первыми в 1972 году отвалили в Америку, причём нелегально, но это уже отдельная шпионская история.
20. Большой театр. Его знают даже в Папуа Новой Гвинее, символ Москвы и России как Кремль и Путин. В годы моего отрочества считалось подвигом галопом обскакать чашу фонтана, по дороге выливая в воду литровый флакон могучего шампуня "Селена", что через минуту превращало фонтан в гору пены. Ближайший милиционер находился или на противоположной стороне у "Метрополя", или у метро "Площадь революции", поэтому хулиган успевал всегда безнаказанно скрыться. Я сама лично один раз видела весь процесс, ну а вечером там действительно собирались гомосексуалисты. А 31 декабря каждый год нас вплоть до десятого класса водили на "Щелкунчика".
21. Сквер и памятник Карту Марксу. Как-то ничего с этим местом не связано, а вот в самом здании "Метрополя" до революции 1917 года, на углу на первом этаже наши предки держали адвокатскую контору.
22. Парк культуры им. Горького. Вот это место вообще не помню, что за пруд и где он был, не могу сориентироваться даже по колесу обозрения. Мостик такой с набалдашниками тоже никогда не видела, видимо всё это было уничтожено до моего рождения. Однако помню, как я, мама и папа катались в лодке по какому-то пруду в этом парке, на маме было розовое платье с белым воротником и белая шляпа, папа был в белых брюках и голубой рубашке, и они целовались, а я сидела на носу лодки и пыталась поймать руками какую-то рыбу.
(с) Все фотографии сканированы из фотоальбома "Москва", издательство "Правда", 1962 год.
это отложенная запись