После обеда нам предстояло покинуть город Котельники и вернуться в Москву, в район Марьино. Кратчайший путь из Котельников в Марьино проходит через расчудеснейший район под названием Капотня. Все в моём окружении, в том числе и родители, ни разу положительно не отозвались о Капотне. Даже по ТВ ведущие однажды (в передаче был проведен анализ цен на недвижимость) обрисовали район как один из самых неблагоприятных для жизни в Москве. Действительно, квартиры в Капотне очень и очень дешёвые, но стоит ли эта игра свеч? Конечно нет, ибо здоровье дороже!
И не то, чтобы мне лично хотелось убедиться в сказанном и своими собственными глазами узреть все ужасы Капотни... Нет, что же я, враг себе? Впрочем, порой бываю, однако, в данном случае мне элементарно не удалось построить альтернативный маршрут от одного желаемого объекта к другому. Да, изначально мне хотелось посмотреть станцию метро Котельники и скульптурную композицию Добрый Ангел Мира, а всё остальное - приятный бонус.
Вообще говоря, до похода мне искренне казалось, что люди сильно преувеличивают, точнее, излишне занижают оценку этого района, но теперь я склонен с ними согласиться. Да, понятно, иного от промзоны не следовало ожидать, но промзона промзоне - рознь. Так, например, Коровино мне показалась вполне терпимой промзоной, чем-то даже интересной и немного красивой. Давно уяснил, что для путешествий по промзонам лучше выбирать зиму - влажность воздуха сильно спасает от пыли, запахов и грязи. В этом не прогадал, хотя бы что-то облегчило наш путь.
Но не буду спешить. После обеда в ресторанном дворике "Мега Белая Дача" Разведка Местности продолжилась более-менее радужно: без лишних сложностей перебрались через МКАД, далее, осознав, что вдоль трассы улицы Верхние Поля, мимо леса, тянущегося с нашей стороны, идти очень грязно (машины забрызгивали тротуар), да, в целом, неприятно (движение попутное - угрозы не видишь).
Исключительно из соображений сохранения чистоты одежды мною было принято решение перейти на другую строну улицы Верхние Поля и пройтись вдоль парковки рынка Садовод, что на 14-м километре МКАД (ох уж эта повсеместная реклама). К величайшему сожалению получилось не намного чище, разве что автомобили мимо нас не гоняли - у них не было особой возможности разогнаться на парковке и обрызгать пешеходов (скажем, из вредности). По территории Садовода мы старались идти максимально долго, однако, естественно, довольно скоро халява закончилась и пришлось выйти к трассе. Впрочем, там условия для пешеходного передвижения были вполне приличные: тротуар достаточно далеко отнесён в сторону от трассы и брызги до нас не долетали, а, чуть позже, и вовсе перестали представлять угрозу, ибо вдоль обочины перевозчики любезно припарковали рейсовые автобусы. Рейсы, что характерно, до Махачкалы. Не случайно это отмечаю, ибо гости из Дагестана промышляют в тех краях продажей петухов. Кто бы мог подумать?! И почему вне территории Садовода? Выгнали или сразу не пустили? В общем, сие обстоятельство осталось для меня загадкой.
Петухов в количестве 4-6 птиц довольно плотно понапихали в тесные клетки. Из соображений жалости к животным мне даже фотографировать эту картину не захотелось, что я и озвучил. Саша узнав моё мнение, сказал:
- А ты купи.
- Купить ради того, чтобы отпустить?
- Ну да...
И тут возникло неудержимое желание читать рэп выдать следующую несуразицу: "А ты его купи, купи и отпусти, знаешь, курЯ не твоя!" Я знаю, что Саша любит подобные каламбуры, потому и не смолчал. Был бы у меня в тот момент любой-другой собеседник, я бы ещё сто раз подумал, прежде чем озвучивать подобный бред. Но посмеялись над этим от души, да разрядили серую, сырую и, отчасти, грязную обстановку. Своевременно... Метров, эдак, через 300 сбылся не самый радужный прогноз Максима Ковалёва: пешеходная тропа взяла и просто закончилась: налево уходила грязная и бестротуарная трасса (я подозревал, что ведёт она в сторону жилых массивов Капотни, но согласно Яндекс.Картам она уводит в недры НПЗ), впереди виднелись одни лишь сугробы, а переходить на противоположную сторону улицы Верхние Поля не хотелось, да и возможностей для этого особых не было. Вообще говоря, мы даже не рассматривали варианты свернуть куда-либо, оставалось идти прямо и только прямо.
До ближайшей автобусной остановки пешеходная тропа ещё как-то была намечена, но далее... далее только километр (без шуток, километр - это можно по Яндекс.Картам легко проверить) забора с колючей проволокой и километра полтора нехоженых сугробов, покрытых незначительным, но заметным слоем осадков, выпавших в результате сжигания нефтепродуктов. Я до сих пор сильно, но приятно удивляюсь следующему обстоятельству: как мне удалось сохранить джинсы в чистоте после всего этого? Действительно, за чистоту одежды переживал, ибо имел неосторожность на Разведку Местности надеть чистые джинсы. Обычно подобные шаги бывают очень и очень опрометчивыми. Я, по-привычке, собрался утром, словно на работу, ну, разве что, рубашку не стал надевать - тут у меня что-то вовремя остановило.
Кстати говоря остановка, к которой мы вышли, называется Нефтезавод и она является остановкой "по требование", то есть не обязательной. Впервые наблюдал подобное явление, но к потенциальным пассажирам общественного транспорта там предъявляется требование: не курить. Действительно, характерный запах бензина витает в воздухе - курить крайне опасно. Отсутствие условий для пешеходного передвижения автоматически снижает риск появления курильщиков в тех краях. Отступать от заданного курса и возвращаться ко МКАДу не было желания, посему мы, набравшись терпения и собрав волю в кулак, направились вперёд по сугробам. Энергичнее всех показали себя на этом километре Лена и Оксана: они радостно убежали далеко вперёд. Их энергии можно было только позавидовать.
В целом, за всю прогулку эти две особы то и дело и норовили запустить в кого-нибудь из участников снежком. Создавали, так сказать, настроение и разряжали обстановку - молодцы, девчонки. Именно этого, порой, не хватает нашим пешим прогулкам ДБТwalks.РУ.
Полтора километра по сугробам - неплохая дистанция, ощущения были ровно теми же, словно во время зимних занятий физкультурой в школьные годы в Лосином Острове на лыжах: хорошенько так пропотел (простите за подробности). Не характерно только было промочить ноги. Да, некоторые прогулки ДБТwalks.РУ иногда убивают обувь - это факт, помнится, когда я проводил мероприятия еженедельно, то зимней обуви хватало не более чем на сезон. Сейчас же мои ботинки живут третью зиму и то за счёт того, что Разведок Местности и Дней Без Транспорта в холодное время года просто давно не случалось. Чего и следовало ожидать - при первой же экстремальной Разведке Местности ботинки лопнули - не пережили они Капотнинскую промзону.
Наконец, мы вышли к следующей автобусной остановке "Завод станкоконструкций №3" (тоже по требованию). Там состоялся, буквально, минутный перерыв, в процессе которого я обратился к участникам с просьбой набраться терпения и отправиться дальше, ссылаясь на видимость и пешую досягаемость жилого массива района Марьино. Здесь заснеженный перегон оказался в разы короче, нежели ранее пройденный. Забор НПЗ очень скоро закончился, после чего мы миновали перекрёсток, где, увы, для пешеходного движения регулировочной политики вообще не имеется (ранее мы с вами объективно рассудили почему это так в Капотнинской промзоне), далее бензоколонка и... путь вдоль шламохранилища уже в Марьине. Там, явно, незадолго до нас прошёлся трактор-снегоуборщик и идти по бестротуарной обочине оказалось в разы проще. Как?! Вы не знаете, что такое шламохранилище? Далее следует небольшое воспоминание из Википедии:
"Шлам (от немецкого Schlamm - грязь) - отходы продукта, составляющие пылевые и мелочные его части, получаемые в виде осадка при промывке какого-либо рудного материала. Также:
1. Порошкообразная субстанция, обычно содержащая благородные металлы, выпадающие в осадок при электролизе меди, цинка и других металлов.
2. Нерастворимые отложения в паровых котлах в виде ила и твёрдого осадка.
3. Илистый осадок каменного угля или руды при мокром обогащении.
4. Осадок в виде мелких частиц, образующийся при отстаивании или фильтрации жидкости.
5. Продукт мокрого помола кварцевого песка - песчаный шлам.
6. Разбуренная порода, выносимая буровым раствором с забоя скважины на дневную поверхность."
И ещё кое-что, найденное в проекте "Ответы" на mail.ru:
"Шламохранилище - специальное гидротехническое сооружение для складирования жидких отходов производства, то есть, это место, куда сбрасывается вода с химического производства на очистку, в основном, это вода с примесью солей и разных остатков от производства."
За шламохранилищем и вплотную примыкающим к нему Марьинским парком мы повернули налево, на одноимённую улицу Марьинский парк, где уже был полноценный и очищенный от снега тротуар. Как только мы на него заступили, радостные комментарии не заставили себя долго ждать. Наиболее эпичный был озвучен Леной: "Наконец-то! Ощущения такие, словно летишь!" Здесь готов отметить заключительную часть Разведки Местности: до района Марьино добрались и уже направлялись навстречу Доброму Ангелу Мира.
Путь вдоль промзоны Московского НПЗ
Надземный переход к рынку Садовод через улицу Верхние Поля
Взгляд на входы 3 и 4 рынка Садовод
Въезд на рынок Садовод
Автобусная остановка маршрутов, следующих до станции метро Домодедовская и крупная стройплощадка
Бесплатный автобус ТРК Москва в Люблино - рынок Садовод на 14-м километре МКАД
Автобусная остановка Нефтезавод
Взгляд на объекты Московского НПЗ
Иногда вместо белого дыма горит факел
Пограничный столб района Капотня. Фото 1
Пограничный столб района Капотня. Фото 2
Капотнинские ЛЭП. Взгляд в сторону реки Москвы
Шламохранилище (панорамно)