Поездка в Казань на спектакль "Трубадур" 13 декабря 2013 года

Dec 15, 2013 13:02

Решив сделать себе незабываемый новогодний подарок, я второй раз поехала в Казань. На этот раз, моя любимая солистка Национальной оперы Украины Оксана Крамарева, пела Леонору в опере Джезеппе Верди «Трубадур».

Несмотря на то, что железнодорожные билеты были куплены за 45 дней до отправления поезда, само либретто я начала читать уже под стук колес. За окном проносились великолепные русские зимние пейзажи, а я все больше погружалась в испанско-итальянскую огненную стихию, созданную Верди.


Давно заметила, что бы лучше понять произведение, точно попасть на его волну, необходимо серьезное предварительное исследование.. Потому что, на великого композитора влияют все факторы, происходящие в его жизни в период написания музыки. Честно сказать, у Джузеппе в 1850-1852гг, было полно проблем и печальных потерь в жизни. Сначала умерла мама композитора, а затем, не дописав последний акт, умер либреттист и друг Верди - Сальваторе Каммарано.

Любопытно, что композитор сам нашел сюжет оперы - это одноименная драма испанского драматурга Антонио Гутьерреса, и целеустремленно добивался написания либретто. Очевидно, что идея музыки, уже давно созрела в голове у композитора, так как написал он ее за рекордно короткий срок - 29 дней.
Язык оперы так богат музыкальными идеями, тонкими и загадочными поворотами, резкими эмоциональными перепадами, что без валидола, конечно, лучше не приходить в театр…

На обложку программки-либретто оперы «Трубадур» художник предусмотрительно поместил всполох огня, мол готовьтесь, будет жарко.
Как всегда, я с любопытством рассматривала театральную публику: много молодежи, зрители среднего возраста, пожилые пары и, даже дети, хотя, по-моему, зрелище жестковато для малюток. В зале был переаншлаг, и поэтому меня отправили в последний ряд амфитеатра, однако при наличии театрального бинокля, это вовсе не так грустно.

Очень хотелось увидеть Оксану Крамареву в новой, принципиально другой, чем Аида, роли. Но даже по либретто, Леонора оказалась опять порядочной девушкой, однолюбкой, жертвующей собой, ради спасения Трубадура. Так как Оксане всегда прекрасно удавалось передать благородство поступков и чистоту любви своих героинь, то и на этот раз у нее получилось глубоко раскрыть образ Леоноры, которая в начале оперы предстает перед зрителями мягкой и готовой даже стать монашкой, а в финале - принимающей сложные нравственные решения, идущей на смерть, не предав своей любви.

Кроме прекрасного вокала - ради которого пришлось проделать путь в 700 км., я бы еще отметила актерское мастерство О.Крамаревой. Она делает Леонору обычной, живой, сомневающейся девушкой, а не просто азбучной оперной героиней. И хотя художник по костюмам одел герцогиню в начале второго действия в брюки цвета хаки с синеватым оттенком, Оксане это не помешало оставаться женственной до последнего вздоха Леоноры.

Мне понравились костюмы к спектаклю, решенные в основном в черно-белой гамме. Но в этой простоте и отсутствии цветового многообразия очень точно передан конфликт, и его основа - черная злая месть, носителем и генератором которой является цыганка Азучена, по мысли Верди - главная героиня оперы. Все эти страсти во имя вековой мести все-таки больше присущи испанцам и итальянцам. Образ цыганки, прекрасно исполненный Екатериной Егоровой сложен для сочувствия русскому человеку.

Понравились работы молодых певцов, Сергея Полякова(Манрико) и Алексея Шишляева(граф ди Луна). Они помогли создать необходимый для постановки эмоциональный высокий градус. Очень красиво звучал в спектакле теноровый хор.

Не могу не сказать про еще одну заметную деталь, почему то не отмеченную в программке. Во время действия, кроме проекции сполохов пламени на экране, несколько раз, в особо напряженные моменты, на сцене загорался настоящий огонь. И эта живая стихия придавала дополнительный колорит действию. После спектакля, поджидая Оксану Крамареву у служебного входа, я встретила двух мужчин с баллоном пропана и большим ящиком. Оказалось это они обеспечивали огненные спецэффекты. Техники были немало озадачены любопытством новоявленной поклонницы.

Это уже второй оперный спектакль, который я вижу в Казани, и мне очень нравится идея таких постановок, над которым работает международная команда. Артисты приглашаются молодые, но уже заявившие о себе, это все выглядит на сцене энергично, динамично и естественно, так как герои оперы близки по возрасту с певцами-исполнителями.

Я люблю после спектакля обсудить увиденное с друзьями…Пока мои товарищи не могут решиться прокатиться со мной в Казань и обратно на один вечерний спектакль, приходиться искать себе собеседников среди казанских театралов, сидящих рядом, что удается мне сделать без труда.

P.S. По совету знакомого искусствоведа, я посетила в Казани Музей изобразительного искусства Татарстана. У них прекрасная коллекция русской живописи и множество увлекательных выставочных проектов от которых захватило дух. И вот дописывая эти строки под стук колес поезда Казань-Москва, я уже замысливаю новую волнующую поездку. Теперь уже с более широким, оперно-искусствоведческим уклоном.
P.P.S. Что бы визуализировать текст, так сказать, даю ссылку, правда Оксана тут исполняет арию Аиды на конкурсе Опералия,
но мне нравится профессиональная запись.

image Click to view


Верди, Казанский театр оперы и балета, Оксана Крамарева, Трубадур

Previous post
Up