Понятие "гражданин" впервые появилось в Древнем Риме. Именно с той поры государство признало, что не только его подданные имеют перед ним определённые обязательства, но и оно, государство, берёт на себя определённую ответственность за людей, его населяющих. Получить римское гражданство, и соответственно, все сопутствующие ему права и привилегии стремились многие жители завоёванных Римом провинций. И одним из главных обязательств, которое взяло на себя государство в отношении своих граждан, была их защита. Империя была готова двинуть свои легионы туда, где её гражданам угрожала опасность.
Прошло две тысячи лет, но этот договор между государством и гражданином остаётся в силе. Во всяком случае, в нормальном, цивилизованном государстве, если под таковой цивилизацией понимать иудео-христианскую. Долг любого правительства защищать и спасать своих граждан, если они попали в беду.
12 июля 2006 года боевики Хезболлы совершили нападение на израильский военный патруль. Убив двоих, они захватили, как тогда считали, в плен трёт других солдат - двух евреев и бедуина. Это стало поводом к началу 2-й ливанской войны, продолжавшейся два месяца и стоившей жизни более чем ста израильтянам. Да, разумеется, у этой войны были цели кроме возврата пленных на родину - необходимо было обезопасить северные границы страны, прекратить ракетные обстрелы, но израильские представители постоянно подчёркивали, что одним из условий прекращения огня является именно это - Хезболла должна вернуть захваченных домой. Их самих или их тела, ибо даже тело израильского гражданина не должно достаться врагу. Эта война оказалась не самой удачной в истории еврейского государства. К сожалению, военная операция так и не достигла всех поставленных целей - инфраструктура Хезболлы так и не была уничтожена, а пленные не были возвращены. Потребовалось ещё два года, чтобы после длительных переговоров, через международных посредников, договориться об обмене тел похищенных израильтян на 190 тел и 5 живых террористов, среди которых был и Самир Кунтар, тот самый, который отбывал своё пожизненное заключение за теракт в Нагарии, в 79-м, когда от его рук погибла почти вся семья Харан. Здесь надо бы добавить, что возмездие всё-таки настигло Кунтара - он был убит израильской ракетой в пригороде Дамаска в 2015-м.
Это, кстати, в принципе всё, что вы хотели знать о разнице между цивилизованным государством, государством граждан и племенем, стадом, живущим по своим племенным законам и понятиям. Израиль пошёл на неравноценный обмен, стремясь любой ценой вернуть своих граждан, своих солдат, пусть и мёртвых, чтобы их достойно похоронить. Страна, не считаясь с затратами, выполнила свой долг перед теми, кто её защищал, перед их семьями. В Ливане же, в его родной деревне, Самира Кунтара, убийцу женщин и детей, встретили как героя.
Это - лишний камень в огород тех, кто что-то городит про общность ценностей при всём различии культур. Именно это различие и диктует отношение к человеческой жизни, к её ценности. Во время той войны Хезболла, как известно, намеренно размещала свои ракетные установки посреди густонаселённых жилых кварталов, зная, что израильтяне не будут стрелять в ответ. Не может иудео-христианская цивилизация породить нечто подобное "шахидам", самоубийцам, взрывающим себя посреди толпы. Это порождение именно исламской, с позволения сказать, цивилизации, ни в грош не ставящей человеческую жизнь. И это только, как показывает жизнь, мусульманская мать может сама отправить своего сына или дочь на смерть, более того - радоваться ей, если её чаду удалось унести с собой на тот свет побольше неверных.
Это вообще характерно именно для исламского мира - полное презрение и отрицание ценности человеческой жизни, не только "вражеской", но и своих собственных, с позволения сказать, граждан. ХАМАС, как и Хезболла, размещает свои ракетные установки на крышах школ и больниц. И они намеренно стреляют оттуда именно по жилым кварталам израильских городов. Это тоже характерно для племенного сознания - чужак, иноплеменник не человек, а потому можно убивать без всякого зазрения совести его женщин и детей. Можно и нужно. Зачем щадить их, если своих тоже не жалко. Более того, это один из их способов ведения пропагандистской войны - они заинтересованы в максимальных потерях гражданского населения со своей стороны, чтобы апеллировать к мировому сообществу, к тем самым идиотам доброй воли.
Впрочем, презрение к жизни своих граждан свойственно не только исламу. Любому тоталитарному, диктаторскому режиму. Гитлер, в последние дни войны, разочаровавшись в немцах, велел открыть шлюзы и затопить берлинское метро, где прятались от бомб тысячи мирных жителей. Большевики уничтожали собственное население, расходуя человеческие жизни без счёта, ведя себя как оккупанты в собственной стране. После Тухачевского только Саддам Хуссейн додумался травить газами своих людей. И это только большевистское, как бы сейчас сказали, ноу-хау - искусственный голод в стране, унесший миллионы жизней. Впрочем, таковое презрение к человеческой жизни всегда было характерно именно для России. Бабы новых нарожают.
В том то и дело, что Россия никогда не знала, как не знает и теперь никакого общественного договора между гражданами и государством. Точнее сказать, у неё и граждан-то никогда не было и нет. Потому её и нельзя рассматривать, как часть иудео-христианской цивилизации. Это совершенно особенное, в некотором, разумеется, отрицательном смысле, уникальное явление. Да, собственно, они и сами этого не скрывают, рассуждая о своём евразийстве. Причём к "евро" они имеют чисто географическое отношение. А потому понятие "граждан" к ним, мягко говоря, мало применимо. Есть подданные и есть тягловое государство. Было, есть, и, по всей вероятности, ещё долго будет. Отсюда и соответствующее отношение этого самого государства к людям, как к мусору, расходному материалу. Они обязаны служить власти, последняя же не имеет перед ними никаких обязательств. При Советской власти это проявилось особенно ярко. Здесь и уже упоминавшийся Голодомор, и чудовищные репрессии против собственного населения, и, конечно, Вторая Мировая война, вернее то, как её вёл СССР.
Очень характерно, кстати, то, что более трети нынешних россиян оправдывают сталинские преступления масштабностью целей, стоявших в те годы перед государством. Также характерна именно для этого государства и победа в "Великой Отечественной", доставшаяся заваливанием врага трупами собственных солдат. То, что, например, было во время битвы подо Ржевом, когда немецкие пулемётчики сходили с ума, выкашивая линию за линией наступавших в полный рост советских солдат. Вряд ли кто-то из политиков 20-го века растратил своё население так, как это сделал Сталин.
Нынешняя Россия ничего здесь не изменила. Наоборот, всё стало ещё циничнее и подлее, ибо скотское отношение к собственному населению прикрывается риторикой о праве "защиты" русскоязычных по всему миру. "Россия своих не бросает". Не бросает, когда надо отжать кусок чужой территории, развязать войну в соседнем государстве. В остальном же люди как были, так и остаются тем самым расходным материалом, который можно тратить по мере надобности и целей режима. Путинской власти, надеюсь, ещё предстоит ответить за взрывы домов и "рязанские учения".
Самое же страшное во всём этом то, что такое отношение полностью устраивает народ. Устраивают безымянные могилы тех, кто погиб, осуществляя путинские планы в Украине, устраивает, что государство отказывается от своих подданных (нет, не граждан), попавших в плен на Украине и в Сирии. Да что там говорить о государстве, если собственные семьи согласны лгать и отказываться от своих сыновей, мужей, отцов. Два мерзавца, а таковыми и были наёмники, взятые игиловцами в плен в Сирии, тем не менее заслужили, чтобы государство, пославшее их убивать, сперва в Украину, потом в Сирию, сделало хоть что-то для их спасения. Вместо этого, как известно, сперва от них открестилось Министерство обороны, потом были сусальные басни о их героической смерти, которую они приняли, так и не предав "веры православной". Всё.
Так что, история с этими двумя сирийскими пленными более чем типична, а потому нечему здесь удивляться или возмущаться. Равно как и со всеми остальными, погибшими в Украине и прочих войнах, оставшимися под завалами рухнувших зданий, утонувших в "Курске". Это всё расходный материал, пыль под ногами тяглового государства. И расходный материал это устраивает. Не граждане. Этим всё сказано.