(no subject)

May 04, 2018 00:24


Сегодня я буду сыпать цитатами. Из Александра Нилла. Основателя Саммерхилла.
Прячьтесь)
Я выбрала только те фразы, которые сейчас остро волнуют меня. Не прибавила от себя ни одного комментария.И даже ни одной эмоции.

Трудный ребенок - несчастливый ребенок. Он находится в состоянии войны с самим собой, а, следовательно, и со всем миром. Трудный взрослый сидит в той же лодке. НИ один счастливый человек никогда не нарушал порядок на собрании, не проповедовал войну, не линчевал негра. Все преступления, всю злобу, все войны можно свести к несчастливости.

Я редко слышу, чтобы дети кричали, потому что у свободных детей, в отличие от подавленных, нет ненависти, которая требует выражения. Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь - любовью. Любовь означает принятие детей, и это существенно для любой школы.
Проявляют ли ученики Саммерхилла агрессивность, обычную для детей? Что ж, каждому ребенку нужна некоторая агрессивность, чтобы проложить себе дорогу в жизни. чересчур высокая агрессивность, которую мы видим в несвободных детях, есть утрированный протест против ненависти, направленной на них. Агрессивные дети, которые у нас есть - это всегда те, которые не получают в семье ни любви, не понимания.

И сотрудники, и ученики ужасно сердились, когда ватага маленьких девочек, предводительствуемая одной заводилой, докучала всем, брызгалась водой, нарушала правила отбоя, - в общем, превратилась для всех в постоянный источник беспокойства. Общее собрание обрушилось на Джин предводительницу. Использование ею свободы в качестве лицензии на безобразия было осуждено решительно.
Одна посетительница, психолог, сказала мне: "Это все совершенно неправильно. У девочки такое несчастное лицо, ее никто никогда не любил, и вся эта открытая критика заставляет ее чувствовать, что ее не любят еще сильнее, чем когда либо прежде. Ей нужна любовь, а не противостояние."
- Милая дама, - возразил я. - мы пробовали изменить ее любовью. На протяжении многих недель мы вознаграждали ее антиобщественное поведение. Мы проявляли по отношению к ней любовь и терпимость, но она никак на это не реагировала. Вернее, она смотрела на нас как на простаков, легкую мишень для ее агрессивности. Мы не можем принести все сообщество в жертву одному человеку.

Я знаю, что когда Джин исполнится 15 лет, она будет хорошей, общительной девочкой, а не предводительницей шайки разбойников. Моя уверенность основывается на силе общественного мнения. Ни один ребенок не станет годами жить в нелюбви и суровой критике. Что же касается осуждения на общем собрании, то просто нельзя жертвовать другими детьми ради одного трудного ребенка.

Однажды у нас жил шестилетний мальчик, судьба которого до поступления в Самммерхлилл была довольно печальна. Это был жестокий задира и разрушитель, исполненный ненависти. Четырех-и пятилетние дети страдали и плакали. Сообщество должно было что-то сделать, чтобы защитить их, и это что-то следовало направить на забияку. Нельзя было позволить, чтобы за ошибки, совершенные родителями, расплачивались другие дети, чьи мамы и папы сумели дать им и любовь, и заботу.

Саморегуляция означает право ребенка жить свободно, без внешнего давления - физического или психологического. следовательно, ребенок ест, когда голоден, приобретает привычки чистоплотности, когда на захочет, на него никогда не кричат и не поднимают руки, он всегда любим и защищен. Сказанное звучит легко, естественно и прекрасно, однако поразительно, как много молодых родителей, ревностно отстаивающих эту идею, умудряются понимать ее превратно. Например, четырехлетний Томми лупит по клавишам соседского пианино деревянным молотком. Любящие родители оглядываются с торжествующией улыбкой. которая означает: разве не удивительна саморегуляция этого ребенка?

Все движение за свободу детей омрачается и дискредитируется тем, что слишком многие поборники свободы витают в облаках. Один такой адепт выразил мне недавно свое возмущение тем, что я накричал на трудного семилетнего мальчика, который стучал по двери моего кабинета. По мнению возмущавшегося, я должен улыбаться и терпеть шум, пока ребенок не изживет свое желание барабанить по дверям. Я действительно провел немало лет, терпеливо снося деструктивное поведение трудных детей, но делал это в качестве их психотерапевта, а не просто человека.

Если молодая мать считает, что ее трехлетнему ребенку следует позволить разрисовать входную дверь красными чернилами на том основании, что таким образом он свободно самовыражается, значит, она не способна ухватить самый смысл саморегуляции.

Как-то одна женщина привела ко мне свою семилетнюю дочь. "Мистер Нилл, - сказала она, - я прочла каждую написанную вами строку и еще до того, как Дафна родилась, я решила вырастить ее в точности по вашим идеям". Я взглянул на Дафну, которая стояла на моем рояле в грязных ботинках. Оттуда она совершила прыжок на софу и чуть не пробила ее насквозь. "Вы видите, как она естественна", - восхищенно прокомментировала мать. - Настоящий ребенок. воспитанный по Ниллу", Боюсь,я покраснел.
Именно различие между свободой и вседозволенностью и не могут ухватить многие родители. В строгой, суровой семье у детей нет никаких прав, в испорченной семье у них есть права на все.

Хороша та семья, в которой у детей и взрослых равные права. Это справедливо и для школы. Еще и еще раз следует подчеркнуть, что предоставить ребенку свободу и портить ребенка - разные вещи.

Для того, чтобы дети могли жить в согласии со своей внутренней природой, от взрослых требуется определенное самопожертвование. Здравые родители находят какой-то компромисс. Вздорные родители либо лютуют, либо портят детей, отдавая им все права.
Дети очень мудры и рано принимают социальные правила.

Свобода означает право делать все, что ты хочешь, если только этим не нарушается свобода других. Результат ее - самодисциплина. В образовательной политике мы как нация отказываем человеку в праве жить. Для нас убеждать значит устрашать. НО между запрещением бросаться камнями и принуждением изучать латынь - большая разница. Бросание камней затрагивает интересы других людей, требование изучать латынь относится только к самому ребенку.

Я прочитала треть. Поэтому продолжение следует.
А идеи-таки витают в воздухе...И читать свои мысли у другого человека - это так радостно...

психология, my day, литература, наш Центр, школа, задумалась, работа, образование, философия, дневник читателя

Previous post Next post
Up