Ну вот. Пока есть час свободного времени, выполняю обещанное.
Для начала - рекламный плакат о предмете нашего разговора, а все подробности и пачку фото убрал под кат.
Еще в прошлом году герр
seanobrien выдал мне для ознакомления и починки наследие далекого прошлого. А именно - немецкую фотокамеру Tenax I производства компании Zeiss Ikon.
Данная камера относится к классу шкальных фотоаппаратов - для наводки на резкость нужно совмещать отметку о расстоянии на оправе объектива с выступающим из корпуса указателем. Ближайший аналог - советская Смена-8.
В камере используется обычная 35мм фотопленка, но помещается на одной катушке целых 50 кадров размером 24х24мм (на самом деле - 25х25).
Забавным моментом является то, что сперва (с 1937 года, а прекращено производство в 1941 году) выпускалась более продвинутая модель - Tenax II, оснащенная дальномером и затвором Compur Rapid, а также с возможностью замены штатного объектива 40/2.8 Tessar (а в более поздних выпусках 40/2 Sonnar) на 27/4.5 Orthometar и 75/4 Sonnar.
Tenax I вышел в свет в 1939 году и являл собой идею тотального упрощения и удешевления. Затвор - Compur, объектив единственный - Novar-Anastigmat 35/3.5 (но встречаются упоминания о моделях с Carl Zeiss Jena 35mm f/2.8 Tessar).
В 1941 году производство этой модели было практически приостановлено и до конца войны продолжалось в незначительных масштабах.
После войны восточногерманский Zeiss Ikon продолжил выпуск этой модели. Первоначально устанавливались затворы Compur с выдержкой до 1/300 или Compur-Rapid (до 1/500), позже их сменил восточногерманский Tempor (до 1/300). Объектив использовался тот же самый - Zeiss Novar 35mm f/3.5 (или Carl Zeiss Jena 37.5mm f/3.5 Tessar).
В 1953 году камера была модернизирована - изменилась верхняя крышка, в которой теперь помещался встроенный видоискатель (вместо прежнего складного) и экспонометр, а также видоизменена ручка меремотки и взвода затвора. Скоро эту модель переименовали в Taxona, т.к. восточногерманская компания потеряла права на использование традиционных названий Zeiss Ikon, являвшихся собственностью западногерманского Zeiss Ikon. В это же время, объектив Novar также был переименован - в Novonar. В 1954 складную часть ручки взвода начали окрашивать в черный цвет.
Окончательно выпуск камер был прекращен в 1959 году.
В затворе нам доступны 9 выдержек (в секундах) - 1/300, 1/100, 1/50, 1/25, 1/10, 1/5, 1/2, 1 плюс выдержка B.
Диапазон диафрагмирования объектива - от f/3.5 до f/16.
Итак, камеру мне отдали в потертом кожаном чехле с почти стершимся логотипом Zeiss Ikon.
К чехлу камера привинчивается винтом через штативное гнездо.
Вот что мы имеем. Справа вверху - колесо перемотки пленки. Слева от видоискателя - кнопка, разблокирующая зубчатую ось и механизм затвора. Надо нажать на нее и удерживать, чтобы перемотать пленку обратно в катушку.
Отверстие слева в крышке - место установки счетчика кадров.
Слева вверху от затвора - рычаг спуска, слева внизу - рычаг установки выдержек, справа вверху - рычаг взвода затвора, сблокированный с механизмом перемотки. Ход рычага - всего около 45 градусов. В верхнее положение возвращать нужно принудительно.
Диафрагма устанавливается вращением оребрения оправы объектива, а расстояние - вращением всего корпуса объектива.
Видоискатель состоит из двух подпружиненных частей, передняя - вогнуто-выпуклая линза в оправе. Внизу оправы выгравирована памятка - 24х24 3,5cm.
Камера была в откровенно плохом состоянии. Затвор толком не работал, перемотку подклинивало, счетчик кадров не работал, пары винтиков не хватало. Да и крышки ощутимо потерты - это хорошо видно на фото.
Основной задачей была реанимация затвора. После вскрытия вынул оттуда несколько щепоток песка, грязи и прочего мусора. Тщательно промыл все в бензине, капнул машинного масла на оси. На резьбу объектива нанес смазку для более легкой наводки на резкость. На слух подтормаживали длинные выдержки - пришлось слегка подрегулировать пружину в блоке замедлителя. Полностью это проблему не сняло, но частично положение улучшилось (о результатах - в конце обзора).
Затем вычистил всю камеру изнутри и под крышками.
Из пластиковой оси от катушкы пленки, немного подточив-распилив ее, сделал приемную шпульку, взамен утерянной от камеры.
Последним шагом должно было стать восстановление счетчика кадров. И на нем я застрял, к сожелению, а ведь хотелось все закончить еще до нового года. Но теперь буду уж готовить ее к весенним выездам наших люфтов. ;)
Проблема оказалась в следующем. Ось, на которой вращалось колесо счетчика, было выполнено единой деталью с опорной площадкой. За время лежания камеры без дела, колесо прикипело к оси и кто-то сильный, поворотом отломил ось у самого основания. Попытки вкрутить замену в площадку успеха не принесли - алюминий за столько лет стал хрупким и начал крошиться. Теперь весь узел надо вытачивать с нуля. Идеи есть, надо взяться за реализацию.
К вопросу об эргономике. Значения выдержек и диафрагмы нанесены так, что человеку не надо переворачивать камеру при съемке - достаточно чуть наклонить ее верх на себя и цифры будут легко читаемы.
Чтобы открыть камеру, необходимо повернуть диск так, чтобы черта стала продолжением линии на корпусе, а затем сдвинуть его в направлении буквы "А".
Ну и собственно вид изнутри.
После чистки отснял для теста полпленки. А в просмотре негативов порадовало то, что технические кадры получились одинаковой плотности. Т.е. выдержки отрабатываются теперь корректно (ну или по крайней мере - в пределах диапазона чувствительности пленки).
В ходе уличных "испытаний" неприятно огорчил тугой ход рычага взвода при вставленной пленке и его периодическое подклинивание. Надо разбирать механизм и смотреть, а также чистить-смазывать.
Получаемое изображение сложно назвать технически хорошим. Из-за малого размера линз, простой схемы объектива (подозреваю триплет или что-то в таком духе), а также отсутствия просветления на линзах, было тяжело ожидать "четкую" картинку с высокой детализацией. Скорее это напоминало продукт "творчества" всяких ломографов.
С проявлением я еще немного накосячил - жалко было тратить на эту пленку свежий проявитель, поэтому выливал остатки уже порядком окислившегося концентрата, отсюда дополнительное ухудшение изображения. Следующий тест будет выдержан по всем правилам и нормам в плане реактивов и температуры.
Ну и для примера - что же получается при съемке на это "чудо" техники (на снимке сумерки, примерно 5 вечера).
За сим откланиваюсь, надеюсь, было интересно все это читать.