Юрий звонко захлопнул дверь пассажирского салона микроавтобуса, после чего обошёл его спереди и занял законное водительское место:
- Так что вы хотели со мной обсудить? - Обернулся он к Лёше.
- Понимаете, у нас седьмой человечек только-только должен прилететь из Москвы. Она уже сообщила, что вылетела. Мы сможем её забрать где-нибудь на косе?
- А зачем же на косе? Да и как она туда думает добираться? Аэропорт для нас по пути, можно будет забрать её прямо оттуда.
- Эмм... возможно, её ждать ещё придётся...
- Вы же говорите, она из Москвы вылетела. Сколько здесь лететь? Ну, часа полтора, наверное. Пока доедем, она уже на месте сто раз будет. Тем более, за время вы платите, а остальное мне без разницы. Любой каприз, за ваши деньги. - Воодушевил Юрий.
Далее предстояло решить другой организационный вопрос, финансовый, уж коли захотелось сразу скинуть с себя все формальности. Юрий запросил деньги вперёд. Оговоренная сумма составляла 5400 рублей за семичасовую экскурсию, но он попросил добавить ещё 200 рублей сверху, пояснив, что расплатится ими за въезд в заповедную зону Куршской косы за всех присутствующих.
С Юрием изначально было приятно иметь дело - он оказался из числа людей, по внешности которых можно сказать сразу: "Этот не обманет". Даже получив деньги на руки, он предпочёл ещё раз продемонстрировать свою добропорядочность и сказал, что они ему нужны, в первую очередь, на заправку. Мы же прекрасно понимали, что ему важна была гарантия нашей платёжеспособности. На бензин, думаю, уходила всего пара тысяч, а всё остальное, естественно, оплачивало его время и труд. Пускай, может быть, он особо не напрягался, но, как известно: "Время - деньги". Да и грешно, наверное, рассуждать о том, стоила ли поездка тех денег или нет, потому как, действительно, ситуацией руководили мы, а не Юрий. По сути, он предлагал возможные варианты, а решения принимали мы.
Итак, уладив формальности, наш экипаж выдвинулся в путь. День 8-го августа был рабочим (более того, он выпал на понедельник) для большинства людей. Мы в это большинство, по понятным причинам, не входили, но этот ритм его на себе ощущали. Как и в любом крупном городе, в рабочий день имеет место быть утренняя пробка (или час-"пик"), в которую мы, собственно, и попали, оказавшись неподалёку от Южного вокзала. Медленно-медленно трюхались по Киевской улице в окрестностях того самого моста, где на стене написан афоризм про чайку. Я не упустил возможности сделать пост этого креатива в Твиттер. Промеж тем я заметил, что ворота в Калининградский МИИТ открыты. Снова мелькнула мысль: "Может быть, вечером, ещё раз попробовать подобраться к поезду и вагонам?" Но нет, ребята попросили меня не рыпаться, поэтому я убрал эту мысль куда подальше, отметив при этом, что в остаток поездки мы уже не окажемся в этом месте в нужное время. Или окажемся? - Да Бог его знает. Проще всего было пустить вопрос на самотёк и не ждать каких-либо чудес. В конце концов, не такая уж и важная достопримечательность Калининграда этот поезд... Он просто труднодоступен и не более того, а всё, что труднодоступно обычно манит, как ничто иное. Таков он - стиль жизни истинного фотоохотника и разведчика: хочется увидеть больше, чем доступно остальным. Те, кто совсем без башни, конечно, своего добиваются, но сильно рискуют, к тому же, часто преступают закон. В нашей же компании, благо, каждый дружен с головой, да и по воспитанию привык действовать в рамках законодательства. Рисковать... рисковать любим, но только тогда, когда этот риск оправдан. Но и это всё мелочи по сравнению с глобальными задачами Кёниг Tour'а! Разве можно было рассчитывать на прогулки по Калининграду во второй, третий и четвёртый дни? Конечно нет! Наш лидер, Марина, изначально для осмотра самого областного центра выделила исключительно первый день, который урезала немного Авианова задержкой рейса. Все остальные прогулки по Калининграду в рамках нашего тура были лакомым бонусом. Об этом важно помнить и не забывать ни на секунду.
Наконец, мы миновали Южный вокзал, и с крупной магистрали Ленинского проспекта свернули куда-то направо (куда именно я, конечно же, не проследил) - то была более-менее разгруженная улица. Вскоре, слева по борту проплыл Дом Советов, и Юрий начал свою экскурсию. Честно говоря, до того, как он приступил к повествованию, я искренне верил, что к нам где-то по дороге подсядет профессиональный экскурсовод, но нет, Юрий совмещал в себе функции как водителя, так и экскурсовода. Содержательности его рассказу недоставало. Впрочем, это было только начало. Как знать? - Юрий мог не быть спецом по Калининграду, но о Куршской косе поведать больше, чем кто-либо другой.
Наш экскурсовод достаточно вскользь рассказывал обо всём, что мы проезжали. Даже Марина, которая оказалась в Калининграде впервые, рассказывала о городе и его достопримечательностях более содержательно. Пришло время чуток понизить планку запросов. В конце концов, на обзорную экскурсию подобный стиль вполне тянул, да и проезжать посчастливилось, аккурат, там, где пешком мы побродить не успели. Кстати говоря, и маршрут трамвая, на котором мы устроили покатушку днём ранее, совершенно не там проходил.
Что же, довольно суровой критики, - пришла пора и похвалить. Юрий очень эффектно подвёл нас к этимологии Кёнигсберга. Не буду сейчас цитировать, а скажу своими словами, что на месте Дома Советов, о котором уже было сказано (чтоб инженерам и архитекторам икалось), когда-то стояла красивейшая крепость - Кёнигсберг. Это была одна из высоких (если не на самая высокая) точка во всей округе, и называлась она тогда Горой Королей (именно так переводится с немецкого на русский язык название крепости).
Увы, дальнейшую траекторию движения Юрия мне сейчас трудно воспроизвести по карте, хотя, до последнего казалось, что я прекрасно отслеживал все перемены сторон света. Единственное, что я отчётливо помню, так это преобладание, по ходу нашего движения, зелёного пейзажа... Но разве же этого достаточно для ориентирования? Эти воспоминания, к сожалению, не находят отражения на карте. Да... такое со мной происходит впервые, что не могу восстановить маршрут по памяти. Или дело вовсе не во мне, а в Яндекс-картах? Думаю, я уже достаточно поломал голову над этим вопросом, и проще смириться с тем, что всех деталей этой поездки мне не передать. Тем временем, Лёша с радостью оповестил нас о том, что Катя прибыла в Храброво. Как говорится, клиента можно было оттуда забирать тёпленькой.
"Здесь у немцев было бомбоубежище, а теперь, на его месте открыли кафе-мороженое", - отметил Юрий, когда мы выезжали на магистраль с трамвайными путями. Вероятно, это была улица Черняховского, а двигались мы до этого по улице Сергеева (не забывайте, что это всего лишь догадки). К сожалению, мне не удалось найти ни на Викимапии, ни на Яндексе упоминаний о бункере, место которого заняло кафе. Я ещё могу усомниться в тезисе про бункер, но лестницу, уходящую под землю я видел своими собственными глазами, впрочем, как и вывеску кафе. Однако, на карте найти его, ещё раз повторюсь, я не смог.
Надо было видеть, как у девчонок загорелись глаза, когда они узнали про кафе-мороженое. Моментально поступило предложение вечером посетить его. Вслед за тем возник актуальный вопрос: "А работает ли оно в настоящие дни?" Этот вопрос удалось снять Лёше, который заметил, что заведение открыто ежедневно с 12:00. Всё же, почему я не могу найти его на карте?
Далее наш экскурсовод обратил внимание на местный музей янтаря, расположившийся внутри Королевских (если я не ошибаюсь) ворот. Мимо этой локации мы уже не раз проезжали, но пешком прогуляться рядом не сложилось. Как только музей остался позади, Юрий совершил поворот налево, и мы выехали на трассу, которую я смог идентифицировать, как путь из Храброво. На сей раз, всё было с точностью, да наоборот - это был путь в Храброво.
Спустя девять-десять километров мы прибыли на территорию аэропорта. Должен заметить, что по пути туда мы заметили аиста, сидящего щите с указанием ближайших населённых пунктов и направлений. Это был, пожалуй, первый аист, которого посчастливилось увидеть за всю поездку. Птица оказалась неожиданно крупной (это я рассматриваю с той позиции, что ранее видел аистов только по телевизору). Марина, кстати, когда нахваливала Калининградскую область, агитируя поехать в Кёниг Tour, не раз упоминала о том, что места те известны, как край аистов. Всё романтика... По факту, Калининградская область не баловала нас этими замечательными птицами. Я приехал в Москву без единой фотки с аистом - это должно говорить о многом.
Но вернёмся от размышлений, всё же, на территорию аэропорта Храброво. Первым делом, подъехали к шлагбауму, где Юрий оперативно оформил карточку на въезд. Он прокомментировал, что на парковке аэропорта позволяют находиться бесплатно на протяжении первых 15 минут, поэтому мы ему пока ничего не должны, а далее будем смотреть. Кстати, как только заехали на территорию и увидели вновь всю эту разруху - кто-то из присутствующих спросил:
- А это модернизацию терминала проводят?
- Хотели... - С грустью в голосе ответил Юрий. - Теперь, похоже, весь проект заморожен и неизвестно сколько терминал простоит в таком виде. В Калининграде была очень хорошая авиакомпания, занимающаяся перелётами, в том числе, и за границу, но кому-то стало не выгодно, что частный владелец получал прибыль. Сначала пытались подмять его под себя, он, видимо, не согласился и компанию очень быстро обанкротили. Я не удивлюсь, если узнаю, что это было сделано усилиями губернатора.
Никто не спросил о какой компании шла речь, но думаю, что речь о той самой КД-Авиа, сувенирную модельку самолёта которой попросил привести меня Гений. И только мы начали подъезжать ко входу терминала, как увидели бредущую нам навстречу знакомую. Да, это была Катя. С ней, должен отметить, всё получилось гладко и эффектно, как показывают в зарубежных фильмах: заехали на территорию аэропорта, взяли человека на борт и поехали дальше. Да, так оно и было - никто из моих спутников не даст соврать.
- Даже не верится, что ты всё-таки выбралась с нами! - Сказала Марина.
- Конечно, я решила не позволять обстоятельствам и плохим людям портить мой отдых. Как только я распределила вещи по знакомым, я тут же вырвалась к вам.
- Правильно! - Отметил Лёша.
Итак, покинув территорию аэропорта, нам ещё предстояло немного проехать в обратном направлении. А что делать? Такова особенность трассировки магистрали. Теперь уже мы проезжали, непосредственно, под тем щитом, на котором, не так давно, увидели аиста. Что характерно, птица ещё не успела покинуть насиженное место.
Согласно указателю, мы свернули на Зеленоградск. Тут в голове зародилось очередное размышление. Что-то столичное почудилось мне в Калининграде. Аналогии налицо. У Москвы есть эксклав - Зеленоград, а сам город Москва - признанная столица. У Санкт-Петербурга в пригороде есть город Зеленогорск, а, как известно, Санкт-Петербург - Северная Столица. Далее Казань... близ Казани есть Зеленодольск. Не официально, быть может, но Казань считается третьей столицей. Впрочем, для кого-то третья столица - Нижний Новгород. Спорить не буду, быть может и такое, но с Нижним меня самого мало что связывает. Я был там всего один раз... и, хоть в этом городе есть метро, его изучение у меня находится в некоторой, достаточно далёкой перспективе. Возможно, есть и у Нижнего Новгорода в окрестностях свой зелёный город. Пусть будет четвёртой столицей. Так вот, - у Калининграда есть свой, как я смог собственными глазами убедиться, зелёный город - Зеленоградск. По праву, в соответствии с проведённой аналогией, он - столица. Но какая? А, пусть будет, пятой столицей, по крайней мере, в моей интерпретации!
По пути в Зеленоградск кого-то из участников нашей группы склонило в сон. Когда это стало темой для бурного обсуждения, Юрий отметил, что на косе воздух настолько чист и свеж, что после экскурсии, он не сомневается, спать будет каждый из нас.
Наконец, мы миновали Зеленоградск и достигли контрольно-пропускного пункта Куршской косы. Юрия, похоже, там уже знали и принимали за своего, но охранник чинно подошёл, внимательно пересчитал число пассажиров микроавтобуса и выданную ему сумму денег. "Ну что ты, что ты на камеру то играешь? Или уже не доверяешь мне?", - шутливо сказал ему Юрий. Охранник что-то буркнул себе под нос и сделал жест своему напарнику, чтобы тот поднял шлагбаум. Мы проехали.
Сначала дорога была плохая, микроавтобус характерно трясло. Как и всегда, Юрий пролил свет на происходящее, дав свою ценную ремарку: "Не переживайте, чуть далее по косе дорога пойдёт уже нормальная. Здесь, просто, довольно болотистый участок и, периодически, её затапливает и размывает. Вот, этой весной, немного размыло. Коса даже, некоторое время, была отрезана от Большой земли. Как видите, покрытие ещё не успели восстановить". И, действительно, вскоре трясти перестало, ибо мы выехали на дорогу, нетронутую стихией.
Попутно, Юрий рассказывал нам об уникальности природы Куршской косы, о том, что сначала на её территории шла активная вырубка леса. Со временем, это стало приводить к тому, что коса стала медленно исчезать под водой вследствие эрозии почвы. К счастью, эти изменения вовремя заметили: вырубку леса прекратили и, более того, стали проводить обратные манипуляции - высаживать неприхотливые сосны для укрепления почвы. Так что Куршскую косу можно по прав считать природным объектом, сохранённым в результате вмешательства человека. Хотя, чаще всего, случается наоборот. Вместе с тем, он рассказал нам про человека, разработавшего целую стратегию спасения Куршской косы - Вильгельма Франца Эфа. Сам В.Ф. Эф был выходцем из франции, в связи с чем, именно из франции он привозил лучшие виды сосен и высаживал их на территории Куршской косы. У этой спасительной операции, увы, было побочное действие - вместе с соснами на территорию косы завезли гусениц походного шелкопряда, которые питаются хвоей и куклятся в песке. Казалось бы, ну, гусеницы и гусеницы, а н-нет, не всё так просто в изменении природного баланса. Оказывается, относиться к факту наличия гусениц на территории косы нужно с предельной внимательностью. Нам "повезло" - мы приехали в самый сезон их окукливания. Вероятно, этим и была обусловлена дешевизна билетов на самолёт в период, выпадающий на начало августа.
Гусеницы шелкопряда покрыты ядовитыми иголками. Яд не смертелен, но в результате взаимодействия его с кожей, на ней возникают покраснения и зуд, словно при ожогах крапивой. Принципиальная разница в том, что последствия от соприкосновения с листьями крапивы менее долгоиграющие. Для окукливания, шелкопряды зарываются в песок, предварительно сбрасывая с себя чешуйки с защитными иголочками. Таким образом, песок начинает представлять, ну, пусть, не опасность, но, своего рода, минное поле. Поэтому Юрий предостерёг нас, чтобы мы с предельной внимательностью ходили по песку, будучи в сланцах или босоножках. В общем, нужно было стараться не контактировать с песком ни руками, ни ногами, ни, уж тем более, лицом. Совет все приняли к сведению. А для того, чтобы разрядить обстановку, Юрий сказал, что сам достаточно мнительный, и стоит ему только вспомнить о шелкопрядах, как у него обязательно что-то начинает чесаться.
Первой остановкой он объявил посёлок Рыбачий, всегда славившийся, как поселение рыбаков. Собственно, не трудно догадаться, в связи с чем возникло подобное название. В тот же момент он предложил подумать над вопросом, хотим ли мы посетить орнитологическую базу? Так вот если хотим, то её посещение оплачивается отдельно, и стоит 80 рублей с человека. В общем-то желание было. Тогда Юрий сказал: "Ну что же, в таком случае, если экскурсионной группы не будет - заедем сразу, а если автобусов будет много, то оставим это удовольствие на обратный путь".
Наш экскурсовод отметил, что посёлок Рыбачий является самым узким местом косы и составляет всего 300 метров от воды до воды. Если бы не плотная застройка и не сосны - можно было бы находясь у залива наблюдать море, а находясь у моря, соответственно, наблюдать залив. По описанию, это было как раз то, что я ожидал и хотел увидеть. Увы, мои мечты улетучились, как только Юрий сказал, что подобное на косе увидеть невозможно, даже с высоты Эфа. Несмотря на это, он пообещал показать в Рыбачьем довольно живописную точку Куршского залива. Он сдержал своё слово и, вскоре, вывез нас к заливу. Мы очень "удачно" туда заехали именно в тот момент, когда кто-то из местных жителей мыл коврики своего автомобиля с каким-то пенящимся чистящим средством. Думаю, если сказать, что Марина была в шоке, - это не сказать ничего. Сам я сразу и не сообразил, почему она так негодовала, но позже мне объяснили. Я упустил из виду одну маленькую вещь - мы, действительно, находились в заповедной зоне, и загрязнять природу в тех краях всякой химией просто непозволительно.
Автолюбитель, завидев нас, оперативно смотался. Без него там, действительно, открылся прекрасный вид на залив: слева заросли тростника или какой-то другой высокой речной травы, впереди - уходящая далеко за горизонт, водная гладь, а справа, вдали, на каком-то бревне или островке - целая стая птиц. Судя по ним уже можно было смело утверждать, что места там очень и очень рыбные. На прибрежном песке залива можно было найти множество раковин моллюсков и разнообразные камушки. Девчонки не упустили возможности поискать среди них янтарь. Это, пожалуй, один из красивейших мифов о том, что если найти янтарь на побережье, то он обязательно принесёт своему новому владельцу удачу и счастье. К сожалению, самоцветы на берегу залива найдены не были.
Насладившись прекрасным видом, мы отправились в путь дальше. Переезд был не долгим, и уже через пару-тройку километров мы снова остановились. Неожиданно близко к посёлку Рыбачьему расположилась обещанная для посещения орнитологическая база. Нам крупно повезло - экскурсионных автобусов в зоне видимости не было.
Залив в окрестностях посёлка Рыбачьего
Птицы. Фото 1
Птицы. Фото 2