По следам Фандорина. Table-Talk 1882 года.

Jan 14, 2013 17:27

В качестве преамбулы...

Я не прочь поанализировать то или иное литературное произведение на предмет правдоподобности. Под "правдоподобностью" в данном случае, следует понимать соблюдение физических законов, исторического контекста и причинно-следственных связей.

На этот раз, препарированию подвергнутся рассказы из сборника Бориса Акунина "Нефритовые четки", из серии об Эрасте Фандорине (ЭФ). Сразу предупреждаю, что ниндзевские навыки ЭФ я обсуждать не буду. То есть, разумеется, в нашем мире нельзя с малокалиберным пистолетиком в руках выиграть честную дуэль на расстоянии в десятки метров у двух профессиональных ганфайтеров с кольтами, как это случилось в рассказе Долина Мечты. Но пусть, подобные сверхспособности ЭФ будут неотъемлемой частью и специфической особенностью Вселенной Эраста Фандорина. Ибо в этой литературной Вселенной они носят, так сказать, системообразующий характер. Если их убрать, она просто разрушится.

Начнем с упомянутого в сабже Table-Talk 1882 года.

Начнем с того, что сама возможность убийства Полиной Каракиной своей сестры вызывает серьезные сомнения. ЭФ высказался о способе убийства весьма туманно: Не знаю, каким образом - задушила ли, отравила ли, но во всяком случае обошлась без кровопролития, иначе в спальне остались бы следы.

Так вот, штука в том, что "каким способом" - не знает не только Эраст Петрович. Ибо убить человека без помощи оружия - чрезвычайно трудно. Для этого нужно обладать незаурядными физическими кондициями, да и специальной подготовкой тоже. Можно ли, скажем, допустить, что незнакомая с физическим трудом, абсолютно "домашняя" юная дева задушила свою двойняшку?

Ну во-первых, вряд ли убийца была намного сильнее своей сестры. Логично предположить, что физическое развитие у близнецов было примерно одинаковым. А ведь, для того, чтобы задушить находящегося в сознании человека, нужно быть намного сильнее своей жертвы. Во-вторых, для удушения, просто преймущества в силе перед жертвой  еще недостаточно. Нужно быть вообще очень сильным. В абсолютном измерении. И неужели Полинька Каракина с ее тонкими ручками могла задушить кого-то, крупнее домашнего хомячка? Странно, что опытному сыщику ЭФ подобные очевидные вещи не приходили в голову.

Далее, рассмотрим версию отравления. Ну, возможно, что в доме у Каракиных, где-то в кладовке, был мышьяк. Здесь возникают вопросы...

...Полинька Каракина знала, где лежит мышьяк для борьбы с мышами и крысами? Это в богатом-то доме, полной всяческой прислуги? Она что, лично травила грызунов?

...План убийства сестры возник у ПК не в спальне после мучительных переживаний наедине с сестрой, а ранее, в момент разоблачения и последующего разговора с отцом? Что-то неправдоподобно. Но если план возник уже в спальне, как она могла взять яд, даже если знала где он лежит?

Впрочем, в прниципе, возможно придумать правдоподобный способ убийства. Например, ПК ударила сестру тяжелой статуэткой, завернутой в какую-нибудь толстую тряпку. Минимум следов, тряпку потом выкинули... К тому же, тогда не было аппаратуры, способной найти следы крови на уровне нескольких молекул.

Однако, если с проблемой способа убийства еще есть возможность кое-как сладить, то дальше писателя ждут гораздо более серьезные загогулины.

Снимите шляпы, преклоните головы! Сейчас начнется вынос тела. Собственно, с выносом, точнее, вывозом тела и связана фатальная, на мой взгляд нестыковка данного произведения.

Итак, мсье Ренар вывез расчлененную плоть жертвы из усадьбы в своем багаже.

Ну для начала, человек - довольно-таки тяжелая штука. То есть, в повседневной жизни, имея дело с живыми и передвигающимися на собственных ногах людьми, мы этого не осознаем. Но попробуйте потаскать на себе кого-нибудь, даже хрупкую женщину - сразу все почуствуете и еще как.

Так вот, допустим, Анюта Каракина весила 50 кг. По нынешним временам, это просто дюймовочка, но тогда люди были помельче, так что пусть... В человеке, как известно, 5 литров крови, то есть, минус 5 кг. Итого, влюбленному французу пришлось бы вывозить в своих сундучках, чемоданчиках и шляпных коробках без малого полцентнера мертвой плоти, и это, заметьте, в дополнение к его собственному багажу. Не слишком ли много? И сколько же изначально было багажа у этого никому неизвестного архитекторишки, что в оном багаже неприметно растворились дополнительные 45 кг, включая берцовые, бедренные, тазовые кости, позвоночник и череп жертвы?

Но вес это еще не все. У мертвой плоти, помимо веса, есть и другое свойство - запах. Да-да, через двенадцать часов после убийства, в следствие разложения, останки покойницы, пардон за прямоту, воняли бы так, что без противогаза к ним было бы и не подойти. И что же, никто ничего не учуял? Ни отвозивший Ренара на станцию слуга, ни железнодорожные служащие? И кстати, если вещи помещены в багажный вагон, то доступ к ним появится лишь в Москве. Представляете, как "обрадуются" московские железнодорожники?

Таким образом, версия ЭФ выглядит также абсолютно неосуществимой. Ну, а поскольку, неосуществимость всех иных версий продекларирована самим автором, то, в итоге, мы имеем дело с неправдоподобным сюжетом. Увы...

Продолжение следует...

криминалистика, литература, юмор

Previous post Next post
Up