О картине Летчики художника Турецкого

Dec 27, 2016 17:22




Рассматривая картины художников советского периода признанных властью, нельзя не обратить внимание на некоторый общий эмоционально-психологический заряд, некоторую идеологическую осмысленность многих арт-объектов, которые являют нам консистенцию особого религиозного отношения советской креативной прослойки к своей эпохе. Нет той разнузданной похоти или беспредметной отстраненности современного постсоветского образца, нет цветовой анархии и хаоса стилей - все подчинено смысловым конструктам, прочно внедренным в общественное сознание в эпоху строительства коммунизма. Любые девиация в стиле или подаче материала не меняют сути художественного мейнстрима -  они легко предссказуемы, механистичны и скучны. Кратко пройдясь по биографии Турецкого понимаешь это как нельзя полно, проникаясь его своеобразным отображением советской действительности. Еще будучи ребенком, будущий поэт соц-поп-арта продемонстрировал свою зрелость в конкурсе детских рисунков, как бы предопределив свою дальнейшую стезю.

Картина Летчики не представляет собой никакого исключения из общей канвы в творческом процессе Бориса Турецкого, она в полной мере отражает его плотский конструктивизм с попытками абстрагирования, как бы стремлением поиска двери в мир сверхреальности и символического осмысления, но тем самым еще более обнажая сюрреализм советской действительности. Формы, цвет, общая композиция картины, монолитные лица двух военных внушают больше безотчетный страх перед этой монохромной вселенной, чем благоговейный трепет перед героической профессией летчика. Сзади расположенное черное окно поезда вызывают реминисценции черной дыры, места, куда мчатся эти пассажиры помимо своей воли. Что отражается в их лицах? Напряженное ожидание прибытия? Или просто мертвое безразличие кроющиеся во всех складках их стальных шинелей, в чертах лиц, застывших в безвременьи этой бесконечной поездки. Электрический свет хирургическим скальпелем обнажает бессмысленность всего происходящего, холод зимы физически переносится с картины на наблюдателя. Почему то споминается песня Цоя "Электричка"... Знаете, черт возьми, мне нравится этот стиль, мне нравится эта атмосфера! Что ни говори, Турецкий мастерски владеет техникой письма, его разговор со зрителем честен и вызывающ. А готов ли сам зритель вглядется в глубину той пустоты, которая так часто присутствует в работах художника, часто умело прячась за обыденными вещами и людьми? Есть ли в этом безвременьи исход или мы все увязли в этой липкой бесцветной матрице "реальности"? Ответ каждый найдет свой.

художники

Previous post Next post
Up