На прошлой неделе я посетила прогон нового спектакля от
Театра Есенина в полюбившемся мне здании библиотеки имени Боголюбова (мой
репортаж о концерте там). Этот спектакль посвящён как раз истории самого особняка и его владельцам - маринисту Алексею Боголюбову и Николаю Третьякову, племяннику знаменитого коллекционера. Название новинки - «Особняк. Боголюбов. Третьяков», и забегая вперёд скажу: законченную версию посетить в будущем стоит! Нас встречает элегантный проводник Дмитрий Палыч, и мы отправляемся в XIX век!
В чём иммерсивность, спросите вы? В том, что зрители не сидят в зале, оторванные от артистов. Зрителей водят по особняку, артисты к ним обращаются, иногда они смешиваются с толпой, и ты как бы находишься внутри истории. В тот день был открытый прогон, поэтому толпа была великовата для запланированного, и в ней было много неторопливых интеллигентных пенсионерок. Но я почти везде умудряюсь чувствовать себя комфортно и мой друг тоже, так что нас формат не смущал, а даже немного развлекал.
По библиотеке я двигалась с большим удовольствием. В прошлый раз после концерта я долго бродила по зданию, фотографировала, заглядывала в разные двери, впитывала атмосферу. Планирую полноценную статью о здании на своём
сайте. Именно поэтому я мгновенно зацепилась за возможность вернуться сюда на спектакль-экскурсию! Эта картина «Автопортрет» 1995 года (автора я не определила) проплыла мимо нас на одной лестнице.
Наше первое официальное знакомство - маринист Алексей Боголюбов, первый владелец усадьбы на Сущёвской улице. Художник был именитый: академик и профессор живописи, выполнял заказы Александра II, обучал и сопровождал будущего царя Александра III в путешествии по России, работал над атласом берегов Каспийского моря и Финского залива и так далее. Бородатый, достойный!
Его дом на этом участке был изначально деревянный. В одном из пролётов библиотеки представлен его макет. Архитектор этого дома - Лев Даль, сын составителя знаменитого словаря Владимира Даля. На верхнем этаже здания у художника была мастерская со специальным световым фонарём-пристройкой.
Боголюбов встретился в гостиной с друзьями, и они вели светское обсуждение разных вопросов. Оказывается, Боголюбов был внуком писателя-революционера Александра Радищева и намеревался открыть в Саратове его музей, что было весьма опасно в то время. Музей он впоследствии открыл. Боголюбова как художника одобрял Брюсов, ему немного завидовал Айвазовский. Так мы открывали исторические факты о великих людях.
Актёры театра Есенина играли профессионально, очень погружающе. Диалог был построен интересно, аристократично. Небольшое количество реквизита добавляло впечатления эпохи. Само здание создавало великолепную историческую атмосферу.
Затем мы переместились в другой зал особняка-библиотеки и оказались в следующей эпохе этого здания. Нас встречала Александра Дункер, супруга Николая Третьякова, нового владельца усадьбы. Боголюбов был дружен с Сергеем Третьяковым, со-основателем Третьяковской галереи, братом того самого Павла, и продал ему особняк, а тот, видимо, передал его сыну. Александра увещевает Николая строить здесь новый дом.
Николай оказывается по отношению к нам на балюстраде, мы запрокидываем головы, чтобы его наблюдать. Это так необычно! Николай - тоже художник. Хотел бы, чтобы его не беспокоили, но уговоры чуть ли не вместе со зрителями его сподвигают к согласию. А супруга ещё и о танцевальной зале печётся. Ох эти капризы дворянства!
Будет ей и зал, и сам Эрихсон спроектирует это величественное здание. Актёры перемещаются по залу: классическая архитектура служит для них сценой. Полагаю, им было сложновато в сложившихся условиях, но они не подавали виду и даже обыгрывали это. Людей многовато, нам приходится стоять, но всё равно очень интересно!
Напоследок нас проводили в белую парадную залу. Там мы ахнули от богатой лепнины в идеальном состоянии, как будто Третьяковы только что бал здесь провели. Такое здание заслуживает внимания, посетителей, экскурсий. концертов и иммерсивных спектаклей. Здание само по себе иммерсивно!
Шикарная люстра ушла в мою тематическую коллекцию. А Театр Есенина вошёл в мой список увлекательных театральных команд с историческими постановками, разбудив мне аппетит на их другие иммерсивности в других увлекательных локациях.
Столько судеб переплелось даже в этой короткой истории! Как интересно потихоньку разматывать этот клубок знатных людей России, которые так широко и благородно живали до 1917 года. Отличный нырок в культуру!
Перед тем, как нас вежливо попросить на выход, нам дали возможность разглядеть чудо-технику: театральный орган фирмы Allen Organs из Пенсильвании. Эта разновидность органа, по-другому киноорган (по-английски unit orchestra) была разработана для музыкального сопровождения (особенно для имитации оркестрового звучания) театральных спектаклей и кинофильмов. Ах, прекрасная старина!
Благодарю за приглашение
moskva_lublu и
kogda_leto! А киноведу
Ивану Васильеву за компанию!
Вера Ужва,
greenword.ru