Уважаемое сообщество
moskva_lublu одарило чудесной возможностью посетить пресс-тур по Музею Рерихов в усадьбе Лопухиных в районе исторической улицы Волхонка, рядом с Пушкинским музеем.
Взгляд на усадьбу через забор.
С Рерихами у меня связь сквозь жизнь. Мой Папа рассказал мне о них и Шамбале, когда я была школьницей. Репродукции картин Рериха (крупные открытки) были в нашей художественной коллекции и всегда висели у меня в разных квартирах. Я бывала неоднократно в этом музее, когда он был ещё Международным Центром Рерихов. Не раз бывала в зале Рериха в Музее Востока. Бывала в музее Рериха в Одессе, в Питере и в усадьбе его детства Извара Ленинградкой области. Читала его книги и его супруги, а также его биографию из знаменитой серии «ЖЗЛ». Стояла на территории долины Кулу в Индии и вспоминала его. Он - сквозная линия моей жизни, и я следую этой линии.
Скульптура перед зданием музея.
В октябрьский четверг, преодолев некоторые семейные сложности для того, чтобы попасть сюда, я у ворот Усадьбы Лопухиных, которая является памятником культурного наследия федерального значения. Строительство усадьбы связано с отцом первой жены Петра I - Фёдором Лопухиным. Усадьба меняла множество владельцев, здесь предположительно жила мать Григория Потёмкина с внебрачной дочерью её сына и Екатерины Второй. Здание неоднократно подвергалось реконструкциям, и сейчас в усадьбе гармонично сочетаются элементы классической и древнерусской архитектуры. Хотя в своё время все элементы древнерусской архитектуры были скрыты под штукатуркой.
На фото герб графини Протасовой, доверенной фрейлины Екатерины II.
Зал на первом этаже посвящён творчеству сына Рерихов - Святославу Рериху, также художника. До 30 октября здесь проходит выставка «Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха». Холсты касаются темы женщины в роли музы, матери, жены, жрицы. Представлены примеры различных этнических типов, что особо интересно. Святослав предстаёт как прекрасный портретист, который заставляет зрителя вглядываться в каждый портрет и размышлять о сути той или иной красавицы. Да, все женщины в его работах - красавицы, ведь в каждой из нас течёт естественная красота. Увидеть её может каждый, кто направит свой взор на это. Женой Святослава была невероятно красивая Девика Рани, актриса, «первая леди индийского экрана», автор первого звукового фильма Индии, соратница своего русского мужа. Оу, она ещё правнучка сестры великого Рабиндраната Тагора, с которым Рерих был лично знаком! Здесь же мы встречаем благородный портрет Кэтрин Кэмпбелл, подруги художника и всей его семьи, их единомышленница. После смерти Николая Рериха она возглавила Общество Агни-йоги (об этом ниже) и была одним из основателей нью-йоркского музея Рериха.
Перед началом пресс-тура директор музея Тигран Константинович Мкртычев даёт интервью, затем ведёт нас на второй этаж, экспозиция которого посвящена разным этапам жизни и творчества Николая Рериха. «Русский зал» посвящён первому периоду творчества художника. Стоит тут отметить, что искусствоведы его времени относились к нему как к художнику с лёгким пренебрежением. Однако, Павел Третьяков купил дипломную работу Рериха «Гонец» для своей ценной коллекции. Также Рерих получил одобрение Льва Толстого при личной встрече. В целом, Николай Рерих был очень разносторонней личностью: сценографом, археологом, общественным деятелем, писателем, путешественником, исследователем, религиоведом, философом, мистиком, даже шпионом, масоном, говорили некоторые. Но всё началось с древнерусской живописи. Она не обладает детальностью, к которой историки могут задавать вопросы. Однако, известно, что он детально изучал знаменитый гобелен из Байё 11 века с сюжетом о завоевании норманами Англии, и на его основании рисовал достоверные ладьи. В то же время картины этого периода великолепно отражают обстановку и атмосферу древнерусской жизни. В зале имеются результаты командировки Рериха по древнерусским городам - цикл картин с изображением храмов и кремлей. Интересно, что зачастую он обрезает здания на картинах, впрочем, дух тех эпох очень живой.
Второй зал посвящён духовным исканиям Николая Рериха. По состоянию здоровья в 1916 году Рерих с семьёй переезжает на побережье Ладожского озера в Великое княжество Финляндское. На тот момент он имеет большой успех в Империи, имеет царские награды, генеральский чин, является академиком живописи, директором Школы Императорского общества поощрения художеств, художественного объединения «Мир искусства», председателем и членом многих других обществ. Но после революции Великое княжество Финляндское выходит из состава России, и Рерих становится вынужденным иммигрантом, оказавшись в тяжёлом положении. Это время больших преобразований. Рерихи переезжают в Лондон, а затем в США. За каждой картиной в этом зале скрывается большая история. Например, работу «Голубиная книга» следует интерпретировать скорее как «глубинную книгу», хотя голуби и присутствуют на холсте в правом нижнем углу, нов центре - огромная, как летопись, книга. Да, несомненно хотелось бы погружаться в глубокое изучение сюжетов Рериховских картин. Но это отдельная огромная тема, которая потребует попутного изучения многих исторических и духовных аспектов. Кстати, Тигран Мкртычев с ноября будет давать цикл лекций по одной картине за раз. Я думаю, для него это тоже повод погружения в тему, так как он возглавил этот музей лишь в 2016 году.
Далее мы отправляемся в следующий зал. Он отражает некоторые открытия на пути центрально-азиатской экспедиции Рерихов, которую они осуществили с 1923 по 1928 год. С этого времени гималайская тема становится доминирующей в его художественном творчестве. Когда разразилась Вторая мировая война Рерих находился в Индии и проявил себя как преданный патриот. Он организовывал выставки и продажи картин, и все полученные деньги отправлял в фонд Красной армии. Его отношение к войне передано на картине «Святогор», где русский богатырь стоит на фоне гималайских гор как образ нерушимости и силы. И сам богатырь, и его конь выглядят частью этих гор, и мощь струится невероятная.
В настенной арке картина выглядит монументально.
Четвёртый зал называется «Гималаи в наследство». В нём представлены работы Святослава Рериха на тему гималаики. Перед Святославом, не имеющим художественного образования, стоит непростая задача, ведь тема отцов-детей в искусстве весьма острая. С одной стороны, перед сыном имеется высокая планка, установленная творчеством отца, с другой стороны, сын стремится не быть похожим на отца в творчестве. Но в данном случае мы видим, что тогда как Рерих унаследовал световые техники у своего учителя Куинджи, Святослав в свою очередь унаследовал их у своего отца. С его картин струится очень натуральный свет.
Захотелось таким образом попасть в картину...
В следующем зале «Мир через культуру» Тигран Мкртычев рассказывал о создании в 1928 году Пакта Рерихов на основе идей Живой Этики. Создателями этой духовной концепции были Николай и Елена Рерихи. По-другому её называют Агни-йога. Это учение объединяет западную оккультно-теософскую традицию и восточный эзотеризм. Этот пакт известен также как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Во время Второй Мировой Войны Рерих предлагал размещать на важных исторических памятниках белый флаг мира для их сохранения от военных воздействий. Тогда этот проект не был реализован всецело. Однако, этот пакт был одним из документов, который использовали для составления Гаагской конвенции. Лично меня белый флаг мира с тремя красными кругами трогает мой глубинный уровень каждый раз, когда я вижу его изображение. Это удивительно правильный путь, который, к сожалению, многими воспринимается как утопичный.
Зал «Священные вершины» посвящён, надо думать, картинам с изображением гор. Однако, акцент скорее не на горах как пейзаже, а на людях, которые ассоциируются с вершинами гор. Величие человека передаётся как часть всеобщего величия в его мировом движении. Здесь мы видим, что свет является визитной карточкой Рериха-художника. А какие краски он замешивает... Один только глубоко фиолетовый чего стоит! Директор музея упоминает один факт. Однажды их музей посещал житель горных районов и уверенно утверждал, что Рерих вовсе не символист, а настоящий реалист, потому что такой свет действительно имеет место быть в природе в высокогорном воздухе, особенно во время закатов и рассветов.
Зал с колоннами «Свет Небесный» посвящён духовному творчеству Елены Рерих, неизменной соратницы Николая. Самая заметная там картина - «Вестник», посвящённая Елене Блаватской, основательнице Теософского общества, подруге Рерихов. В сюжете картины женщина, которая открывает дверь в буддийском храме, чтобы встретить вестника. С ним входит сияющий утренний свет как символ благой истины.
В следующем зале я нашла свою любимую картину «Молодой лама», её репродукция висела у меня в комнате на почётном месте. Его погруженная в себя, спокойная поза напоминала мне об удержании правильного состояния своей психики. Вообще, смотреть на картины Рериха я могу очень долго. И на меня с них действительно льётся свет глубинной мудрости и извечной истины. Это сродни разглядыванию священных реликвий.
В мемориальном кабинете мы обнаружили значительный деревянный стол, который Тигран назвал столом-объединителем. За этим столом сидели многие творческие люди, когда он находился в другом культурном центре где-то в районе Воронцова Поля. Сейчас за ним собираются работники музея для обсуждений или общения с гостями. Пригласили посидеть и нас, блогеров. Там же лежала книга отзывов, благодарственную запись в которой я оставила ещё до начала экскурсии. И это кстати были особые моменты прогулки по ещё пустому музею в окружении лишь творчества любимых Рерихов. В кабинете также можно было (и хотелось) подолгу разглядывать вещи из личных коллекций семьи, которые они собирали в процессе всех своих многочисленных путешествий и жизни на Востоке. Многие из этих предметов были переданы в музей Кэтрин Кэмпбелл, о которой я упоминала раньше.
ъ
В зале с роялем экскурсия завершилась. Работы, представленные здесь, также принадлежат кисти Святослава Рериха. Это были простые бытовые картины на темы жизни Востока, но с неизменным философским контекстом. Краски на картинах, казалось, уже сдвинулись от палитры Куинджи к палитре Гогена. И это тоже был весьма объединяющий аспект, отражающий гармонию в творчестве художника.
Здесь Тигран Мкртычев подчеркнул, что данный музей является филиалом музея Востока и государственной организацией, цель которой показывать именно искусство.
Уже дома я немного поизучала вопрос со статусом музея. Я ведь была в нём ранее, потом слышала пугающие новости о его возможном закрытии и теперь оказалась в его новом проявлении. Если не вдаваться в эмоциональные распри, то краткая фактура такова. В 1987 году Святослав Рерих получил разрешение на размещение культурного наследия его семьи в усадьбе Лопухиных. Следом был образован Советский Фонд Рерихов. В 1991 году его сменила общественная организация «Международный центр Рерихов». Его первым директором была востоковед Людмила Шапошникова (по совпадению? это девичья фамилия Елены Рерих). По запросу жены Святослава Девики Рани после его смерти в 1993 был подписан указ о создании музея Рерихов как филиала музея Востока, однако, из-за проблем с финансированием это не было осуществлено в нужные сроки. И только в 2016 году Музей Востока смог оспорить свои права на коллекции Рерихов, МЦР покинул помещение и в существующем музее была произведена полная реструктуризация экспозиций и всей структуры музея.
Я могу одно сказать издалека: я рада, что в Москве было, есть и будет место, куда можно прийти знакомиться и углубляться в творчество Рерихов, касаться через их работы и вещи с их невероятной энергетикой. Я была наполнена красивым светом после осмотра их глубоких картин. И это самое главное. Есть многие люди, которые нуждаются в таком месте. Не религиозном, а высоко-культурном, где можно видеть сюжеты сквозных духовных идей мира.
После экскурсии нас пригласили на чаепитие в нижних палатах, а Тигран предложил продолжить неформальную беседу. После конфеток «Марсианка» я задала ему вопрос о буддийской ступе, которая была установлена в 2008 году во дворе музея в рамках фестиваля «Россия - Индия - Тибет». Перед началом мероприятия я увидела её закрытой фанерными листами. По словам Тиграна Константиновича я поняла, что ситуация со ступой является нерешённой для музея Востока. А ступа, по его словам, является всего лишь скульптурной композицией, не религиозным объектом. Пускай для всех конфликтов найдутся компромиссные решения! Нам ещё открытки и репродукции с картинами Рериха подарили, в том числе с картиной «Молодой лама», как приятно и как повезло!
Фото заднего крыльца музея в древнерусском стиле, башенка которого перекликается с куполом Христа Спасителя через дорогу от музея. Рядом с крыльцом можно обнаружить ту самую ступу.
Спасибо музею за приглашение и советую всем, кто не был, обязательно побывать здесь. А тем, кто бывал, обновить свои ощущения и обогатить знания и дух в новом формате.
Сайт Музей Рерихов, группы музея в соцсетях:
Facebook,
ВКонтакт,
Instagram,
Youtube.
Спасибо Николая Рериху за то, что он рождался на нашей Планете!