К одной советской "иконе" и одному глумлению над ней.

Jul 24, 2013 23:45

Тут человека, как он сам выразился, "зарубило" на внедрённой советской идеологеме, и он решил прописхоанализировать это дело. Попытка психоанализа вылилась в глумёж над одной советской иконой - образом писателя Николая Островского, а заодно и над прообразом.

Островского с его трагичной биографией можно назвать "советским Ницше", но точнее было бы "советским недо-Ницше". Ну, хоть такое есть "в активе", и то неплохо.

Островский, по официальной биографии, прожил меньше Пушкина - всего 32 года, при этом последние 10 из них был прикован к постели неизлечимой болезнью («прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов», современная гипотеза, под подозрением - "анкилозирующий спондилоартрит aka болезнь Бехтерева"). До этого была бурная биография - в 16-17 лет - участие в Гражданке в составе кавбригады Котовского, работа в ЧК в Изяславе, в 18 лет - "как закалялась сталь" (реальные события-прообраз), комиссар батальона Всевобуча в Берездове, секретарь райкома комсомола в Берездове и Изяславе, в 20 лет - секретарь окружкома комсомола в Шепетовке (превед тёте Вале). В общем, наводит на подозрения, что лет 5-10, как и "Михаилу Шолохову" (и м.б. и Якову Блюмкину), "скрутили со счётчика", но на уровне подозрений и остаётся.

Будучи молодым энергичным номенклатурно-привилегированным, со связями, инвалидом, с головой уходит в "классовую борьбу" в домоуправлении дома, в котором его поселили в Сочи, где он решил осесть после неудачного лечения в санатории. Но, в конце концов, находит себя в литературе (что, в прочем, ожидаемо). И пишет свой Роман. Первая рецензия - "кг/ам выведенные типы нереальны". Но добивается перерецензирования. В процессе такового, с немалой вероятностью, креатив подвергается некоторым улучшениям рукой рецензентов. Его начинают публиковать, он набирает популярность. На предпоследнем-последнем году жизни автора награждают орденом Ленина, одаривают домом в Сочи и квартирой в Москве, зачисляют в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара (откуда и берётся тот мундир, в котором его изображают на "классических" фотопортретах с измождёным лицом).

"Классическая" цитата из Креатива, в общем, весьма автобиографична и написана собственной болью и кровью. В ней есть что-то самурайское - "в любой момент тебя могут призвать на небо и заставить держать ответ, и надо жить так, чтоб в такой момент тебе не было стыдно". Или ещё веселее - можешь оказаться прикован к постели в полном сознании, и ничего не останется кроме как осознавать прошлую биографию.

"Советский Ницше" тут прав, прав своей болью и жизнью, но это не значит, что его правоту надо примеривать на себя. Это всё равно, что в воспитательно-душеочистительных целях принуждать мирянина вести образ жизни святого - выйдет только хуже. Однако в Советской России делали. Особенно хорошо такие издевательства смотрелись над молодёжью сытого и комфортного позднего СССР. Вот и "зарубает" некоторых.

Говоря совсем цинично, "заиметь" такого человека (приблизительно в том смысле, в котором Галковский говорит о том, что Ленин "принадлежит" русским как часть "наследства", на которое они имею право) для совпропаганды было большой удачей (я же предупреждал о цинизме!). Использовали на всю катушку - некоторых до сих пор плющит. Хотя всего-то надо бы сказать: "упокой Господи душу раба Твоего Николая"...

ref, about, phyl

Previous post Next post
Up