Данную публикацию можно читать долго. И начинающим путешественникам этот "подвиг" совершить стоит. Полезных сведений для тех, кто собрался в путешествие именно в Сингапур (и, тем более, в Индонезию) здесь, правда, минимум. Всё полезное начнёт появляться с того момента, как в заглавии возникнет отметка "День 1" и далее по возрастающей. Кто привык к моему стилю изложения понимают, что "Сингапур и Индонезия" - это, так сказать, общее заглавие для предстоящей серии публикации об одном большом и крайне интересном путешествии.
А вот для тех, кто собрался путешествовать куда-либо через Дубай, здесь, пожалуй, найдётся парочка, действительно, полезных советов о том, как надо и как не надо делать, находясь на территории чудеснейшего аэропорта этого города в транзитной зоне. Мне многое отсюда ценно как память, ибо оно составлялось в духе путевых заметок сразу в самолёте (лишь незначительно корректировалось перед непосредственным запуском в сеть). Такие заметки, как правило, хранят мельчайшие подробности, о которых, возможно, я и не вспомнил бы, рассказывая про путешествие в целом по его итогам. К сожалению, путевые заметки случаются со мной не так часто, потому сил моих на этот жанр хватило лишь дня на четыре, потом я это дело забросил и наслаждался отдыхом лишь тезисно фиксируя какие-то мелкие вещи, которые гарантированно выпали бы из моей памяти за ненадобностью.
День переезда или перелёта, в принципе, никогда не показательный (даже в заглавии публикации я не стал его нумеровать по-человечески, он - нулевой). Время уходит на дорогу и, ровным счётом, фотографий, как таковых, после себя подобный день не оставляет. Тем не менее, он способен дарить какие-то довольно яркие впечатления про те же аэропорты и самолёты, которыми, как водится, большинство людей часто не пользуется. Для тех же, кто часто бывает в командировках, воздушный транспорт, как и метро для москвича - не диво-дивное. Для меня же аэропорты и полёты словно аттракцион. Каждый раз что-то новенькое. Впрочем, к каким-то аспектам бываю и готов, опыт-то копится.
Так, например, я прекрасно знаю, что в аэропорт лучше отправляться без ремня на поясе и мелочи в карманах. Без них проходить искатели и детекторы в разы комфортнее и быстрее. Факт. Снимать ремень и вновь надевать его, а также выгребать мелочь из карманов и засыпать её потом обратно - довольно времязатратные мероприятия.
А ещё в аэропорт принято приезжать за 2-3 часа до назначенного вылета. В этом году мы побили все рекорды и приехали в аэропорт часа за 4, потому пришлось даже ждать открытия окон регистрации. В ожидании мы прошлись по терминалу и нашли одинокий аппарат по продаже билетов на Аэроэкспресс в противоположной стороне от самой платформы Аэроэкспресса. Весьма любопытный и маленький такой лайфхак для тех, кто терпеть не может очереди, но при этом и готов немного пройтись.
Кстати, в продолжение темы лайфхаков. Пару лет тому назад я рассказывал про такую вещь, как "Priority Pass". Это очень и очень полезная штука, которую имеет смысл оформить перед путешествием. Если полёт содержит несколько пересадок, то вещь эта - палочка-выручалочка, которая не оставит вас голодными и обделёнными комфортом. Так мы посетили лаундж по "Priority Pass" в Домодедове - скоротали время и немного поужинали. Напомню, наиболее лояльные условия "Priority Pass" предоставляет программа "Сбербанк Премьер". Есть известная и вполне логичная схема, которая всецело оправдывает затраты на программу "Сбербанк Премьер". Напрямую рассказывать её не буду, если интересно - обращайтесь в комментарии, поделюсь опытом в индивидуальном порядке.
Первый полёт с авиакомпанией Эмиратов ("Emirates") - это совершенно иной взгляд на полёты. Словно попадаешь в совершенно иной мир. Полёт абсолютно другого уровня. Признаюсь, ранее столь же комфортно я ни разу не летал. От тебя ничего не скрывают, напротив, всё прозрачно. Не обязательно сидеть у иллюминатора, чтобы наблюдать за полётом. У каждого свой жидкокристаллический экран с онлайн- и оффлайн-каналами, по которым можно посмотреть то, что реально нравится, а также то, что хочется: хоть современный боевик, хоть мультфильм, хоть за самолётом, в котором находишься.
Сначала все (Оля, Юля и я) смотрели за самолётом, а когда надоело - переключились на другие каналы. Юля смотрела японскую мультипликацию "Чёрный кот Рудольф" (и это не аниме), я же немного взглянул "Cartoon Network" - детство вспомнили. А всё потому, что самолёт впечатлил взрослых столь же сильно, сколь сильно что-то невероятное и новое впечатляет ребёнка. Для справки, на обратном пути я уже смотрел "Форсаж 4" и "Форсаж 5" (было время немного наверстать упущенное и посмотреть эту линейку фильмов чуть дальше, ибо в своё время остановился на фильме "Форсаж 3", и из принципа не смотрел новые и современные эпизоды, так как безнадёжно отстал). Вообще говоря, при взлёте все пассажиры добровольно-принудительно смотрели инструктаж на арабском, английском и русском языках последовательно. Кстати, видео инструктаж - это рывок вперёд, позволяющий стюардам и стюардессам не "плясать" рейс за рейсом перед благодарной публикой, демонстрируя выходы, маски, жилеты и прочее. Этот момент очень порадовал. Именно благодаря фильму я, наконец-то, понял как жилет застёгивается и надувается, а то сколько по России летал последнее время, так и не понимал, как это делается - быстро и непонятно в живую стюардессы этот пункт демонстрировали. Собственно, я бы, наверное, так и смотрел всю дорогу камеры реального времени, но полёт наш проходил ночью, потому мало чего было видно после взлёта. Пришлось отключиться. Ко всему прочему за окном шёл дождь - хороший знак для путешествия, однако, во время набора высоты слегка потряхивало. В облаках, как правило, всегда потряхивает - я заметил. Над облаками всё хорошо и чудесно. Но потряхивало в тот раз не сильно, поскольку наш аэробус А380, о чём совершенно забыл сказать, оказался здоровой двухэтажной махиной. Чем крупнее самолёт, тем меньше его трясёт - тоже занятное наблюдение. Возможно, оно ошибочное.
Эмиратский аэробус А380 предстал пред нами красивой, сложной и умной интерактивной системой, которая заставляет ощутить все прелести XXI века - века высоких технологий. Даже Wi-Fi сетью после набора высоты можно воспользоваться, в том числе, и пассажирам эконом-класса. Эффектно. Очень рекомендую хоть куда, но через Дубай. Так нам предстояли четыре часа комфортабельного полёта именно туда, в Дубай.
Во время полёта нас кормили на убой. Мы даже несколько пожалели о том, что от пуза поели в лаундже. Но совсем не поесть не могли, поскольку предварительно заказали себе различные обеды. Такие опции у Эмиратов возможны на сайте при проверке легитимности оплаченных полётов. Было интересно взглянуть, учтут или не учтут наши пожелания. Итого подтверждаю - пожелания учли. Более того, обед рекомендую заказывать где бы то ни происходило не стандартный, если это возможно, ибо порции всем тем пассажирам, которые заказали себе специальные блюда заранее, принесли в первую очередь. Пустячок, а приятно. Так у каждого из нас троих путешественников был свой обед: у меня - индийский, острый (hindu), у Юли - щадящий (blend), у Оли - безглютеновый (gluten free). Похоже, индийский, острый обед оказался одним из лучших решений в перечне возможных вариантов. Это я не хвастаюсь, а мои спутницы однозначно и единогласно сошлись на этом. Если же не делать заказ обеда заранее, то приносят стандартный обед согласно меню, выдаваемому в начале полёта и значительно позже. Салон самолёта огромен - тележки с едой перемещаются не быстро. Очень не быстро. Помимо основного обеда, в который входит стакан воды, предлагают соки, воды или алкоголь на выбор. После ещё существует момент под чай или кофе, но... это хитрая акция. Чай и кофе предлагают только тем, знающим толк в еде на борту пассажирам, которые при сдаче стюардессам подноса с объедками, не сдают кружки. Полноценный такой сервис со своими хитростями. Вообще говоря, Юля утверждает, что кружки под чай/кофе можно попросить вновь, даже если сдал их, но это стоит некоторых дополнительных фраз, которые необходимо сформулировать англоговорящим стюардессам. Но даже если чего-то не знаете - не беда, равнодушными всё равно не останетесь.
Полёт прошёл нормально, но получилось так, что с этими увлекательными цифровыми новшествами и постоянными предложениями еды, воды и товаров дьюти фри, ночь мы не поспали. Ранним утром оказались в Дубае, где предстояло три часа ожидания следующего рейса до Сингапура. Казалось бы, три часа - это много, но в рамках аэропорта Дубая - довольно мало.
Там, в Дубае, мы засиделись в лаундже. Хотя как засиделись? За 25 минут до закрытия регистрации на посадку вышли (как в Москве) и поняли, что находимся в терминале C, а вылет назначен из терминала А. Неспешно, пользуясь траволаторами, направились в сторону терминала А по указателям. Но терминал С внезапно затянулся, время шло, и мы начали ускоряться. В какой-то момент терминал С завершился тупиком, а указатели на терминал А дружно свелись в сторону лифта - пришлось спуститься. Указатели на терминал А ещё немного провели прямо и заставили свернуть. После поворота мы вновь вышли на исходное направление и... наступило самое начало терминала B, края которому не предвиделось. Шаг совсем ускорился. Немало пришлось пройти, лавируя между неспешно перемещающимися группками пассажиров. Затем мы совершили ещё парочку довольно странных витиеватых манёвров, после которых уже думаем, что вот, всё, терминал A за поворотом, скоро в него попадём, но снова тупик, спуск на лифте, поворот... А там - перрон и посадка на поезд. Тем временем до закрытия посадки на рейс остаётся минут 7. Поезда нет. У кого-то из нас уже пошаливают нервы, но понимание того, что люди, ожидающие поезд, тоже куда-то торопятся в терминал A, вероятно, на тот же рейс, хоть как-то успокаивало. Ждали поезд ещё с пару минут, погрузились в него, а он... ехал себе не спеша по программе автомашиниста. По прибытии к платформе у нас оставалось минуты три. Но это точно терминал A. Как только открылись двери из поезда пулей выбежал парень, и мы не раздумывая выбежали вслед за ним. Довольно бодро, на одном дыхании пробегаем целый зал и влетаем в лифт. Не важно, тот/не тот, кажется, мы на указатели толком не смотрели, а доверились бегущему впереди парню. Поднимаемся... Два этажа мимо и начинается паника, а туда ли влетели?
Доезжаем до верхнего этажа, выходим, смотрим указатели и понимаем - всё правильно, приехали туда. Продолжаем бег согласно указателям. Повернули направо, немного пробежали прямо, через несколько метров указатель увёл налево, ещё через несколько метров свернули направо, некоторое время бежали прямо, указатели увели направо, несколько метров шли пешком и свернули налево, там ещё усилие - бег прямо, поворот налево, поворот направо и... финишная прямая...
В какой-то момент эта змейка уже начала казаться бесконечностью, сил на бег не осталось, делали рывки через силу, но вот, - она закончилась. В самом конце терминала А (как на зло, в самом, блин, конце) была наша стойка регистрации. На минуту, кажется, мы, всё же, просрочили время завершения посадки, но нас без проблем пустили. Не одни мы такие были. Я так подозреваю, что кто-то и шагом спокойно доходил после нас. Но мы же ребята ответственные - к дедлайнам трепетно относимся. Слава Богу, что для таких, как мы время окончания посадки - это страховое время за 25 минут до вылета. Думаю, в Дубае понимают, что аэропорт у них огромный и не все к такому сюрпризу готовы, потому не закрывают посадку строго минута в минуту. После плотного завтрака в лаундже бежать было невероятно тяжко.
*И здесь важно сказать, что несколько дней спустя, в лаундже перед отлётом на остров Бали из Сингапура, Юля перебирала бумажки, да чеки и случайно обратила внимание на оборотную сторону посадочных талонов Эмиратских авиалиний... Специально для таких, как мы, там была представлена схема Дубайского аэропорта со всеми его терминалами и приблизительным временем перемещения между ними. Я специально отсканировал оборотную сторону и прикрепил её к данной публикации головным изображением. Как важно читать билеты полностью! В пределе, по прогнозным расчётам организатора перевозок, путешествие из терминала C в терминал A занимает 20 + 15 = 35 минут. Да, мы рисковые ребята - это факт.*
Настала самая длительная часть полёта: Дубай - Сингапур. Без малого, 7 часов. За время полёта успел посмотреть фильм "Призрак в доспехах", кстати, на русском языке, вдоволь выспаться, и ни один раз перекусить (это планово). Перелёт очень долгий, впервые мне такой выдался, и могу сказать - дался он очень не просто. А ещё интерактивные экраны показывали, как распределены день и ночь на Земном шаре. Что же, после одной ночи мы стремительно летели на встречу очередной ночи, пояс за поясом прибавили к Московскому времени 5 часов. Казалось бы, по Москве прилетели вечером, а на деле, в Сингапуре почти наступила ночь.
Небольшая ремарка про визу. Мы с Юлей обладали Сингапурскими визами, а Оле спустя два запроса визу так и не дали, потому пришлось немного переиграть её путешествие Сингапур - Индонезия по датам (эта игра в пятнашки минимизировала затраты на замену билетов). Отдельная история, которую нужно рассказать, но уже не в рамках этой публикации, а там, где текста получится поменьше. Мне дали визу чуть ли не сразу, Юле на следующие сутки после предоставление планов затрат в Сингапуре. Так вот мы очень переживали, находясь на границе государства, пустят ли нас вообще в Сингапур. Олю, как наиболее рисковую из нас троих, пропустили вперёд. С ней, естественно, некоторое время беседовали, проверили все билеты на последующие рейсы, проверили транзитные условия, которые были соблюдены с запасом, и... пропустили. Мы выдохнули. Далее прошли сами и уже без вопросов со стороны пограничников.
Вечером был квест - обменять деньги, чтобы оплатить гостиницу и найти эту самую гостиницу. Обменивать все деньги в аэропорте все прочитанные Юлей накануне источники не рекомендовали. Юля рекомендовала ехать в торговый центр "Мустафа". Сперва обменяли базовый минимум денег для проезда на метро, спросили про городские обменники, которые можно найти в городе в данное время суток у сотрудницы прилавка, предлагающего городские экскурсии. Она немного подумала и направила нас в всё в тот же торговый центр "Мустафа". Звёзды сошлись. Обменять деньги поздним вечером в Сингапуре оказалось не так-то и просто. Особенно потому, что время работы метро нас резко ограничивало. До "Мустафы" мы не доехали ровно одну остановку - нервы сдали. Побоялись, что метро закроется, пока мы будем искать торговый центр, и мы не успеем добраться до нужной нам станции. Так вместо станции Farrer Park вышли на станции Little India, потыкались в окрестностях по многочисленным закрытым прилавкам с надписью Money Changer (обмен валюты) и ничего не нашли. Случайный прохожий сказал, что до "Мустафы" пешком идти минут тридцать, так что мы бросили эту затею и отправились заселяться в отель. Впустую прокатались на метро.
К поездке в отель я готовился. По крайней мере, я считал, что готовился. Нашёл нужную станцию метро, отметил точку на карте, сфотографировал эту конструкцию, ожидая, что Интернета не будет, но отметил я дом 16 на Geylang Lorong 25. На деле же отель оказался вовсе не на Geylang Lorong 25, в доме 16, а на Geylang Lorong 16 в доме 25. И вот возник вопрос - где это? На сфотографированном фрагменте карты не было 16-й линии. Обогнув квартал 25-й линии и не найдя ни единого отеля, мы вернулись к центральной трассе, связывающей большинство линий Geylang Lorong - Sims Avenue. Там встретили мужчину, оказавшегося сотрудником нужной нам гостиницы "Hotel 81 Palace". Он с удовольствием и быстро направил нас в верном направлении. Тут надо поблагодарить Олю, которая в отличие от меня услышала, что надо сместиться на параллельную улицу по отношению к Sims Avenue, поскольку к ней прилегают лишь нечётные линии, а вот к соседней трассе примыкали чётные и нужные нам номера линий. Возле гостиницы "Palace" было людно и оживлённо, и это при том, что стрелка часов уже перевалила за полночь. Как мы потом поняли, такие тусовки там, у отеля еженочные, но совершенно безопасные и тихие. Сложилось впечатление, что это какое-то местное казино под открытым небом, где играют и делают денежные ставки. Утром же тот участок пути был совершенно безлюдным, ворота на территорию неистовых игрищ закрыты, и ни одного стола там не оказалось, свободное пространство типа "просто парковка". Стихийное что-то, о чём мы, кстати, по итогам, так пока ничего не читали. Это ещё впереди.
Номера в гостинице "Hotel 81 Palace" оказались самыми обычными, без изысков. Базовый минимум - прямо скажем. Но для ночлега хорошо, достаточно и, что характерно, чисто. Единственное, конечно, вода в душе прогревалась не сильно. Но после душного вечера и беготни по ночным, незнакомым кварталам другой страны хорошо было и так - слегка прохладно. *Я попрошу запомнить факт про не нагретую воду, потому как с этим будет связан один из приколов путешествия*
Два часа ночи отмечалось на часах, когда мы легли спать, а подъём при этом запланировали на восемь утра. После непростого перелёта такой распорядок казался настоящим подвигом, но в дорогой и крайне интересной стране хотелось минимизировать потери времени. Этот подвиг предстояло совершить. И хорошо, что мы были какой-никакой, а компанией - друг друга могли распинать. Вдвоём бы мы с Юлей, определённо, обленились и проспали.
Схема терминалов Дубайского аэропорта
Обеденный набор индийской кухни, выдаваемой в самолёте
Крупно сфотографировал, что оформлен обед как спец заказ
Да нет, не просто послеобеденный мусор, а просто банка арабского Pepsi
Персональная транзитная карточка, заполняемая гостями Сингапура
(можно использовать как образец)