В моей театральной копилке наконец появился один из ведущих и старейших театров Москвы - Театр Сатира. Что же мне довелось смотреть? Харизматичную комедию испанского классика Лопе де Вега «Собака на сене», хорошо знакомой нам по советской кино-постановке Яна Фрида с участием Боярского, Джигарханяна и Тереховой. Постановка яркая, запоминающаяся, в ней классика переплетается с современным духом, в ней полно чувств, даже пикантностей, юмора, задора и страстей. Всё как мы любим.
Как всегда, после знакомства с театром я немного рассказываю его историю. Московский театр сатиры появился в 1924 году для показа политических и бытовых обозрений. Сюжеты для спектаклей искали в быте простых московских граждан и служащих. В период ВОВ актёры театра, разбившись на несколько бригад, выезжали со спектаклями в действующую армию. В здание на Триумфальной площади, мимо которого я ходила множество раз, театр переехал в 1965 году. В постановках того времени преобладала философская трагическая сатира. В 2015 году Театр сатиры был признан одним из самых посещаемых московских театров: залы заполнялись почти на 90%. В разные годы в труппе театра работали знаменитые советские и российские актёры: Рина Зелёная, Татьяна Пельтцер, Спартак Мишулин, Татьяна Васильева, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Ольга Аросева и многие другие. Президентом театра является Александр Ширвиндт, художественным руководителем - Сергей Газаров.
Итак, «Собака на сене» в постановке Павла Сафонова (на фото ниже в толстовке). Классический сюжет подан современно, местами даже авангардно. Герои постоянно и хореографически перемещаются по сцене, отражая бурления своих чувств. Заваривается любовная история на несколько фронтов. Графиня Диана путается в порывах своего ревнивого сердца. Секретарь Теодоро мечется между двумя возлюбленными. Между ними сословные различия. Служанка Марсела то обожает, то ненавидит Теодоро. По ней томится жиденький Тристан. К Диане сватаются граф и маркиз и нанимают слугу Теодоро его же грохнуть. Типичный замес для драмы и мелодрамы средневековых времён, который особым образом трогает чувства зрителя XXI века, хотя и заставляет его смотреть немного свысока. Диалоги шикарные, слово-в-слово с классическим переводом Лозинского, которые мы также помним по фильму-мюзиклу.
Актёрский состав очень интересный и очень соответствующий. Отмечу некоторых артистов. Андрей Барило в роли Теодоро, конечно, приковывал внимание. Если оторваться от образа романтичного Боярского (а это было непросто), то мы видим более разнузданного, дерзкого и даже безбашенного холостяка, путающегося в своих внутренних ценностях. Но грусть в глубине глаз непременно вызывает эмпатию зрителя. Да и как мужчина он интересен - на современный лад, явно привыкший к женскому вниманию. Елена Ташаева в роли Дианы - взбалмошная гордячка, позволяющая себе быть женщиной как хочется из самого нутра. Сильная артистка с царскими замашками, выразительным сценическим голосом, собирательница внимания любой сцены, но только сутулые плечи.
Но основной моей радостью на сцене был Тристан, которого мы знаем и любим по Джигарханяну, но здесь это харизматичный и потрясающий Олег Кассин. На фото справа, заслужено получил больше всего букетов. Обаяние от него струится по всему залу, он позволяет себе любую комичность, он самый адекватный, сообразительный, юркий и опытный в этой комедии. И самый свободный, а это для меня фактор особой привлекательности ;)
Масштаб и основательность крупного маститого театра ощущался во многом. Многоуровневые декорации использовались очень объёмно. Свет, дым, конфетти добавляли атмосферности сценам. Великолепный, живой и уместный музыкальный ряд литовского композитора Фаустаса Латенаса был написан специально для этой постановки и значительно обогатил эмоциональный посыл сцен. Отдельного упоминания заслуживают костюмы героев. Они были смешанных эпох: от чулок, корсетов и кружевных юбок Средневековья, аляповатых мужских шляп с перьями до красных пиджаков и красных кедов и небрежной мужской туники-рванины бомондного Теодора, от которой Лопе де Вега бы икнул :) Как это принято говорить, такой приём приближает зрелище к современному зрителю. Но также прокладывает мост сквозь эпохи и страны через барахтания чувств, которые на нашей Земле вовсе не извелись с XVII века. «Ничто не ново под луной». (с) Николай Карамзин.
По таинственным причинам этот насыщенный чувствами и движениями спектакль, который шёл в театре с 2016 года, был последним показом. Откровенно жаль! Такого яркого смешения классики и современной формы редко встретишь. Хотелось бы его рекомендовать. Но остаётся только радоваться, что мы успели увидеть его сами.
Спасибо за приглашение
moskva_lublu,
pamsik и
Театр Сатиры.
Единственный момент - на 7-й ряд очень дул кондиционер, в антракте бежала за шалью и держала её у уха до аплодисментов. Хорошо, я закалённая! Зато была рада встрече с Анжеликой
pubfm и Еленой
juliya_lambert. Театр объединяет. Меня с Сестрой в том числе.