Лермонтовцы на московской сцене.

Nov 05, 2013 23:39

Я давно знала, что заслуженный артист России Владимир Еремин сотрудничает с русским театром драмы им. Лермонтова в Алма-Ате (Казахстан), ставит там пьесы. Любопытно было увидеть эту грань его творчества. Небольшие отрывки видео, конечно, не давали полного представления о постановке.
Известие о том, что лермонтовцы приезжают на гастроли в Москву, вызвало мой восторг.

Прочитав год назад пьесу Дюрренматта «Визит старой дамы», я отлично помнила сюжет и акценты, которые ставил автор. Очень хотелось увидеть результат режиссерской работы Владимира Аркадьевича с этой драматургией.

Мое глубокое убеждение, которое я не устаю повторять - в продукте труда человека - виден сам человек. Я знаю Владимира Еремина примерно 5 лет и высоко ценю его не только творческие возможности и таланты, но и прежде всего - его человеческие качества!

Именно этими словами я и начну краткий отзыв о спектакле.

Как говорил мне сам В. Еремин, эту пьесу любят ставить театры, которые имеют в труппе заслуженную и пожилую актрису. Это некий стереотип, на который режиссер поймал и меня…конечно мы сидели близко, но достаточно долго, я не понимала, кто на самом деле играет Клару. Тот случай, когда благодаря волшебной силе искусства ты «обманываться рад».

Работа Анастасии Тёмкиной в роли Клары - впечатляет! Начиная от первого появления на сцене вместе со своей свитой, они шествуют на зрителей (и на гюлленцев), как пришельцы, в странных костюмах и странной походкой и, заканчивая финалом спектакля, когда уже вся изломанная героиня заканчивает свой жизненный круг после свершившейся мести.

Интересный режиссерский ход - замена мужских ролей бургомистра и начальника станции - женщинами. Эмансипация - современный тренд общества. Очень харизматичные актрисы Ирина Лебсак и Валентина Зинченко создали запоминающиеся образы деловых фрау.

Режиссер, вводит в тему спектакля кроме обманутой любви и мести (линия Клары и Илла) еще и тонкий пунктир любви жертвенной (женщина -бургомистр/Илл), только ради их чувственного, романтического танца и платья Ирины Лебсак надо было это придумать.

Эмоционально поставлен режиссером и актерски сделан Дмитрием Скирта путь, который проходит его герой Альфред Илл, мелкий лавочник и обыватель, от животного ужаса перед смертью - до переосмысления давнего поступка и принятие смерти, как неизбежности.

Любопытно решена финальная речь директора гимназии, в исполнении Владимир Толоконников, он отлично копирует жесты и манеру говорить различных мировых лидеров прошлого, а ты, вслушиваясь, понимаешь, что ничего не меняется в этой, так сказать, области, веками, не то что годами.

В конце произведения, сам автор дает несколько советов, как лучше поставить на сцене его пьесу. Говоря о работе Валентины Останькович (костюмы и сценография) хочу привести небольшую цитату «…не следует бояться моих выдумок, к черту всякое глубокомыслие. Надо также следить за тем, чтобы декорации все время менялись при открытом занавесе.» Поворотный круг сцены дал художнику такую возможность и сильно увеличил динамику действия, хотя бы даже герой бежал на месте. Декорации не были громоздкими, но точно передавали место и атмосферу действия, даже если героиня просто чиркала зажигалкой.

С музыкой Фаустаса Латенаса я уже была знакома раньше и ее тягучесть и напряженность как нельзя лучше передавала ту странную ситуацию, в которой оказались герои пьесы.

Я приготовилась написать финал, и с удивлением обнаружила, что мы с Фридрихом Дюрренматтом одинаково думаем, цитирую «…"Визит старой дамы" -- злая пьеса, именно поэтому трактовать ее следует как можно более гуманистически».

И так же решил режиссер Владимир Ерёмин… Cпектакль у него получился именно гуманистический, трудно подобрать другое слово. Спектакль "Визит дамы", кроме красоты и оригинальности самой постановки безусловно несет хороший нравственный посыл. Собственно за чем мы и приходим в театр.

Многие из нас, покупая билеты в театр, ищут на афише знакомое имя популярного актера, но поверьте мне, гораздо важнее, для души и часто ума, все таки почитать имя режиссера, набранное, возможно, более мелким шрифтом.

Спасибо лермонтовцы: за сильные эмоции, новые знакомства, молодую энергию, отличные актерские работы. Правда Алма-Ата далековато находится, на премьеры не налетаешся…

P.S.Жалко не попала на спектакль "Отель двух миров" по Э.Э.Шмитту.

Дюрренматт, спектакль "Визит дамы", режиссер Владимир Ерёмин, Гастроли лермонтовцев

Previous post Next post
Up