Идём дальше. Сегодня поговорим про Индонезию, точнее, про её малую частичку - остров Бали. Считаю, что не имею права утвердительно высказывать мнение обо всей стране по итогам посещения её фрагмента, тем более, находящегося вдали от столицы. Хотя... та статья, которую я прочитал про метро Джакарты недавно, заставила меня задуматься и, отчасти, принять высказанные ниже тезисы к восприятию Индонезии в целом.
На контрасте после Сингапура Индонезия и остров Бали это... *Здесь стоит выдержать длительную и многозначительную паузу, вероятно, куда более долгую, чем вы думаете*
Если Сингапур для меня всецело встал в один ряд с любимой Москвой, то остров Бали целиком и полностью в моём сознании останется в точности как Кавказ. Тусовый район Кута в городе Денпасар - это, определённо, Сочи. Вот, один к одному. Даже автомобильные пробки те же. Так я невольно задумался над тем, что горы и пальмы оказывают серьёзное влияние на поведение людей. Язык может быть каким-угодно, а поведение, ну, идентичное, как под копирку. Вместо знакомых: "Пахлава, чурчхела, блинчики горячие, трубочки со сгущёнкой", - ты слышишь: "Хало! Хау а ю? Такси, массас, сёрфинг, санглассез..." И так далее. Но стоит ли этому радоваться? Естественно, нет. Именно от таких вот назойливых поставщиков услуг и пытаешься слинять заграницу. А так и юг России, в общем-то, не плох для отдыха.
Причём, как ни залезешь в Интернет, как ни почитаешь форумы и блоги - всюду, в основном, восторженные отзывы об этом месте (имею в виду остров Бали). Сижу и до сих пор не понимаю, зачем люди делают ложную рекламу? Нет, я отдаю себе отчёт в том, конечно, что большое количество отзывов пишут девушки-хиппи на расслабоне (на релаксе). Они едут на Бали заняться медитацией, йогой, встречать рассветы, провожать закаты... Я же рассматриваю места, которые посещаю, с позиции путешественника. Для ясности - здесь два корня "путь" и "шествие" (то есть ходьба). Соответственно, я люблю, когда есть пути, по которым можно идти куда-то пешком или, иначе, меня расстраивает отсутствие дорог, по которым можно бродить куда-либо. Однажды я задался целью пройтись по Москве и найти в этом городе места, где пешеходу трудно пройти. Я накрутил многие десятки километров и нашёл не так уж и много подобных мест. Москва - удобный город. Я недолго пробыл на Бали, чтобы отчётливо понять и принять важный тезис - для пеших прогулок непригоден целый остров!
Но вернёмся к восторженным особам, отправляющимся в "путешествие" на Бали за релаксацией. Оседать надолго в отдельных локациях острова, действительно, не плохо. Даже очень хорошо. Там доступен прекрасный пляжный отдых. И подчёркиваю, хорошо, что я ехал отдыхать с женой и валяться целыми днями на берегу моря/океана, а не путешествовать, иначе бы мне такой расклад дико не понравился. А отдохнул я прекрасно.
Есть и другая группа людей с их положительными отзывами. Я понимаю и их. Восторженные отзывы тех, кто едет на Бали ловить волну верхом на доске для сёрфинга - оправданы. Этим людям, вообще говоря, кроме пляжа, волн и доски ничего не надо. Показалось даже, что они и ночевать на пляже готовы, да так, что аренда жилья - дело лишнее. Благо, аренда жилья на Бали - копеечная штука, потому любители сёрфинга этим пунктом расходов не пренебрегают. Вообще говоря, по итогам путешествия на Бали я увидел в аэропорту парня на костылях, которому девушка помогала везти на тележке доску для сёрфинга. Картина сложилась. Думаю, комментарии излишни. Ну и, спрашивается, - нафига такой отдых, после которого ещё несколько месяцев предстоит реабилитация? Показательный пример, не правда ли?
Объективно, я не могу сказать, что остался в полном восторге от условий, предложенных для отдыха на Бали. Напомню, что весь, абсолютно весь остров не приспособлен для пешеходов. По нулям. И это - боль. Я, может, и рад был путешествовать, осматривать достопримечательности острова, фотографировать, но... Для этого нет предпосылок. По факту, весь мой набор фотографий с Бали ограничивается просмотренным шоу в храме Улувату, пляжными фотографиями, да элементами декора гостиницы, где мы жили и... на этом всё. С другой стороны - вам хорошо, здесь не появится огромного количества публикаций про отдых в Индонезии. Я не стану тем очередным туристом, кто плодит ложную рекламу.
Дороги на острове Бали заняты, преимущественно, скутерами - это основной вид транспорта. На втором месте - автомобили и далее - велосипеды, которые находятся, примерно, на правах пешеходов. Если ты едешь на Бали и умеешь водить транспортное средство хотя бы категории А, то ты можешь без проблем перемещаться по острову. А не умеешь - не берись. Сиди спокойно на побережье - здоровее будешь. Учиться вождению там негде. Нужна хоть малая практика поездок на скутере по московским дворам, а ещё лучше по улочкам с не интенсивным автомобильным движением, чтобы осознавать и чувствовать движение в потоке. Не имея этих базовых навыков за аренду байка не стоит даже и браться. Хотя, отсутствие водительских прав многих наших соотечественников не останавливает - они арендуют байки и катаются. А потом эти, извиняюсь, дебилы создают пробки и не пропускают пешеходов. Дорожное движение на Бали отвратительное: дороги все переходят как ходят, где хотят, а тормозить водители начинают лишь тогда, когда понимают, что ещё секунда и случится наезд на пешехода. После строгих Сингапура и Москвы на Бали, честно говоря, страшно находиться. К их трафику надо эмоционально привыкать - день на адаптацию и перестроение, точно, уходит.
Как я ранее сказал, велосипед, конечно, тоже можно арендовать, но он на Бали по правам сопоставим с пешеходом - внимание на тебя обращают в последний момент. Да и, тем более, велосипед, да в жару, да в горку... Каждый раз, когда я представляю себе картину из трёх компонентов: жара, велосипед, гора/холм; я наперёд вижу следующий исход: велосипед едет верхом на человеке, а не человек едет верхом на велосипеде, как это должно быть. А смысл тогда брать велосипед, если в гору с ним всё равно пешком идти? Только хорошо подготовленные велосипедисты без проблем преодолевают горы и холмы не покидая седла. Об этом тоже следует помнить.
Поделюсь своими размышлениями на тему, почему всё на Бали так, как я выше расписал. Очевидно, были когда-то на острове дороги и улочки исключительно для пешеходов-островитян, но затем появились у человечества с большой земли автомобили, мотоциклы и другой личный транспорт... Менять островитяне ничего не стали, расшили всё те же пешеходные дорожки настолько, насколько представлялось возможным, и отдали всё существующее пространство между домами транспорту. В некоторых местах это "насколько представлялось возможным" расширение оказалось не шире полутора автомобильных полос, которые делит между собой транспорт встречных направлений. И ничего, нормально, живут они с этим. Хорошо, когда при дороге есть обособленная обочина для пешеходов. Во многих случаях таковой нет и пешеходам приходится, попросту, проезжую часть с транспортными единицами делить. Десятки километров вдоль трассы вышагивать с повышенным вниманием и бдительностью, да с постоянными оглядками назад очень трудно. Ещё и в жару силы в никуда уходят очень быстро.
К чему напряги на Бали? - Иные скажут. Да, водители не заинтересованы давить пешеходов. Хочется в это верить, но не получается. Все постоянно сигналят привлекая внимание. Это напрягает. Уже, вроде, успокоился, но снова сигналят - снова растёт напряжение. А ещё напряжение растёт от заботливых предостережений всё на тех же Балийских форумах русскоговорящих туристов. Поскольку актуальную информацию в Интернете, так или иначе, искать приходится, а на форумах пишут и активно обсуждают темы о том, что не редки случаи, когда байкеры-табуреточники выхватывают сумки, да ещё и протаскивают потерпевшего по асфальту до тех пор, пока тот не выпустит сумку из рук, - невольно накручиваешь себя, ожидая подвохов со стороны местного населения. На трассе напряжение не спадает ни на секунду. В таких условиях путешествие уже не в удовольствие.
При этом читаешь те же форумы и понимаешь, достопримечательностей-то полно: есть горы, храмы, вулканы, такое всё красивое и интересное, а реально на одно надо идти строго с авторитетным гидом, иначе изобьют палками местные жители, на другое надо путешествовать с раннего-раннего утра, чтобы успеть всё осмотреть до закрытия в 16:00, ещё куда-то надо ехать, брать паром, оставаться на ночь на другом острове, затем возвращаться назад тем же путём. Круто, здорово, увлекательно... Но всюду не сам, не своими силами. Обязательно должны участвовать какие-то третьи лица, иначе всё опасно. И ты заложник... При наличии обширной свободы на острове, ты - заложник предоставляемых тебе услуг. Изволь за всё давать кому-то денежку на лапу.
И, вроде бы, есть такси... Такси считается эффективным средством передвижения по острову, если сам не умеешь водить транспортные средства, но местные водители заламывают цены и с ними важно уметь сторговаться, а бюджетные такси с фиксированными счётчиками от таких мировых гигантов как Grab или Uber притесняются местными таксистами так, что не везде те в праве останавливаться. Местные выставляют цены в пять раз выше фиксированных счётчиков. Торг уместен, но он отнимает силы, нервы и время.
Как итог, при пестроте не самых лестных отзывов, представленных выше, отдыхом на Бали я остался доволен. Ни дня не прошло без стакана свежевыжатого сока из сезонных тропических фруктов. В питании себя не урезал. Здоровье поправил, а большего и не нужно. Но сервисом на острове я остался жутко не доволен, организацией дорожного движения глубоко разочарован. Броуновское движение пешеходов, автомобилей и байкеров меня раздражало, пугало и понемногу убивало, заставляя нервничать. Успокаивали лишь солнце и океан. Лишь природа на Бали на стороне туристов.