(no subject)

Jul 10, 2019 01:57



Каждый раз, когда на работе меня представляют незнакомым людям, обычно говорят что-то типа "Вот наша ИГ, она КФН, член ГЭК БГПУ, автор большинства наших программ..." Я традиционно краснею и мысленно уползаю в ближайшие кусты...
Однако я слышу эту формулировку так часто, что уже потихоньку сама начинаю в нее верить. Синдром самозванца - синдром хитрый и коварный. И кем бы я была и что бы я насоздавала без той поддержки и всяческой помощи коллег (назвать их начальством язык не поворачивается, мы уже и сами не знаем, кто кому у нас начальство).

Отбросив всю свою застенчивость, скажу что я когда-то придумала, как будут строиться занятия в нашем Семейном Первом Классе. Я, канеш, не спала месяц до этого и еще пару месяцев после, думая, проектируя, советуясь, меняя, мучаясь, сочиняя и много других деепричастий...
Сейчас наши тогдашние supposed-to-be первоклассники (все было неточно до последних дней августа) собираются в третий класс. Наш третий класс. И - поправляя корону - все у нас с ними получается просто прекрасно. Я еще расскажу об этом отдельно, когда дойдут руки.

Сейчас мы в процессе горячего планирования средней школы. Моему - тогда еще совсем сырому проекту - поверили мои же коллеги (нет ничего дороже на самом деле), поверили и привели собственных детей. Вся наша работа в этом году - она в первую очередь "для своих"/"как себе"/"междусобойчиковая" - и я пока не знаю, стоит ли из-за этого немного расслабиться (свои ж дети, чоуж) или наоборот собрать в кулак все силы и возможности (для своего же будущего стараемся). Впрочем, все дети, которые к нам приходят, становятся немного своими... А некоторые совсем Своими... и уже не разберешь, кто тут чей, все они Наши, вот и все...

Так вот. Надев свой любимый терново-лавровый венок, излагаю наши (мои? да нет, наши все-таки), Июльские Тезисы, посвященные Средним Классам РВ.
1) Учеба - она не ради учебы. Она ради знаний и умений эти знания использовать по назначению. Это нынче модно именовать компетенциями. Пусть так. Учиться не должно быть легко. И учеба не может быть бесконечным развлечением. Иначе это профанация. Учеба - это работа. Постоянная и планомерная. Работа для своего будущего и своего настоящего.

2) В любую минуту своей деятельности человек должен понимать, что он делает, с какой целью, и какого он хочет достичь результата. Этот постулат касается и учебной деятельности человека. Зачем мы это изучаем, когда нам это может пригодиться, чего я хочу достичь (и чего могу тоже).

3) Человек старше десяти лет способен (и, собственно, должен) заниматься Наукой. Изучать материал, обрабатывать и систематизировать информацию, проводить собственное исследование на основе имеющихся знаний, делать выводы... Наши дети будут работать в научной сфере (никаких кавычек, все серьезно) по крайней мере все то время, которое они учатся у нас.

4) Грамотная речь, умение рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения, делать правильные выводы, излагать свои решения и проблемы аудитории - какая без этого может быть учеба. Как можно учиться и при этом не уметь Разговаривать о том, чем занимаешься и что изучаешь? Будем учиться. Будет сложно. Но без этого нет роста и развития.

5) Коллектив. Академическая среда. Школа/класс - как место для обмена опытом, впечатлениями, как та здоровая почва, на которой хорошо и свободно прорастают побеги... Учиться - это интересно, учиться хорошо - это правильно, знать - это замечательно, добиваться результата - это прекрасно. Тратить свою жизнь на "мне мама разрешает тупить в ютуб/игрушки в телефоне по 20 часов в день" - преступление против себя самого. Нет свободы без знаний. Нет комфортной учебы без взаимного уважения и поддержки. Человек, который сумел, абстрактно говоря, после месяца упорных тренировок подтянуться на турнике, заслуживает не меньшего восхищения, чем тот, кто занял призовое место на олимпиаде. Все дело в том, что захотел, постарался - и добился. Давайте вместе за него (и вместе с ним) порадуемся. Очень хотел, но не получилось (хоть турник, хоть олимпиада) - давайте вместе его поддержим.

6) Семья имеет особое значение в жизни ребенка. Да и в жизни вполне так взрослого человека семья тоже имеет решающее значение. Школа не может заменить семью. Как, например, хлеб не может заменить масло (и наоборот тоже). Мы - семейный образовательный центр. Семья в приоритете. Нельзя работать с ребенком, не контактируя (и не имея общего языка) с его семьей. Нет, ну можно, наверное, если полностью вырвать дите из семейного контекста и увезти км за 500, а еще лучше за 1000. Однако наши дети возвращаются после уроков домой, в семью. И там, в семье они проводят гораздо больше времени, чем в школе. И сколько бы раз не говорили им в школе, что, к примеру, драться нельзя и неправильно, ничего не сработает, если дома драться можно. Ну или "да чотакова, он так играет"/"яжеотец, я что, не могу своему ребенку врезать"?

7) Помимо учебы как процесса усвоения знаний через книги/учебники/интернет есть еще процесс социальной активности. Общение с широким кругом людей разного возраста, образования, профессии. По крайней мере, эпизодическое общение ("вы не выходите?" в автобусе - не считается). Путешествия по разным местам (как в собственном городе, так и в других городах или на природе). Наблюдение за чужой жизнью. Чтение художественной литературы. Активное взаимодействие с не очень (изначально) знакомыми людьми для создания общих проектов и других деятельностей. Спорт. Накопление собственного опыта через разного рода общение.

8)Смена школы /формата учебы - не панацея от всех проблем. От себя не убежишь. Умение копаться в себе, анализировать собственную жизнь, строить общение с самим собой (а значит, и с окружающими), умение делать правильные выводы из своих или чужих ошибок - очень ценное умение. Мы не решим никаких ваших проблем, если вы сами не захотите их решить и не приложите к этому определенные усилия.

9) Нам очень важно, чтобы дети любого возраста чувствовали себя у нас в РВ как дома. Чтобы им было спокойно и комфортно. Чтобы родители при необходимости могли забрать их на час-два-три позже и не переживать за ребенка. Однако "комфортно" и "безнаказанно" - не синонимы. Мой комфорт не должен мешать комфорту других. Нельзя, например, орать в коридоре, если в классах идут занятия. Да и вообще орать нельзя, собственно говоря. Нельзя хватать не свои вещи без разрешения. Бесхозный тапок в углу раздевалки не обязательно оставлен тут для того, чтобы им кидаться друг в друга. И мячики на полке в шкафу - тоже не факт, что для разбрасывания по всей территории центра. Нельзя раскидывать свои вещи по всей площади, для этого есть твой собственный шкафчик в раздевалке. Поделал уроки за столом - убери все до того, как пойдешь играть. Вещи могут потеряться, испортиться (подбежит малыш и порвет ценную книгу, например), вещи могут мешать, если тут планируется занятие... Таких "нельзя" (включая "нельзя бить и вообще касаться других людей без их на то разрешения) набирается очень много. Как и "надо" - надо убирать за собой посуду, надо носить вторую обувь, надо... Однако без этих "надо" и нельзя" школа превратится в хлеб и хаос, а Домом так и не станет. Дома должно быть уютно и удобно.
10) Прежде чем принять кого-то в наши Семейные Классы мы должно отговариваем. Не потому, что нам не нужны люди. А потому, что мы хотим, чтобы решение детей и родителей было осознанным. И что, записываясь к нам, они-таки принимают наши правила игры. Для того, чтобы проверить это на практике, а не просто из разговоров, мы когда -то и придумали Летнюю школу. Пробное занятие (о котором так часто спрашивают те. кто звонит нам по телефону) вряд ли что-то покажет. А вот две недели интенсива (ну или все лето понемножку, такие варианты тоже есть) как раз позволят нам (учителям-Центру с одной стороны, ребенку с другой стороны и родителям - с третьей) понять, насколько мы друг другу подходим. Да, мы оставляем за собой право сказать "нам с вами не по пути". И это не потому, что мы хорошие, а вы - плохие. Просто разные у нас с вами подходы к воспитанию/обучению/развитию. И это нормально. Но лучше решить эти вопросы на берегу, чем в разгаре учебного года.

психология, my day, наш Центр, школа, моя Уфа, семейное образование, раннее развитие, дети, это я, наше СО, работа, планов громадье, повод для гордости

Previous post Next post
Up