Jul 25, 2021 21:32
Я читал, что основной движущей силой революции, и вообще, всяческого бурления в ВМФ Российской Империи были трюмные команды, то есть, те самые кочегары, печальная судьба которых оплакивалась в известной песне.
Действительно, работа тогдашних корабельных кочегаров была адом на земле. Мало того, что это был тяжелый физический труд, так еще и сопутствующие факторы - дикая жара, духота, угольная пыль, влажность... Не удивительно, что находясь в таком аду, они готовы были продать душу дьяволу, извиняюсь за каламбур.
Так вот, дело в том, что это был решаемый вопрос, вообще-то. И я даже не имею в виду возможную механизацию труда. Хотя, уже на том уровне развития техники можно было что-нибудь придумать. Например, какой-нибудь подающий желоб, по которому уголь сыпался бы в топку. Тогда кочегары, хотя бы, работали бы не непосредственно у котлов.
Но ведь проблему можно было решить и чисто организационными средствами. Например, брать кочегарами вольнонаемных за хорошие деньги. В такой стране, как тогдашняя Россия, с ее молодым, преимущественно крестьянским населением, из желающих выстраивалась бы очередь.
Или другой вариант - делать очень короткую вахту, скажем, не шесть часов, а три. Ну и, соответственно, иметь в два раза больше кочегаров. Тогда тяжесть их труда компенсировалась бы его малой продолжительностью.
...Но кто и когда, в России, думал об интересах обычного человека.
политика,
россия,
публицистика,
история