Когда я читала аналитику событий, происходящих между Россией и Турцией, перед моим мысленным взором вдруг возникла картина из детства. Я поняла, что по какой-то странной причине, я хорошо запомнила это событие, причем в мельчайших деталях.
Я жила в одном доме с тремя подругами: Ниной, Наташей и Любой. У Любы был очень сложный характер. Она во время конфликтов чувствовала себя в родной стихие и могла использовать любую мелочь как повод для ссоры. Периоды относительного спокойствия и совместных игр чередовались с периодами, когда она объявляла войну и мы шли буквально стенка на стенку. Однажды мы с Наташей вышли гулять и увидели плачущую Нину.
- Люба подговаривает всех со мной не дружить! И к вам она сейчас подойдёт, чтобы на меня наговаривать.
Я успокоила Нину как могла, сказав, что предупреждён, значит вооружён, и вряд-ли нашу дружбу кто-то может испортить.
- Вот, идут! Я пойду подальше! - сказала Нина, видя, что приближаются Люба с младшей сестричкой.
Они подошли к нам с Наташей.
- Девчонки, а вы что, с Нинкой дружите? - спросила Люба.
Я ответила, что мы никогда и не переставали дружить, внутренне приготовившись, что сейчас услышу, как Люба и Нина поссорились, какая Нина плохая и т. д. Но я не ожидала что она скажет нечто совсем другое.
- Да у неё же вши! Её мама сказала моей маме. Теперь она на карантине. К ней сейчас вообще нельзя подходить, а то вши могут прыгать на большие расстояния!
Её маленькая сестричка Хана начала прыгать по асфальту, наглядно демонстрируя на какое расстояние способны перепрыгивать паразиты.
- Вы конечно как хотите, но если заразитесь - тогда и от вас все будут кидаться в сторону!
Я сказала спасибо за сведения, что обязательно учтём и т. д. Тогда Люба и Хана пошли дальше разносить эту счастливую весть по двору.
- Пошли к Нине! - сказала я Наташе, направляясь к лавочке, где сидела опустившая голову Нина.
- Подожди! - сказала Наташа, - А вдруг правда то, что они говорят! Я не хочу заразиться. Может, какое-то время, не нужно с ней играть?
Я сказала:
- Ты что? Нас же только что предупредили что это будет! К тому же вши сейчас вполне могут быть и у самой Любы и у кого угодно, сейчас же эпидемия!
К нам подошла заплаканная Нина:
- Ну все, теперь и вы со мной не дружите!
Я побежала её успокаивать и сказала, что дружу с ней. Наташа держалась от неё подальше и вскоре пошла домой.
Почему из всего многообразия историй, которые приключались в детстве эта мне так ярко запомнилась? Наверное потому, что она для меня была какой-то притчей или мистерией. Как будто действующие лица были не мы с подругами а некие собирательные образы, показывающие модель информационно-психологической войны. Это четыре стороны или четыре персонажа.
Первый - съевший собаку на конфликтах, достигший мастерства в конструировании ссор между друзьями или соседями для собственной выгоды или просто удовольствия.
Второй - сторона, которую пытаются оболгать или выставить в дурном свете перед другими.
Третий - тот кто верит сторонним наветам и портит отношение со вторым.
Четвертый - не верит наветам и строит дружественные отношения для противостояния первому.
Теперь внимание вопрос: распределите роли, если в качестве сторон выступают Россия, Турция, Америка, Украина :)
Вот почему, размышляя о внешней политике, я вспомнила известную мне с детства модель.
Но еще кое-что важное я не раскрыла - про вшей. Откуда мне было знать правда есть эти вши или нет? Люба, ведь, могла и правду сказать. И я этого не знала. Но мне было всё равно. Люба в свои небольшие годы уже была асом информационно-психологической войны. Она прекрасно знала, что поссорить кого-то с человеком, рассказывая про него несуществующие гадости - не сработает. Правда и ложь всё равно выплывут наружу. Поэтому, когда ты хочешь вызвать конфликт, надо говорить, опираясь на какую-то реально существующую проблему, на то, что всех цепляет или пугает.
Например коррупция в нашей или других странах - это реальная проблема, которая вызывает недовольства и напряжения в обществе. Надо ли её решать - конечно надо! Надо ли её решать ценой развала страны или через госперевороты - ни в коем разе! Когда болит голова - её лечат лекарствами, а не отрубанием.
Люба выбрала просто блестящую вещь, чтобы отвратить всех от девочки - вши! Но дело в том, что независимо от того, есть они или нет - это не повод прекращать дружбу. Вши лечатся за три дня, а дружба теряется на годы. В этой ситуации плох не тот, кто болен вшами, а кто ходит и всем об этом рассказывает и использует это в целях личной мести. Ведь заботливый человек, зная что у подруги вши посоветует ей как от них быстрее избавиться. А враг использует это в целях разрушения.
Вот так! А мой вариант ответа на вопрос о распределении стран по ролям такой: 1) Америка, 2) Россия, 3) Украина, 4) Турция. Хотя с Турцией не так как в моей истории. Она колебалась с кем и против кого дружить, но в итоге задружила с Россией, и скорее всего, не железно.