«Маэстро, урежьте марш!» ©
Аугуст Диль в роли Воланда
Экранизация любого культового романа неизбежно порождает споры о соответствии литературному оригиналу и вообще самой возможности экранизации, наличие предыдущих экранизаций только усугубляет вопрос. Тем более, если речь идёт о произведении многослойном и объёмном. В лучшем случае мы имеем «режиссёрскую версию» книги глазами постановщика, что и сделал в данном случае режиссёр Михаил Локшин. В целом фильм удался, и не знакомый с первоисточником получает на экране эффектный визуальный образ булгаковской истории.
Плюсы картины: отличная динамика, связность выбранных линий сюжета и атмосфера. Грамотно подобрана основная нить сюжета ― процесс написания романа и нанизывание остальных линий как деталей фона. Интересные сценарные стыковки ― актёры гуляют в римских декорациях в театре на постановке пьесы и в следующей сцене Понтий Пилат и его знакомство с Иешуа. Хорошо показаны реальная и потусторонняя Москва плавно перетекающие друг в друга и визуальный образ, который Воланд со свитой считывают со сталинской Москвы. Для ряда эпизодов нетривиальные решения, особенно удалась сцена бала Воланда.
Юрий Колокольников в роли Коровьева
Получилось показать атмосферу отчуждения, витающих в воздухе репрессий, коллективной травли, предательства и приспособленчества. Образ чужих на праздники совсем другой жизни. Грамотно удалось вписать отступления от литературного сюжета в общую канву. Ход с демонстрацией вообще очень интересная режиссёрская находка.
Самым главный плюс фильма ― Воланд. У Аугуста Диля Воланд это настоящий трикстер, харизматичный, лукавый, привлекательный и страшный одновременно, с дьявольскими огоньками в глазах и бешеной энергией вокруг. Он незримо доминирует над своей инфернальной свитой, наполняет мистическим антуражем все сцены с его участием. Тот самый булгаковский загадочный холёный властный иностранец неопределённого возраста. И реплики на немецком и акцент точно в тему. Просто идеальное соответствие.
Отлично получилась Маргарита у Юлии Снигирь: красивая, аристократически холодная, смелая и способная на решительные поступки. Образ музы и роковой женщины ― практически стопроцентное попадание. Некоторые сцены с ней доставили эстетическое удовольствие.
Великолепно получились персонажи второго плана, особенно хочется выделить Леонида Ярмольника в роли иронично-садистического главврача психбольницы Стравинского и барона-провокатора Майгеля Алексея Гуськова.
Леонид Ярмольник в роли профессора Стравинского
Теперь о минусах. В первую очередь это кошмарный уровень компьютерной графики и спецэффектов, на уровне фильма десятилетней давности. Местами оформление сцен сильно напоминает бэтменовский Готэм и носит оттенок комикса. Музыкальное сопровождение тоже большей частью разочаровывает и часто не стыкуется с визуальным рядом. Ряду ключевых персонажей, в первую очередь свите Воланда, кроме Коровьева-Фагота, уделено слишком мало экранного времени, можно сказать их почти вырезали из фильма. Кот Бегемот получился откровенно слабым и комическим, в нём нет почти ничего демонического от книжного.
Самый большой минус актёрского каста Ауг-младшая в роли Геллы. Вместо сногшибательной очаровательной вампирши с безукоризненной фигурой мы видим странное существо неопределённого возраста с рыбьими глазами и видом потрёпанной наркоманки.
Фильм довольно прозрачно намекает на параллели с современностью, подчеркивая вневременной характер основных ценностей в жизни, варианты выбора и последствия принятых решений.
«Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца…
И это факт. А факт - самая упрямая в мире вещь.»
Финальная сцена просто блеск.
© Рустам Гусейнов