- Как это ужасно - называть главный кафедральный собор города могилой Канта! - возмутилась Женя.
- А куда деваться? Сами местные его так называют. - Парировала возмущение Марина.
Представлял я себе эту локацию изначально иначе. Уж никак не ожидал, что собор и могила философа - есть одно неделимое целое. Не удивительно, что главный Кафедральный собор Кёнигсберга окрестили именно так - "Могила Канта".
Расположились оба упомянутых объекта на Центральном острове, который хоть и назван в большинстве источников центральным, в народе получил название острова Канта, хотя исторически звался у немцев Кнайпхофом, что в переводе с прусского значило - обтекаемый рекой. Однозначности нет и здесь. Впрочем, хорошо, что сошлись на том, что остров - Центральный. Центральный и центральный, - запоминается легко и ясно, а этот Кнайпхоф часто и не произнесёшь... тут либо "п" лишнюю влепишь, либо, вообще, про существование этой буквы в названии забудешь.
А вообще, удивительное место. Оно связано с зарождением теории графов. Как только Марина упомянула связь с именем Леонарда Эйлера, я тут же вспомнил, как тот, чьё имя нельзя называть на просторах Рунета, на своих практических занятиях рассказывал про остров Кёнигсберга, мосты и речку Преголю.
Не буду сейчас вдаваться в подробности. Отмечу лишь, что разработанная теория открыла перед учёными широкие возможности для решения задач, требующих, в той или иной степени, оптимизации. В частности, Эйлеру должны быть благодарны логисты, которым необходимо постоянно решать транспортную задачу. Одним из методов решения такой задачт является метод графов.
Мосты в Кёнигсберге нынче уже не те. О некоторых из них напоминают лишь площадки, что часами не покидаются рыболовами-любителями. Современный и главный мост соединяет сразу оба берега Преголи, представляя собой монолит центральной магистрали города - Ленинского проспекта. Именно по нему мы добрались до Кафедрального собора Кёнигсберга.
Мои компаньоны дружно высказалось за то, чтобы посетить музей. Собственно, а почему бы и нет? Кафедральный собор - это центральная достопримечательность города, и непосещение её за первый визит в Калининград равноценно непосещению Московского кремля. Тут даже не грех за фотосъёмку денежку отдать. Лично я это сделал не столько ради собственного увлечения, сколько во имя поддержки и развития культурного достояния Родины.
Марина, помимо музея, жаждала попасть на один из сеансов органного концерта. Тут я посчитал необходимым вмешаться в ход развития событий и напомнить, что за концертом время, которого осталось уже не так много на осмотр достопримечательностей города, будет элементарно потеряно. Взвесив приоритеты, Марина от своей идеи отказалась.
Забегая вперёд скажу, что органный зал занимает большую часть площади Кафедрального собора. Мы туда даже и одним глазком не заглянули, но понятным это и без того становится после посещения музея. И, собственно, коли речь зашла о планировке, то давайте тут же поговорим об этом.
Войдя в собор, посетитель сразу может заметить кассовый киоск. Чуть левее от него располагается вход в упомянутый органный зал, совсем слева от него - небольшая часовенка, справа - церковная лавка. А где же, спрашивается, музей? Вот и мы сперва опешили, заглянув в часовню, в сторону которой нам указали, как на вход в музей. "Что? И это весь музей?!", - громко возмутилась Марина, на что можно было только лишь разведя руки пожать плечами с многозначным: "А кто его знает?" Как выяснилось, между органным залом и часовней мы, попросту, не заметили небольшую чёрную дверку, за которой находился подъём в виде винтовой лестницы. Таким образом, соборный музей начинается со второго этажа. И всего таких этажей в музее... эм, давайте считать.
Значит, первый этаж посвящён Тевтонскому ордену и старому Кёнигсбергу, на втором - расположилась библиотека, коллекция монет и купюр из различных стан мира, а также комнатка, в которой, видимо, долго и эмоционально рассказывают про Иммануила Канта с позиции личности. Кем был? Что делал? Чем отплатили ему после смерти благодарные потомки? Третий этаж посвящён, непосредственно, творчеству Канта. Составители музея - люди грамотные и главный труд Канта под названием "Критика чистого разума" разместили так, что он сильно выделяется на фоне множества томов, расставленных на полках. Более того, труды философа хранятся в первой комнате третьего этажа, а "Критика чистого разума" - во второй. Последняя представляет собой просторный зал, где висит картина приёма гостей Иммануилом Кантом, посреди неё стоит массивный обеденный стол, декорированный искусно выполненной икебаной.
Картина, кстати, пробудила во мне воспоминания с лекций по истории и философии науки, где профессор кафедры философии МИИТа рассказывала нам весьма своеобразные факты про Канта. Согласно её рассказу, Иммануил Кант, как и многие немцы, был невероятно пунктуален... излишне пунктуален. Приёмы гостей, Кант начинал с фразы: "Друзья, наша встреча продлится двадцать пять минут". Встреча могла проходить в абсолютной тишине, где каждый из присутствующих витал в глубине своих мыслей... В процессе Кант мог даже не глядеть на время, но вставал из-за стола или с кресла ровно через 25 минут, доставал карманные часы, сверялся с ними и произносил, звонко хлопая крышкой: "Друзья, приём окончен. Настала пора расходиться по домам". Каждому из нас может показаться странным такой подход, но все мы признаём Канта гением, а истинный гений - это всегда человек, живущий вне своего времени, в особом мире, где оно может течь вспять или, наоборот, опережать ход развития событий.
Итого, я насчитал три музейных этажа. Надеюсь, наши результаты не разошлись? Впрочем, даже если вы насчитали на один этаж больше, в этом нет ничего страшного - вы тоже правы. Утверждая, что этажей четыре - вы посчитали все этажи Кафедрального собора, доступных для посетителей. А есть ли ещё? Есть. В дальней комнате третьего музейного этажа можно заметить ещё одну винтовую лестницу, ведущая, вероятно, на башню с часами. Но то уже служебное помещение, закрытое для входа посетителей.
Согласно EXIF'ам фотографий, мы провели в музее 40 минут.
Существо
Ещё одно существо
Карта Кёнигсберга времён XVII века
Гербы. Фото 1
Макет Кафедрального собора Кёнигсберга
Макет Кафедрального собора Кёнигсберга (HDR)
Гербы. Фото 2
На подоконнике лежали элементы, символизирующие солнце, луну и... ещё что-то
Витраж "Дурдом" =)
Витраж "Дурдом" (HDR)
Ещё один витраж
Тот же витраж (HDR)
Гобелен?
Информация по облачению барона
А вот так выглядит облачение барона
Информация "Брат-монах Тевтонского Ордена"
Так выглядел монах Тевтонского Ордена
Рыцарь-крестоносец Тевтонского Ордена
Шлем (HDR)
Арбалетчик
Витраж, взгляд сверху вниз
Витраж, взгляд сверху вниз (HDR)
Резные скульптуры книжных шкафов частной библиотеки
Денежные купюры разных стран (HDR)
Мозаичные гербы
Монета с портретом Отто Бисмарка
Ходовые и не ходовые монеты России
Витраж за тюлем (HDR)
Картины, изображающие Кафедральный собор Кёнигсберга
Монеты времён Советского Союза
Сто рублей начала 90-х. Эквивалент современной копейки
Три рубля одной бумажкой
Набор из Советско-Российских денег
Витраж с гербом (HDR)
Бюст Иммануила Канта
Золотые слова!
Стулья. Видимо, к этому моменту экскурсии посетители музея очень устают
Портрет И. Канта
Загороженный витраж (фокусировка на переднем плане)
Загороженный витраж (фокусировка на заднем плане)
Шляпа И. Канта
Не могу сказать точно, но, вероятно, макет дома, в котором жил немецкий философ
Уменьшенная копия скульптуры, сделанной по картине "Иммануил Кант на прогулке"
Об уместности в данной экспозиции этого знака мне ничего не известно
Спасибо, кэп, мы и не знали
Очередной макет Кафедрального собора Кёнигсберга
Гобелен с изображением Кафедрального собора
Карта Кёнигсберга, вероятно, в начале XX века
Карта центрального острова. Как видно, уцелел только Кафедральный собор
План Кёнигсберга
Интересная картина. В ней лаконично сочетаются портрет Канта и изображение Кафедрального собора
В гостях у философа
Пожалуй, главный и священный труд немецкого философа
Икебана
Икебана (HDR)
Витраж с гербом Кёнигсберга
Люстра (HDR)
Бюст
Витражи (HDR)
Уютная комната с книгами
Уютная комната с книгами (HDR)
Участники тура листают книгу отзывов. Фото 1
Участники тура листают книгу отзывов. Фото 2
Участники тура листают книгу отзывов. Фото 3
Резной элемент в зале частной библиотеки