Это сооружение так же известно как Коломенский дворец. Однако не спешите в основной комплекс Коломенского заповедника - не там надо искать. На одну станцию метро далее. Ибо решено было воссоздавать это чудо на новом месте - там, где раньше была деревня Дьяковское, что за Голосовым оврагом (надо сказать, изрядный овражец).
Кстати, о чуде. Этот домик в свое время заслужил название "Восьмого чуда света". Куча построечек, соединенных переходиками - один другого краше.
"Хоромы представляли всегда группу зданий самостоятельных, разнородных и своеобразных, начиная с кровли и до подклетья. В этой группе любую часть можно было отнять и на ее место поставить другую, иной формы, иного объема; к любому углу, к любой стене можно было пристроить новую хоромину - вся группа от этого нисколько не изменяла своего существенного облика. Ее красота заключалась не в соответствии частей, а, напротив, в их своеобразии, в их разновидности и самостоятельности..."
(И.Е.Забелин)
Сколько прекрасных творений архитектуры появляется... от любви государей к охоте. Этот дворец - не исключение. По молодости, Алексей Михайлович часто наведывался в Коломенское. А в 1649-50 годах там было решено перестроить старый дворец. Когда же появились царские дети - то к дворцу было достроено еще несколько помещений (в 1657 году). Отвечали за строительство дворца плотничий староста Сенька Петров и стрелец-плотник Ивашка Михайлов.
После 1667, когда основные здания закончили, начался период украшательства всего сооружения. В мае 1669 года из-за границы были доставлены краски и сусальное золото для отделки дворца. В мае была расписана зеленью чешуйчатая кровля. В июне началась роспись внутренних помещений.
Росписью руководил иконописец Симон Ушаков и выписанный из Персии армянин Богдан Салтанов. Расписывали стены и подволоки (потолки) по грунтованным холстам. Роспись и золочение продолжалось два года. Тогда же и резьбой украшать стали.
В 1673 году часовой мастер Оружейной палаты Петр Высоцкий установил часы на башню перед воротами.
Как обычно случается - то, что нравится родителям, не нравится детям. Поэтому дворец был частично перестроен. Весной 1681 года Фёдор Алексеевич приказал разобрать старую повалушу (столовую) и на её месте построить новую столовую. Столовую перестраивал крестьянин боярина П. В. Шереметьева Сенька Дементьев. Столовая соединялась с хоромами царя новыми сенями. Под сенями построили золоченые ворота, названные передними.
С воротами тоже интересно. Они же золоченые - вот и повелось, когда царя нет во дворце - занавешивать всю красоту заботливо тряпочкой.
В первой половине XVIII века дворец стоял заброшенным, и редко посещался. И хотя Анна Иоанновна повелела содержать дворец в «добром призрении», ремонтных работ практически не проводилось. отчего, конечно же постепенно все приходило в полный упадок. Дерево же.
4 октября 1762 года Коломенский дворец осматривала императрица Екатерина II. Вот ей-то мы и обязаны планами и чертежиками сего творения. А так же планами и чертежами нового дворца, который она заказала и которые так же сохранились.
Вот вам план для понятности (из учебника по истории русской архитектуры Пилявского, Тица и Ушакова).
31 мая 1767 года «Коломенские управительские дела» сообщили, что в старом дворце начали обрушиваться кровли и лестницы. 16 июля 1767 года было получено повеление Коломенский дворец и его фундамент разобрать, и место очистить.
Чертежи ждали своего часа в Санкт-Петербургской Щедринской Публичной библиотеке, и дождались.
Как это обычно у нас бывает - не все было сделано в реконструкции сего строения (увы) строго по описанию. Что несколько раздражает. Ведь зачем тогда называть сие дело реконструкцией, если хочется воссоздать макетик в натуральную величину, да из материалов, которые удобнее.
Еще из того, что раздражает. Когда туристы приезжают - им обычно радуются, и делают все, чтобы им было удобно. Но не в России.
У нас каждый охранник - что вахтер из общежития. "Фотографировать нельзя". Эту фразу мы услышали, когда осматривали "Восьмое чудо света". И поверьте, мы понимали, что время позднее и внутрь нас не пустят - ходили исключительно снаружи. Почему нельзя снаружи фотографировать - было абсолютно непонятно. Никаких значков соответствующих мы нигде не видели. Однако же.
Ну и напоследок - как обычно огромное спасибо. Спасибо за прекрасную компанию Олегу (Новосибирск), за отличную прогулку, хорошее настроение, которое даже этот инцидентик не испортил