"Король умер, да здравствует король!" - Именно так, в нескольких словах можно описать судьбу станции "Деловой Центр" Московского метрополитена.
Дело в том, что подавляющему большинству пассажиров невдомёк, что нынешняя станция "Деловой Центр" - не та же самая, что была открыта 31 января 2014 года. Это совершенно другая станция, хоть и в точности похожая на предшествующую станцию "Деловой Центр". Что и говорить, иные пассажиры прибывают на "Деловой Центр" и ищут там одноимённую станцию МЦК. Не стану отрицать, что власти города здесь внесли, конечно же, не самые лучшие коррективы в схему скоростного транспорта столицы, но она такая, какая получилась и надо как-то жить с этим.
Согласитесь, если на метрополитеновском "Деловом Центре" тебя спрашивают про МЦК, то быстрее и проще направить человека обратно на "Шелепиху", поскольку там тоже есть пересадка на МЦК, нежели рассказывать ему о том, что он должен перейти на "Выставочную", проехать одну станцию до "Международной", и вот там-то будет пересадка на МЦК "Деловой Центр". Ну, намудрили, ну что же теперь... Изучайте, господа, многогранный мир метро - не будете путаться.
Данная публикация завершает цикл памятных и посвящённых грядущей скорой годовщине первого участка Большой Кольцевой линии. Да, и чтобы этот цикл получился полноценным, я специально ездил и доснимал "Шелепиху" и "Деловой Центр" недавно, буквально на этой неделе, поскольку в день их открытия не нашёл времени и возможности запечатлеть всё. Иначе рисковал не успеть на последний автобус до дома. Работы в ту неделю выпало немерено, да и обязали присутствовать на рабочем месте безвылазно в связи с прохождением аккредитации вузом. "Шелепиху" заигнорил, так как посещал станцию ещё до открытия, а в случае с "Деловым Центром" сыграл на том, что по факту получились идентичные станции, и хотел в первой редакции выдать на суд публике фотографии "Делового Центра" от 2014 года ещё раз. Однако, знающие люди популярно мне объяснили, что подобное непозволительно. Собственно, вот, нашёл в себе силы исправиться и привести личный фотоархив в строгое соответствие существующему положению вещей.
Станция "Деловой Центр" является 208 станцией Московского метрополитена без учёта МЦК и Московской монорельсовой транспортной системы или 245 станцией в общей структуре скоростного транспорта столицы.
Вся катавасия с закрытием существующей и открытием не своей станции "Деловой Центр" связана с довольно специфическим тупиком довольно непростого подземного транспортно-пересадочного узла. Если я правильно помню, то для самооборота состава по своей станции "Деловой Центр" машинисту пришлось бы заехать в тупик, выйти на соседний путь в неправильном направлении, снова уйти в тупик, и уже с той позиции, где он оказался, он бы смог попасть уже на правильный путь.
Потому, собственно, и объединили Солнцевский радиус с Большой Кольцевой линией. Подобная схема не просто долгая, но и подразумевает образование так называемых "враждебных маршрутов", при которых присутствует незначительная вероятность столкновения составов даже при действующей безопасной системе сигнализации и блокировки. Сам по себе выход поездов в "неправильном направлении" - это риск, но этот риск частенько закладывается в график. И когда это так и всё штатно, то безопасно, а если, вдруг, что-то оказалось внештатно, не по графику, то беда (если, конечно, диспетчер вовремя не среагировал).
Как видите, первично далеко не из-за оптимизации эксплуатационных показателей и расходов это сделано, а из-за упомянутого сложного тупика, по которому оборачиваться ну, настолько долго, что любой график "ляжет", либо график исходно будет "лежачим", а пассажиры будут скапливаться на станциях в ожидании следующих поездов.
Я несколько раз просил откопировать графистов мне схему того тупика, но они усиленно сопротивлялись. Короче говоря, не следовало мне тогда гоняться за качеством иллюстрации, а просто сфотографировать их имеющуюся распечатку себе на телефон, тогда бы сегодня я смог показать его (тупик) вам.
При действующей схеме движения получается, что со стороны "Парка Победы" поезда едут в объезд "Делового Центра" сразу на "Шелепиху", а на "Деловой Центр" можно попасть с пересадкой на "Шелепихе" на другой путь, да и то, не на каждом поезде. И эту схему с "вилочным" движением дизайнеры Артемия Лебедева попытались хоть как-то отразить на схеме метрополитена, но далеко, далеко не все пассажиры эту схему правильно понимают: и для кого-то тонкими параллельными полосками из бирюзового и жёлтого цветов сложено совсем не "вилочное" движение, а две параллельные друг другу линии метрополитена. Кто-то на полном серьёзе отчаянную ищет вторую "Хорошёвскую", второй "Петровский Парк", вторую "ЦСКА", вторую "Шелепиху". И это без шуток так - встречались и мне подобные вопросы. Как я их собираю? Откуда знаю? Не придумываю. Просто пока дождёшься хороший кадр в метро на станции к тебе гарантированно пару раз кто-нибудь подойдёт, да что-нибудь эдакое спросит. В принципе, это интересный опыт. Думаю, если постоять на какой-либо станции денёк, то можно отобрать у колонны экстренного вызова с десяток сеансов оперативной связи.
Фотографии от 15 февраля 2019 года.
"Ока" на станции "Деловой Центр" (панорамно)
Станция "Деловой Центр" (панорамно)
Верхний ярус "Делового Центра" (панорамно)