И пока я был занят тем, что фотографировал здание органного зала Светлогорска, захватывая фоном прилегающую к нему территорию в двухрядную панораму, возле входа решался ответственный вопрос: "А не сходить ли нам на концерт?" Включиться в обсуждение пришлось несколько позже, но как нельзя кстати вовремя:
- В чём проблема, господа? Почему мы не идём гулять дальше?
- Мы хотим сходить на концерт. Сейчас двое - "за", один - "против" и двое воздержавшихся. Ты как на это смотришь? - спросила Марина.
- У меня нет желания. Но вы если хотите, то идите...
- А-а-а... - В замешательстве промолвила Марина, неготовая к такому повороту событий.
- Да вы идите, я найду, чем себя занять, но на концерт не пойду - попросту усну там... в общем, я пас. Илья, как понимаю, ты тоже? - Обратился я к компаньону.
- Да, я ходил на органные концерты в Москве, меня, честно говоря, не впечатлило. Насытился ими по горло.
- Ну, давайте тогда разделимся? Всё нормально, не переживай. - Попытался я снять с Марины груз ответственности, который она несла за каждого из нас, будучи организатором.
- Точно? - Переспросила она.
- Абсолютно.
- Марина, ты только дай ребятам карту, что ли, чтобы не заблудились. - Позаботился о нас Лёша.
- Вот, держите. Карта, конечно, бестолковая, но жить с ней можно. Другую не дам, на ней больше всего отмечено. - Отшутилась Марина, но было видно, что её таки разрывает оказаться и там, и там, но клич был брошен, да и решение принято. - Давайте только договоримся, где встретимся?
*В тот момент в голове мелькнула забавная мысль, что я не могу ничего предложить, ибо не знаю, где в Светлогорске встречаются люди. Зависшая пауза намекала на то, что все ожидают исключительно моего решения. В следующую секунду взгляд крайне удачно упал на прибрежную зону, где была обозначена достопримечательность "Солнечные часы"* Давайте у часов, что ли?
- Отлично, где-то в половину пятого у часов! - Подытожил Лёша.
- Ага, то есть по моим в половину шестого. - Я достал из кармана мобильный телефон и мельком глянул на дисплей. - Договорились {**}.
И ребята удалились в зал, дабы приобрести билеты на концерт. Мы же с Ильёй, тем временем, устремились бродить по улицам города-курорта. "Зачем мне карта? Где окажемся, там и окажемся - доверимся элементу случайности!", - подумал я, однако, даже на подсознательном уровне стал вносить в маршрут разнообразие. Мы покинули территорию органного зала через противоположную калитку. И всё довольно хорошо складывалось в первые минуты, покуда не нужна была карта. Внутри сияло окрыляющее ощущение свободы... свободы... но от чего или кого? Можно же пойти купаться! - Это именно то, что я ожидал получить от Светлогорска и как можно скорее, но Илья... оу, я вспомнил, что Илья не любит купаться и... снова облом?! В этот миг я окончательно похоронил всяческие надежды на открытие купального сезона... ну, коли устроил себе альтернативную программу под предлогом, что идёшь город смотреть, вот так и смотри город и не выпендривайся! Карта, всё же, понадобилась. И вот тебе раз - косячок... Как только я заглянул в карту ещё раз, то понял, что я не знаю, где нахожусь. Не удосужился спросить у Марины, где мы находились в момент разделения. Достопримечательности, хоть и были отмечены, но Органного зала среди них я не обнаружил. Возможно, он и был, но я слегка растерялся и ознакомился с легендой карты довольно быстрым взглядом.
Ничего. Пусть я оказался слеп на местности даже с картой в руках, всегда можно было довериться спутнику! Не всегда... Я в тот же миг попросил у Ильи свериться с его навигатором, но у него, как выяснилось, тоже были проблемы с определением нашего местоположения. В навигаторе Светлогорск выглядел слепой картой: не было ни номеров домов, ни названия улиц, просто ландшафтные объекты (дороги, тропинки, вода, да суша). Но разве может подобная ситуация быть поводом для паники? - Конечно же нет, если не страдаешь топографическим кретинизмом. Оставался дурацкий вариант - выйти куда-нибудь, найти адресную табличку и таки понять - каково наше положение на карте.
По пути к ближайшей улице мы забрели в сквер, где я обнаружил скульптуру. Поначалу показалось, что это фонтан, но нет, вовсе нет - это была просто скульптура девушки с кувшином. Тут хочу сразу сделать лирическое отступление, поскольку обязательно забуду сделать его именно там, где оно, на самом деле, прозвучало. В общем, занятный факт связан с увиденной нами скульптурой в парке. По словам Марины, здесь произошёл тот ещё конфуз. Эта девушка с кувшином - немецкий памятник и, по всей видимости, она собой олицетворяла что-то серьёзное. А простецкие люди Страны Советов не стали углубляться в историю, и как видели в скульптуре девушку с кувшином, так и назвали её девушкой с кувшином. На самом же деле, у немецких авторов был глубинный смысл, вкладываемый, в это произведение искусства. Стоит обратить внимание на детали, как становится ясно - это, действительно, "Родина-Мать несёт прах убитых немцев". Таки не девушка... женщина! И, обратите внимание на её превосходную спортивную фигуру, близкую к идеальной. Разве не такой видится Родина истинному патриоту? Мы смотри на пейзажи Родины и говорим: "Какая красота...", своей задачей автор ставил пробуждение в зрителях тех же чувств. Смотря на тело этой женщины, люди должны восхищаться её красотой. А лицо... лицо насквозь пронзила скорбь и запечатлён момент глубокого-глубокого безмолвия перед предание чаши с прахом земле. Очень жаль, что не удалась укрупнённая фотография скульптуры... условия освещённости в тот день, да и тенистый сквер... вместе они сделали своё дело.
Покинув сквер, в котором возле скульптуры беззаботно кружили дети на игрушечных автомобилях с движками на электрической тяге, мы вышли на улицу. Позже, по адресной табличке, убедились, что улица Октябрьская. Ага, на карте нашлись, теперь оставалось определиться с направлением. Примерно я его, конечно, предугадал, но для пущей уверенности необходимо было найти какой-то перпендикулярно идущий топоним или... Топоним мы, конечно же, сразу не нашли, но направление помогла определить отмеченная на карте достопримечательность, как ни странно, единственная, на Октябрьской улице. Таким образом, на карте мы себя не просто идентифицировали, теперь можно было смело по ней передвигаться.
Постепенно приходило осознание того, что карта, действительно, бестолковая. К составителям возник, к примеру, вопрос: "Почему башня отмечена, как достопримечательность, а вот скульптура в сквере - нет?" Неужели авторы карты одним значком хотели показать скопление объектов в одном месте? Сомневаюсь. Хотя, оба, действительно, располагаются очень близко друг к другу. Может быть, всё-таки не башню отметили? Да нет же, башню, без сомнений - даже по положению относительно перекрёстка всё совпадает. Видимо, башня ценнее, нежели девушка с кувшином... впрочем, первую в сувенирных лавках можно встретить на магнитах, а вот вторую... лично я не видел.
Но, на самом деле, башня выглядит впечатляюще. Да и башня ли? Сейчас я подумал, что, может быть, не совсем корректно называть здание с высокой башней просто башней. Тем более, башен-то, в составе здания, не одна, а целых две, а в меньшей из них оконные проёмы проделаны прямо в крыше и напоминают они глаза. При выборе хорошего ракурса можно сотворить из композиции элементов того здания какое-то инопланетное существо. Мне, к примеру, не удалось, но композиционно я в ней причудливое существо увидел. Уверен, создание такой фотографии - дело техники и небольшого запаса свободного времени.
А вообще, как правильно заметил Илья (хотя я тоже это отмечал в одной из частей фотоотчёта) - восхитившись, чем-либо, лучше не узнавать, что это или с чем оно связано. Вот, прочитал мой компаньон вывеску на дверях, что сей дом с башенками всего-лишь приёмный корпус военного санатория, да разочаровался... Вообще говоря, не плохо устроились - здание красивое, привлекательное, высокое, - такое не найти очень сложно. Башни, кстати, не единственный интересный объект в рамках локации, относящейся к территории приёмного корпуса, ибо в его дворе, со стороны той же, Октябрьской улицы, расположились скульптурки: одна - ребёнок, в руках удерживающий причудливой формы цветок, а другая - хищная птица. Что эти фигуры символизируют - не берусь судить. Пусть лучше останутся вне моего глубинного анализа. Просто декор... просто симпатично.
Собственно, вернёмся к карте. Так вот, как только мне удалось идентифицировать наше положение, появился и план дальнейших действий. Как я уже успел убедиться, отметки достопримечательностей, пускай не всех, но на карте имелись. Наиболее очевидным шагом на пути к реализации задумки, связанной с поиском отмеченных достопримечательностей, был осмотр места встречи. "Не люблю впопыхах искать то, к чему нужно стремиться", - сказал я Илье. Да, подсознательно я отдавал себе отчёт в том, что в указанном месте вовремя мы не окажемся. Беспечность или стиль жизни? Хм... об этом, пожалуй, мне стоит задуматься, но... очень уж хотелось увидеть, что же отмечено там, далеко на окраине? Эта метка воспринималась мной словно некий бонус во время городского ориентирования - то, что дано увидеть далеко не всем. Наши слушатели концерта вряд ли бы решились пойти в края столь отдалённые, чтобы посмотреть - что же это, а нам, при наличии такого запаса времени, сам Бог велел туда заглянуть и развеять завесу тайны.
По дороге к набережной, на стене одного из домом, я увидел карту города, которую тотчас же поспешил сфотографировать. Вот так вот! Марина могла не делиться с нами картой - нашли бы эту, да жизнь бы наладилась. Хотя, при наличии аналоговой карты всяко проще живётся. Ориентирование по электронной карте превращается в постоянную игру кнопками... да и дисплей у фотоаппарата не слишком большой, чтобы по-человечески дружить с картой. Илья усмехнулся, ибо ему дико было следить за тем, как тратил время, подбирая наиболее удачную позицию для фото карты (чтобы прохожие не мешались, да деревьев, закрывающих обзор, было как можно меньше), говорит:
- Ха, вот разместишь эту карту у себя в блоге и сделаешь "Фортпосту" бесплатную рекламу.
- Да ну и пусть. Если компания предлагает хорошую карту города, то её грех в блоге не разместить. Вполне оправданный рекламный ход с их стороны, а мне не жалко.
Впереди уже виднелся довольно оживлённый перекрёсток. Миновав его, можно было уже смело сказать о том, что до моря остаётся совсем чуть-чуть. Только мы дошли до перекрёстка, как стал накрапывать дождь. Ожидая того, что он усилится, я стал спешно искать в округе какой-нибудь хороший навес, под которым можно спрятаться. Взгляд тут же упёрся в надёжное здание местного кинотеатра, ко входу в который я и направился в поисках укрытия. И вот, когда я уже был на полпути к своей цели, молчание разрезал вопрос:
- Я не понимаю, зачем мы сюда свернули? Море же вон там... - Илья указал в направлении перекрёстка и продолжения Октябрьской улицы.
- Это я знаю, но давай переждём дождь здесь. - Я указал на навес кинотеатра. - Или можно вообще зайти внутрь. В случае, если хорошо ливанёт, то посетим ближайший сеанс чего-нибудь. Если у них, вообще, что-то интересное идёт...
- Да зачем? Это ж разве дождь? Не думаю, что стоит терять время и прятаться. Я могу гулять и под дождём!
- *Как скажешь...*, - подумал я, в ту же секунду, на ходу, сбросил рюкзак с плеч, достал оттуда кепку и... - Теперь и я готов! - Сказал я, нагнав убежавшего вперёд Илью.
Дождь продолжался не долго, но успел поставить крест на планах открытия купального сезона. Пока он шёл, мы успели забрести в дальнюю часть Октябрьской улицы. К нашему удивлению, там расположился ещё один не отмеченный на карте памятник. Видимо, составители уделили особое внимание лишь крупным и значимым объектам, а скульптурами, памятниками и мемориалами пренебрегли. Думаю, вам всё же интересно узнать что мы там нашли? Ну, так вот, неподалёку от спуска на променад прибрежной территории, установлен памятник Томасу Манну, в виде книги. Как это обычно и бывает - стоит только подойти к достопримечательности и начать её фотографировать, как вокруг создаётся ажиотаж, и с нею хотят сфоткаться все собравшиеся. "Люди, вы что, до этого момента ходили мимо и не видели этот памятник?", - хотелось прокричать от переизбытка несправедливости, но я сдержался. Некоторое время ещё пришлось подождать, покуда ребёнок, облюбовавший книгу, не угомонится и не отвянет с заветной достопримечательной локации.
Казалось бы, все - пора спускаться к прибрежной зоне, но нет... слева я крайне удачно заметил башню-лифт, которая, как вы уже догадались, не могла не вызвать интерес у фотографа. На неё стоило посмотреть сначала сверху, а затем и снизу, спустившись. Здесь честно признаюсь, что ожидал использовать мост, ведущий к этой башне, в качестве смотровой площадки, но не сложилось... он закрыт. Впрочем, мы не зря заглянули в те края, и найденный металлический барельеф с надписью "Балтика - море мира и дружбы" можно по праву считать артефактом Советской эпохи.
Вот и прошёл заветный момент - мы стали спускаться на берег. Весьма неожиданно, но гора, по поверхности которой мы до этого бродили, оказалась довольно высокой. Замечу, что это именно гора, а не холм, и дорога, ведущая сначала на променад, а после и на пляж - это самый настоящий горный серпантин! Правда, рукотворный, отлитый из бетона. А что без него? А без него в тех краях был бы просто отвесный склон. Впрочем, как вы догадываетесь, природный и пологий спуск к морю тоже имеется, но на курорте же надо как-то распределять потоки отдыхающих, верно? Вот мы и распределились самостоятельно по этому искусственно созданному серпантину, поскольку он оказался ближе всего.
Здесь хочу отметить, что точка горы, к которой пристроена башня-лифт называется мысом Венеры. Разумеется, я мог бы пройти мимо этих подробностей, если бы не очередная достопримечательность, которую мы обнаружили, спустившись на променад. И она не была отмечена на выданной Мариной карте. Хоть сам составляй карту достопримечательностей Светлогорска, в самом деле. Беда вот только - Яндекс в подробностях Светлогорск пока не представляет. Да и собирается ли когда-нибудь? Так вот о достопримечательности... она представляет собой скульптуру девушки, находящуюся внутри раковины (не смейте представлять себе рукомойник!) с жемчужиной. Жемчужина, кстати, как и девушка - бронзовые, а вот раковина - мозаичная. Такое, надо признать, довольно интересное сочетание двух различных направлений изобразительного искусства, при том, что рассматривая композицию целиком, её вполне можно счесть за барельеф. Подписей никаких композиция в своём составе не содержит, но не трудно догадаться, что это - та самая Венера, в честь которой назван близлежащий мыс.
Теперь же о структуре променада... бьюсь об заклад, кто-то из вас уже успел подумать: "Когда ж он, наконец, прекратит употреблять это ругательство?" Кхм... так вот, он представляет собой горизонтальную площадку, тянущуюся вдоль берега и, подозреваю я, что сооружён в тех местах для того, чтобы к морю не страшно было подходить во время сильных приливов и штормов. Нам-то повезло - во время нашего визита в Светлогорск под променадом раскинулся довольно широкий пляж, а посмотрел я фотографии в чьём-то альбоме... там от пляжа толком ничего и нет - всё водой покрыто вплоть до металлических опор променада. Видимо, хозяйка фотографий была в Светлогорске уже не в сезон... волны на море были большие, да на променаде, кроме неё, почти никого не было.
Перпендикулярно променаду, в сторону моря, как раз в том месте, куда мы с Ильёй спустились, тянулся пирс. Туда первым делом и направились. С него прекрасна просматривалась береговая линия и, как мы смогли убедиться, до солнечных часов, выбранных местом встречи, было рукой подать.
И вот, наглядевшись на горизонт вдоволь, с пирса мы вернулись на променад. На всём его протяжении по направлению к солнечным часам была организована целая череда лавочек для отдыха, над которыми был предусмотрен специальный цилиндрический навес:
- Эх, какой красивый бы кадр получился, если бы никто на них не сидел... - озвучил я свои мысли.
- Конечно. Хех, а ты чего хотел? Они здесь для того и поставлены, чтобы на них кто-то сидел.
- Да я понимаю, но всё же, как было бы здорово, если здесь не было ни души.
Впрочем, картинно сфотографировать и солнечные часы променада, к которым мы вскоре подошли, тоже не представлялось возможным - вокруг них постоянно мельтешили отдыхающие. Пришлось смириться с тем, что хорошего кадра не будет, но для отчётности таки щёлкунул "как есть" на память. Ладно, посмотрели место встречи, убедились, что оно существует - можно гулять дальше. Путь теперь лежал вверх по лестнице. Кстати, снова обращаю внимание на рельеф Светлогорска - эта лестница исполнена, вероятно, на пологом склоне горы, и если бы её там не было, то какими-нибудь, народными тропами, путь наверх был вполне преодолим. Трудновато было бы, конечно, но зато безопасно - страховка не пригодилась бы. Но Светлогорск - это же курорт, как тут можно жить без удобств? Конечно нельзя! Вот и организовали лестницу в заботу о людях. Меж тем, лестница не монотонно тянется к вершине, а имеет промежуточные горизонтальные ярусы, где желающие могут передохнуть. На одном из таких разместили аттракцион-батут, загороженный несколькими слоями плотной сетки, дабы никто на лестницу с этого батута кубарем не полетел. А ещё на горизонтальном ярусе тусовались местные неформалы, похожие на тех, что собираются на Арбате в Москве с акустическими гитарами в обнимку, играющие легендарные хиты в своё удовольствие, да на милость благодарной публике, которой предлагается поощрить игру монетками в шапку.
Вот-вот, ещё немного, последний рывок и... мы добрались до вершины. На вершине организована площадь с невероятно красивым цветником посередине. Вместе с ним можно поймать прекраснейший пейзаж с видом на море.
Собственно, помимо цветника, наверху нас ожидал другой сюрприз, по крайней мере, меня. К тому моменту я уже успел проголодаться и молочный коктейль, хоть он жидкостью и является, но, всё же, нельзя этого отрицать, прекрасная калорийная пища. В общем, я решил немного подзаправиться. Не пожалел я семидесяти рублей (на самом деле, коктейль с ароматизатором того не стоит). Подошёл, попросил, встречно спросили: "С чем Вам?" И тут я на доли секунды застыл в нерешительности, отдавая себе отчёт в том, что не знаю, какие ароматизаторы они могут мне предложить... хотел, было, уже спросить "А с чем есть?", как на аппарате заметил перечень ароматизаторов. Дабы потянуть время задал наивный вопрос: "Это, я так понимаю, список из чего выбирать?" Работница киоска одобряюще кивнула. "Что ж, мне, пожалуй..." я начал читать список по порядку. В нём было порядка 15-20 наименований. Первые два не впечатлили, да я и не запомнил их, а вот третий уже показался именно тем, чем надо: "С амаретто, пожалуйста!" Неспешно, продавщица начала заливать молоко в мерный стаканчик, доброжелательно покачивая головой, дополняя полное согласие с моим выбором протяжным: "Угу". Спустя минуту коктейль был готов. Боже, как же вкусно! Я, кажется, уже отмечал, что после длительного голодания всё вкусное кажется вкусным вдвойне? - Вот! Я вновь ощутил сладость момента. Уже второй раз за поездку. Марина, я тебя обожаю! Я хоть и ною по поводу того, что вовремя редко когда позволишь перекусить, но я всегда забываю про результат и итог подобной голодной выдержки - а они того стоят!
Ну что же, на прогулку оставалось ещё минут тридцать или сорок и я предложил моему компаньону углубиться в окраины города, дабы там поискать достопримечательности. Илья поход на окраины одобрил. Мне казалось тогда, что сорок минут для Светлогорска - достаточно много. Да, это так, действительно, но я не учёл ключевой факт - нужно было подсчитать время и на то, чтобы вернуться.
** - диалоги, произошедшие в реальности, могли быть слегка видоизменены. Точного фиксирования разговоров во время поездки на диктофон не проводилось, в этих условиях я пытался воссоздать беседы по памяти, передавая лишь ключевые моменты и их суть.
Домик неподалёку с органным залом
Немецкая Родина-мать
Магазин "Цветы" и окрестности на Октябрьской улице
Магазин "Цветы" (HDR)
Адрес дальнего справа на панораме розового дома. Мемориальная табличка при нём
Солнечные часы башни военного санатория
Здание военного санатория
Верхушки башен санатория (HDR)
Дом на противоположной стороне улицы от санаторного здания
Донжон санаторного здания (HDR)
Детская скульптурка на фоне адреса санаторного здания
Птичка рядом
Суровый птыц
Бар "У Лукоморья". Тоже, между прочим, местная достопримечательность
Другая половина бара
Илья сказал, что этой фотографией я сделаю погоду компании по продаже недвижимости. А что делать? Они предоставили довольно адекватную карту Светлогорска. Во много раз лучше тех, что я до этого видел
Скульптурная композиция на торце Светлогорского кинотеатра
Мемориал в память о Томасе Манне
Информационная табличка о Томасе Манне
Соединительная площадка горы и башни-лифта
Слоган над входом "Балтика - море мира и дружбы"
Столики окрестного ресторана "Корвет"
Скульптурно-мозаичная композиция "Венера" (ибо неподалёку с мысом Венеры) на пересечении Октябрьской улицы и променада прибрежной зоны
Женская фигура, как фрагмент скульптурно-мозаичной композиции
За горизонт не ругать. Ставилась задача максимально исключить из кадра отдыхающих на пляже
Восточная часть променада прибрежной зоны
Большие солнечные часы
Взгляд на большие солнечные часы с лестницы
Народный холивар зелёных. Проявление 1
Народный холивар зелёных. Проявление 2
Народный холивар зелёных. Проявление 3?
Звёздная клумба
Фрагмент Светлогорска в окрестностях парка "Времена года"
Историческая справка. В размещённом формате не читаемая, видимо, придётся набивать
Мозаика на стене одной из окрестных построек
Новостройный Гостиный Двор Раушена
Но симпатичнее мозаика смотрится с другого ракурса