Экзамен

Mar 31, 2011 16:34

В начале 1990-х годов Церкви очень не хватало священников. Наступила свобода, в страну повалили иностранные сектантские проповедники с деньгами, и правящие архиереи повсеместно сталкивались с дилеммой: если в каком-то посёлке или деревне не будет священника - туда придут секты и начнут оболванивать людей. Поэтому рукополагали всех, кто имел хоть какие-то знания о христианстве и желание. Рукополагали и неподготовленных молодых людей, совсем юных.

В числе последних, самых зелёных, оказался и я. Мне был 21 год. К архиерею, в качестве кандидата в духовенство, меня привёл священник, который только что закончил первый год своего служения. Он был на три года старше меня, и параллельно со служением заканчивал медицинский институт. Это был замечательный труженик отец Димитрий Байбаков. Вот такая была ситуация.

И вот стоим мы, двое молодых людей, один священник, другой кандидат, перед седовласым старцем, владыкой Мелхиседеком, Правящим Архиереем нашей Екатеринбургской епархии. И я держу экзамен. Спрашивал Владыка строго. О структуре богослужения, о духовном смысле отдельных его элементов. Я отвечал то, что знал. Закончив с богослужебными вопросами, Владыка ненадолго замолчал. Посмотрев на меня со значительностью, он спросил:
- Скажи-ка вот что. Что самое главное для совершения Таинства Брака? А ты, отец Димитрий, ему помогай.
- Владыко святый, я буду как бы вслух рассуждать, - начал я неуверенно. - Во-первых для совершения Таинства нужен правильно рукоположенный священник.
- Ну, это и так ясно, - несколько угрюмо отреагировал архиерей.
- Венцы в виде корон для Таинства не так обязательны. В древности ведь благословляли брачные пары с венками цветов на головах. Храм, кажется, тоже не обязателен, в случае необходимости можно совершить Таинство на природе или дома.

Архиерей кивнул и продолжал смотреть вопросительно. Возникла неловкая пауза.
- Что скажешь, отец Димитрий? - повернул к нему голову архиерей. Что самое главное?
- Ну даже не знаю, Владыко, развёл руками отец. - Всё вроде бы перечислили.

Опять потекло время. В архиерейском кабинете тишина, архипастырь смотрит на нас, как на неразумных внуков.

И вот он приподнимается, набирает побольше воздуха в лёгкие, поднимает руки вперёд, ладонями вверх, слегка потрясая ими, и неспешно, торжествующе возглашает:
- Любовь! Вот что самое главное! Потому что брак без любви - это не брак. Это вообще непонятно что такое, а не брак.

Мы, довольные таким назидательным и жизнеутверждающим ответом, с радостью улыбаемся, полностью соглашаясь с опытным и маститым архиереем. В кабинете возникает атмосфера благодати, милости и любви, о которой мы так и не подумали тогда.

А через неделю я стал священником, и архиерейские руки возложили на меня святой Крест. 
Previous post Next post
Up