Jul 10, 2019 01:57
Каждый раз, когда на работе меня представляют незнакомым людям, обычно говорят что-то типа "Вот наша ИГ, она КФН, член ГЭК БГПУ, автор большинства наших программ..." Я традиционно краснею и мысленно уползаю в ближайшие кусты...
Однако я слышу эту формулировку так часто, что уже потихоньку сама начинаю в нее верить. Синдром самозванца - синдром хитрый и коварный. И кем бы я была и что бы я насоздавала без той поддержки и всяческой помощи коллег (назвать их начальством язык не поворачивается, мы уже и сами не знаем, кто кому у нас начальство).
Отбросив всю свою застенчивость, скажу что я когда-то придумала, как будут строиться занятия в нашем Семейном Первом Классе. Я, канеш, не спала месяц до этого и еще пару месяцев после, думая, проектируя, советуясь, меняя, мучаясь, сочиняя и много других деепричастий...
Сейчас наши тогдашние supposed-to-be первоклассники (все было неточно до последних дней августа) собираются в третий класс. Наш третий класс. И - поправляя корону - все у нас с ними получается просто прекрасно. Я еще расскажу об этом отдельно, когда дойдут руки.
Сейчас мы в процессе горячего планирования средней школы. Моему - тогда еще совсем сырому проекту - поверили мои же коллеги (нет ничего дороже на самом деле), поверили и привели собственных детей. Вся наша работа в этом году - она в первую очередь "для своих"/"как себе"/"междусобойчиковая" - и я пока не знаю, стоит ли из-за этого немного расслабиться (свои ж дети, чоуж) или наоборот собрать в кулак все силы и возможности (для своего же будущего стараемся). Впрочем, все дети, которые к нам приходят, становятся немного своими... А некоторые совсем Своими... и уже не разберешь, кто тут чей, все они Наши, вот и все...
Так вот. Надев свой любимый терново-лавровый венок, излагаю наши (мои? да нет, наши все-таки), Июльские Тезисы, посвященные Средним Классам РВ.
1) Учеба - она не ради учебы. Она ради знаний и умений эти знания использовать по назначению. Это нынче модно именовать компетенциями. Пусть так. Учиться не должно быть легко. И учеба не может быть бесконечным развлечением. Иначе это профанация. Учеба - это работа. Постоянная и планомерная. Работа для своего будущего и своего настоящего.
2) В любую минуту своей деятельности человек должен понимать, что он делает, с какой целью, и какого он хочет достичь результата. Этот постулат касается и учебной деятельности человека. Зачем мы это изучаем, когда нам это может пригодиться, чего я хочу достичь (и чего могу тоже).
3) Человек старше десяти лет способен (и, собственно, должен) заниматься Наукой. Изучать материал, обрабатывать и систематизировать информацию, проводить собственное исследование на основе имеющихся знаний, делать выводы... Наши дети будут работать в научной сфере (никаких кавычек, все серьезно) по крайней мере все то время, которое они учатся у нас.
4) Грамотная речь, умение рассуждать, спорить, отстаивать свою точку зрения, делать правильные выводы, излагать свои решения и проблемы аудитории - какая без этого может быть учеба. Как можно учиться и при этом не уметь Разговаривать о том, чем занимаешься и что изучаешь? Будем учиться. Будет сложно. Но без этого нет роста и развития.
5) Коллектив. Академическая среда. Школа/класс - как место для обмена опытом, впечатлениями, как та здоровая почва, на которой хорошо и свободно прорастают побеги... Учиться - это интересно, учиться хорошо - это правильно, знать - это замечательно, добиваться результата - это прекрасно. Тратить свою жизнь на "мне мама разрешает тупить в ютуб/игрушки в телефоне по 20 часов в день" - преступление против себя самого. Нет свободы без знаний. Нет комфортной учебы без взаимного уважения и поддержки. Человек, который сумел, абстрактно говоря, после месяца упорных тренировок подтянуться на турнике, заслуживает не меньшего восхищения, чем тот, кто занял призовое место на олимпиаде. Все дело в том, что захотел, постарался - и добился. Давайте вместе за него (и вместе с ним) порадуемся. Очень хотел, но не получилось (хоть турник, хоть олимпиада) - давайте вместе его поддержим.
6) Семья имеет особое значение в жизни ребенка. Да и в жизни вполне так взрослого человека семья тоже имеет решающее значение. Школа не может заменить семью. Как, например, хлеб не может заменить масло (и наоборот тоже). Мы - семейный образовательный центр. Семья в приоритете. Нельзя работать с ребенком, не контактируя (и не имея общего языка) с его семьей. Нет, ну можно, наверное, если полностью вырвать дите из семейного контекста и увезти км за 500, а еще лучше за 1000. Однако наши дети возвращаются после уроков домой, в семью. И там, в семье они проводят гораздо больше времени, чем в школе. И сколько бы раз не говорили им в школе, что, к примеру, драться нельзя и неправильно, ничего не сработает, если дома драться можно. Ну или "да чотакова, он так играет"/"яжеотец, я что, не могу своему ребенку врезать"?
7) Помимо учебы как процесса усвоения знаний через книги/учебники/интернет есть еще процесс социальной активности. Общение с широким кругом людей разного возраста, образования, профессии. По крайней мере, эпизодическое общение ("вы не выходите?" в автобусе - не считается). Путешествия по разным местам (как в собственном городе, так и в других городах или на природе). Наблюдение за чужой жизнью. Чтение художественной литературы. Активное взаимодействие с не очень (изначально) знакомыми людьми для создания общих проектов и других деятельностей. Спорт. Накопление собственного опыта через разного рода общение.
8)Смена школы /формата учебы - не панацея от всех проблем. От себя не убежишь. Умение копаться в себе, анализировать собственную жизнь, строить общение с самим собой (а значит, и с окружающими), умение делать правильные выводы из своих или чужих ошибок - очень ценное умение. Мы не решим никаких ваших проблем, если вы сами не захотите их решить и не приложите к этому определенные усилия.
9) Нам очень важно, чтобы дети любого возраста чувствовали себя у нас в РВ как дома. Чтобы им было спокойно и комфортно. Чтобы родители при необходимости могли забрать их на час-два-три позже и не переживать за ребенка. Однако "комфортно" и "безнаказанно" - не синонимы. Мой комфорт не должен мешать комфорту других. Нельзя, например, орать в коридоре, если в классах идут занятия. Да и вообще орать нельзя, собственно говоря. Нельзя хватать не свои вещи без разрешения. Бесхозный тапок в углу раздевалки не обязательно оставлен тут для того, чтобы им кидаться друг в друга. И мячики на полке в шкафу - тоже не факт, что для разбрасывания по всей территории центра. Нельзя раскидывать свои вещи по всей площади, для этого есть твой собственный шкафчик в раздевалке. Поделал уроки за столом - убери все до того, как пойдешь играть. Вещи могут потеряться, испортиться (подбежит малыш и порвет ценную книгу, например), вещи могут мешать, если тут планируется занятие... Таких "нельзя" (включая "нельзя бить и вообще касаться других людей без их на то разрешения) набирается очень много. Как и "надо" - надо убирать за собой посуду, надо носить вторую обувь, надо... Однако без этих "надо" и нельзя" школа превратится в хлеб и хаос, а Домом так и не станет. Дома должно быть уютно и удобно.
10) Прежде чем принять кого-то в наши Семейные Классы мы должно отговариваем. Не потому, что нам не нужны люди. А потому, что мы хотим, чтобы решение детей и родителей было осознанным. И что, записываясь к нам, они-таки принимают наши правила игры. Для того, чтобы проверить это на практике, а не просто из разговоров, мы когда -то и придумали Летнюю школу. Пробное занятие (о котором так часто спрашивают те. кто звонит нам по телефону) вряд ли что-то покажет. А вот две недели интенсива (ну или все лето понемножку, такие варианты тоже есть) как раз позволят нам (учителям-Центру с одной стороны, ребенку с другой стороны и родителям - с третьей) понять, насколько мы друг другу подходим. Да, мы оставляем за собой право сказать "нам с вами не по пути". И это не потому, что мы хорошие, а вы - плохие. Просто разные у нас с вами подходы к воспитанию/обучению/развитию. И это нормально. Но лучше решить эти вопросы на берегу, чем в разгаре учебного года.
психология,
my day,
наш Центр,
школа,
моя Уфа,
семейное образование,
раннее развитие,
дети,
это я,
наше СО,
работа,
планов громадье,
повод для гордости