Sep 20, 2018 00:06
Я уже медленно приближаюсь к финалу.
Родители нам доверяют, поэтому приводят к нам и вторых, и третьих детей. А некоторые и четвертых). Но доверяют они нам не на пустом месте. Мы это доверие когда-то завоевали, а сейчас старательно сохраняем, продолжая работать на высоком уровне. У нас нет ресепшн и сухого бассейна, например. Мокрого тоже нет, как и лазилки. И по коридорам не ходят клоуны и аниматоры. И врач с 20тилетним стажем не проводит прием детей перед уроком, чтобы исключить наличие вирусов и никто не делает ожидающим мамам маникюр в качестве бонуса. Вся наша ценность - в самих занятиях. Чтобы родители были согласны водить и платить, занятия должны представлять ценность и для детей, и для родителей.
Это была преамбула)
Путем экспериментов, побед и ошибок, родилась, наконец, и схема занятия для 4-5 леток. Три «урока», две перемены, итого 2,5 часа. Первый урок честно идет 45 минут (иногда даже 50), второй и третий - меньше. Перемена изначально заявлена как пятиминутная, на практике получается больше. Однако сделать три урока по 20 минут с переменами по 30, чтобы поиграли и потусили вдоволь - как-то странно. Играть и тусить можно вне занятий, во дворе или в гостях. Или в лазилке. Заставлять родителей платить за 2,5 часа, занимаясь, по сути, час с небольшим - как минимум нелепо, заниматься же оплаченный час, а приходить на 2,5 - кто ж на такое подпишется?
Первые 45 минут - математика, она же логика, она же геометрия, она же черчение и т.д. Мы всегда начинаем с манипуляций - это возможность для детей, явившихся с «подвижным настроением» перейти к умственной деятельности, сохраняя «подвижность». Строить из палочек по заданию на доске, по заданию из таких же палочек, по половине картинки, по памяти… Строить из танграма. Строить и чертить. Раскладывать стрелочки. Разносить фрукты по «складам». Вариантов тысячи. Во-первых, обучение «через руки» - самое действенное. Во-вторых, это еще игра, но уже учеба. В третьих - увлекаясь процессом, ты потихоньку сосредотачиваешься на деятельности.
Потом «технический перерыв», с зарядкой на координацию (иногда это требует большей сосредоточенности, чем математика) и всякими там прыжками. Тут важно поймать золотую середину - носиться сломя голову ввосьмером у нас было бы проблематично и опасно, поэтому учимся двигаться разумно, но весело.
Потом пальчиковая игра - и тренировка «возьми карандаш правильно» - целое приключение, честное слово. Потом «карандашная» часть - из тетрадок для дошколят. Задания там разные, я несколько лет подбирала самые-самые. И фишка там в том, что «делать, как хочет ребенок»=делать неверно. Например, раскрасить пять красных фигурок - любых, из 20ти вариантов. И если ребенок берет зеленый карандаш и красит все двадцать зеленым - он, фактически, задание не выполнил. Его не ругают, но и не похвалят. Ну или похвалят за аккуратность, но скажут, что в задании было сказано совсем другое. Слышать и понимать задание, между прочим, - это важное умение для будущего школьника. И для будущего взрослого тоже. Даже если он никогда в жизни не будет работать на дядю, а прям с 12ти лет начнет собственный успешный бизнес. .
В середине процесса как правильно еще одна прыжковая подвижность А потом перемена.
Родителей на перемену просят приносить перекус - дети тратят много умственных сил и нуждаются в глюкозе. То самое время, когда хорошо пойдет морковка, энергетические батончики, орешки,Ю изюм.. Чтоб сунул в рот и побежал играть. Тем более что с последнего приема пищи прошло не так и много времени - всяко ведь едят перед выходом на занятия. То есть перекус носит весьма символический характер. Некоторые несут макароны с мясом… И вся перемена уходит на медленное поедание содержимого кантарки, которую еще надо сначала разогреть в микроволновке. А во вторую перемену (через, считай, 35-40 минут) некоторые еще и ноют, что голодные, потому что все съели «уже давно», и теперь им нечего есть, и жадно заглядывают в миски тех, у кого еда еще осталась. Поэтому мне лично милее мелкий перекус, после которого дети отправляются в игровую.
Перемена - время для игры и болтания.
После перемены начинается второй урок. Дети немного взбудоражены, поэтому второй урок у нас начинается с «прописей». Это обводилки по возрасту. Это нетрудно. НО. Это умение правильно держать карандаш. Это умение сосредотачиваться на процессе. Это работа с таймером и наше "золотое правило" - пока работает таймер, мы тоже работаем и учимся молчать. Целых три минуты. А потом четыре. Сначала сложно, потом они увлекаются процессом (да и обводилки прикольные) и молчат уже добровольно.
Второй урок у нас смешанный - тут и буквы, и природоведение, и загадки, и развитие памяти, и законы физики и все на свете, не все в один раз, конечно, то одно, то другое. Сохраняется одно правило - смена деятельности не реже, чем через 10 минут с обязательной мини-подвижностью между ними.
Третий урок - английский язык. Мы не ставим цели научить детей говорить по-английски. Это было бы невозможно за полчаса в неделю. Тем, кто хочет действительно говорить по-английски до школы, нужно посещать занятия каждый день, а еще лучше - приходить туда «в садик» - чтобы с тобой там несколько часов играли и общались только на языке. Наша задача - показать ребенку, что помимо русского существуют другие языки, что учиться английскому языку - интересно. Мы тренируем память, много поем и двигаемся, учим ситуативные фразы (и часто забываем их на след день), рассказываем стихи и т.д. В конце урока - если все получилось - мультик. Английский. Пятиминутный. Иногда трехминутный. Мне каждый раз немного стыдно, что на уроке дети смотрят мультик - делают то, что можно делать и дома. Но это такая красивая точка в уроке, такая минутка, когда они приходят в себя от объема информации и, успокаиваясь, сидят и слушают английскую речь, еще что-то там улавливая. Ухо приучают, если честно, к иностранной речи, но об этом им уже и не сообщается.
Дети уходят домой после трех серьезных, в общем-то уроков, бодрыми и неусталыми. И получают домашку, которую могут не делать. А могут и делать. Это тема для другого поста. Который, впрочем, уже был когда-то написан.
Для чего я это все писала? Точнее, что сподвигло меня на столько букв о том, что раньше жило только в голове?
Ну вот завтра и расскажу.
Что там говорят в конце те, кто писать ленится - подписывайтесь, ставьте лайки, до новых встреч.
психология,
my day,
наш Центр,
работа,
образование,
наблюдения