Ты - это вид за твоим окном. Вопрос, куда оно выходит..

Sep 26, 2011 18:04

У меня есть дочь, ей 8 лет. А еще у меня есть бабушка, ей около 80ти. Что их объединяет? Обе родились в домах-доходниках в самом центре Москвы. Только одна - на бывшей улице Горького, а вторая - в Замоскворечье. Иногда я смотрю на них и не вижу различий в понимании города, его структуры и атмосферы. Старые и малышня - лакмусовая бумажка, на которой быстрее всего проявляются следы городских и всемирных перемен. Они передвигаются медленно, внимательно смотрят по сторонам, замечая все булыжники мостовой. Они первые замечают запах грядущей весны. Они приносят с прогулок по двору палки: "Это нельзя выбрасывать, это моё весло! Мы с бабушкой плавали в лодке по лужам!" Воображение? Или это так и есть - а мы ничего не понимаем? Кто-то раздавил бабочку, кто-то сбил лепнину со старинного фасада. Мы спешим, нам некогда - а они заметят. Малая расплачется, старая вздохнет: "Эх, было время..." Они как дети, собаки и кошки: привыкают очень! К знакомой шавке, к беспризорной кошке, к доброму льву на старинных воротах.
Их мир - немного кукольный. Конечно, и в этот крохотный мирок проникает зло: Карабас-Барабас мучает марионеток. Но там добро всегда побеждает зло, и кукольное счастье всегда торжествует.
Девушка спешит на свидание - ибо она должна спешить именно туда, а не на войну. Собаки отражаются в лужах. Вот так:



И живут эти куклы вроде бы в Москве - но не совсем. Вроде бы все дома - реальные, и даже штукатурка в тех же местах осыпается, но то ли лица добрее, то ли краски нежнее, то ли случайностей больше. Вот на Пятницкой в арке прогнулся асфальт, и там лужа. В действительности там тоже лужа - только здесь она воспринимается как закономерное чудо. Может, дело не в асфальте - а в нас? Это мы разучились видеть в палке весло, а в арке - собаку? И только старики да дети могут рассмотреть не только пропеллер в символике ОСАВИАХИМа, но и понять, куда же летит этот самолетик?
А еще это всё умеет Алёна.
Потому что Алёна - художница. Которая родилась в районе Таганки, и полюбила старую Москву, без прикрас. И вот уже столько лет рисует её.



Наверное именно из-за этой кукольности, планируя рождественские подарки в том году я выбрала для бабушки альбом акварелей Алёны. Это тоже не совсем книга - это проекция исторического материала на частную жизнь московских обывателей, поэтов, художников, аристократов и полицейских. 
Стоит себе дом - вот так его изобразила художница: немного кривобокий, зато с античной вазой на воротах. Дом и дом, ну ничего в нем нет! А прочтешь пояснения - так тут Пушкин обедал и был весьма доволен десертом, о чем и упомянул в письме к NN! История? Байка? Чужая частная жизнь? Анекдот? Что хочешь - только в печку не ставь.



Это - частная жизнь Москвы. Жизнь, протекающая за стеклами подвала, где Мастер встречал Маргариту. Потайная жизнь в комнате, куда попал Молчалин, стремясь попасть в другую.
Жизнь за малиновыми занавесками второго этажа дома на Садовнической набережной, за которой я сама наблюдала на протяжении десятка лет, зажигая настольный свет и готовясь к завтрашним урокам, к семинарам с репетиторами и далее - с университетскими преподавателями. Там жили неизвестные мне люди. Когда дом приговорили к сносу, я вошла в разоренную квартиру второго этажа, и воочию увидела те вещи, которые наблюдала на протяжении многих лет сквозь оконную раму.

Теперь мои окна выходят на пустырь. Но у меня есть окошко, которое никогда на пустырь не выйдет!



Суперобложку Алёниного альбома мы стилизовали под обои. А вырубка в виде окошка - взгляд из старой московской квартиры на родной, но неизвестный нам город. Помимо историй, рассказов и картинок в альбоме - в комплект входит папка с 30ю постерами-репродукциями Алёниных акварелей. Они такие разные - но неизменно добрые, даже когда немного грустные.
Когда я подарила бабушке альбом, прямо на торжестве моя дочь, перебирая постеры, вцепилась в один из них. Как я ни уговаривала вспомнить о приличиях, принцесса не сдавалась: этот постер бабушка всё-таки ей уступила . Что было на этой картине? Да ничего: дом, пешеходы, собака:



Просто это очень красивый дом. Вроде тех, что видела дочка из окна нашей квартиры в Замоскворечье со дня своего рождения - только много краше. Она еще не знает названий всех архитектурных элементов - но она уже чувствует красоту. Потому что выросла в ней.
Наверное, потому бабушка ей и уступила. Теперь ей спокойно: она точно знает, что не последняя, кто любит и ценит то, что ей близко.

Купить альбом Алёны Дергилёвой можно (и нужно!) именно сейчас.
У нас открыта предварительная подписка на альбом: всем миром скидываемся на оплату типографии, по 1600р, и получаем в ноябре альбом, реальная стоимость которого будет от 2000р  в зависимости от магазина. Деньги на типографию мы собираем до 29 сентября включительно. Кто понял, что без этого окошка в мир жизнь будет не такой красочной, пишите.
Кто хочет, чтоб другие люди тоже получили возможность взглянуть в этот мир - пишите.
Чем больше подписавшихся, тем больше вероятность, что деньги на типографию будут.
Подписку собираем здесь:  moskva@kotoroy.net
Страничка Алёниного альбома в сети здесь: http://moskva.kotoroy.net/album3/

Previous post Next post
Up