Сюзани - вышитое декоративное панно из белой (реже цветной) хлопчатобумажной ткани или шёлка, распространённое у народов Таджикистана и Узбекистана как элемент украшения интерьера. С фарси «сузан» переводится как «иголка», «игла». На фарси употребляется выражение не «сюзане», а «сюзанэ», но лучше употреблять; «сузани» ( оба варианта (таджикский и фарси) - понимаемы на слух, но различие между таджикским вариантом «сюзане» и фарси -«сюзанэ-сузани» можно показать на примере: «здрасьте» и «Здравствуй». Персы издревле используют «сюзанэ». В одних случаях «сюзанэ»- это небольшие платки- салфетки (в современном понимании), вышитые шелковой ниткой тамбурным швом и подкладываемые под чайный прибор. «Сюзане» также использовали в «хаммаме» ( по нашему- в бане) и расстилали на скамьях, где отдыхали… Еще одно применение «сюзанэ» у персов и афганцев: «экспонирование» на стенах (в этих исламских странах сюзанэ и ковры- именно так использовали для декора интерьера).
Характерные узоры - розетки, цветочные мотивы, изображения птиц, древние магические символы. Это настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты. Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия.
Об узбекском сюзанэ можно говорить, как о национальной художественной форме, развивающей свой собственный стиль в течение столетий. В XIX-ом столетии Нурата, Бухара, Самарканд, Шахризабс, Ташкент и Фергана стали центрами художественной вышивки. Каждая школа вышивки имеет свои собственные местные особенности. Узбекские вышивки в основном изображают растительное царство: сады и клумбы.
При ознакомлении с узбекским сюзане невозможно найти сходства между двумя частями, несмотря на подобные формы и цвета. Разнообразие украшений и их комбинаций - это то, на чем базируется искусство сюзанэ. Сегодня вышивка продолжает развиваться как в промышленных масштабах, так и в чисто ручной работе. (по материалам www.orexca.com)
2
Оказывается, в старину умение вышивать ценилось на вес золота, и это притом, что в округе практически не было ни одного дома, где б не имелось своих искусниц в этом деле - они, что называется, с пеленок привлекались к вышиванию! Как только выяснялось, что невеста, в дом которой пришли сваты, владеет искусством вышивки, калым за нее многократно возрастал. Более того, если женщина умела вышивать, то она «автоматом» освобождалась от всех домашних обязанностей, даже от воспитания детей, и занималась «чистой» вышивкой. Кстати, в те далекие годы вышиванием занимались и мужчины, хотя прерогатива в этом деле всегда оставалась за женщиной. Любопытен и тот факт, что существовала целая группа людей, которые занимались только нанесением рисунков на готовую ткань. Затем уже наступал черед собственно вышивальщиц. (www.fergananews.com)
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
Где купить в СПб:
магазин декора
"Flamand Rose"