В 2013 году мой старший сын Андрей пошел в школу. Это было очень волнительное событие для нас. Столько сборов, беспокойства и суеты вокруг первой в жизни ребенка школьной линейки. Родителей ознакомили заранее с расписанием и правилами школы, уделив немало времени проблемам, с которыми обычно сталкиваются первоклассники в стенах учебного заведения. Конечно, вопрос встал и о питании.
Не секрет, что в чужой монастырь со своим Уставом не ходят в школе права качать не принято, особенно новичкам. Потому мы просто приняли как факт предложенное питание. Да и звучало все достаточно радужно. Еда готовится непосредственно в столовой. Я сама училась в этой же школе, там готовили неплохо. Конечно, в начале 90-х, когда в стране царил хаос, и у нас бывали интересные находки в тарелках. Но сегодня речь не об этом. Речь об объемах и частоте приемов пищи у детей.
Итак... Питание школьников, которые после уроков уходят домой, состоит из перекуса и горячего завтрака. Стоимость 60 рублей в день (месяц назад подняли до 65 рублей).
Варианты:
1. Гречка, курица, компот, булочка, яблоко.
2. Картофельное пюре, рыба, компот, песочное пирожное.
3. Перловка, курица, компот, булочка, банан.
и т.д.
Иногда дают печенку или крупы заменяют овощами. Иногда дают йогурты в 100 г в упаковке на десерт. Все это неплохо. Даже очень, кроме одного "но". Все это происходит в 9-05! То есть ребенок к 8-30 идет на уроки и спустя полчаса уже бежит в столовую. При этом порции, которые выдаются ребенку, явно не предназначены для первоклассника. К слову сказать, они совершенно одинаковы как начальной школы, так и для старшеклассников. Как Вы думаете, это правильно? Иногда за спинами детишек появляются работники столовой, которые начинают качать головами, мол, что же вы так плохо едите, нам же теперь все выбрасывать... И школьники начинают через "не могу" и "не хочу" есть, потому что у них уже включено чувство долга и вины. Они под пристальными взглядами взрослых по мере возможности своих желудков едят и запивают. Андрей стал приносить домой фрукты или булочки, потому что он не съедал в столовой. Иногда оставлял в классе на специальном подносе, откуда детки с продленки могут взять невостребованные продукты.
Мы перестали кормить Андрея полноценными завтраками дома. Он утром перед школой пьет чай с бутербродом или ест йогурт. С тем, чтобы полноценно позавтракать в 9 часов в школе. Школьный завтрак актуален для детей, которые живут далеко от школы и уже выходят из дома в тот момент, когда мой сын только понемногу просыпается. Но ведь таких детей меньшинство. Остальным родителям пришлось пересмотреть домашнее питание своего ребенка.
Вы думаете, на этом все закончилось? Нет. На следующей перемене, аккурат через 45 минут, дети получают по льготе пакетики с молоком (200 мл) с трубочкой и мед в индивидуальной упаковке. Это подарок нашего Губернатора городским школьникам. Опять же, задумка хорошая. Но тогда зачем был завтрак за 45 минут до этого??? Иногда к молоку еще что-нибудь съестное приносят.
Получается, что ребенок за первые два часа в школе дважды успевает поесть. И вместо того, чтобы заниматься процессом познания, его организм переваривает пищу. Неужели те, кто придумывает эти правила, не учились в школе?
Андрей чаще всего складывает молоко и мед и приносит домой (пьет молоко, если в столовой давали что-то совсем нелюбимое и он это не ел). Потому что он еще не голоден. Но уверяю Вас, так делают далеко не все.
Заканчиваются уроки, и около 13 часов Андрей приходит домой. Он отказывается обедать, потому что не голоден. Я понимаю, что ему надо поесть, так как к 15-00 ему на теннисную тренировку, после которой он придет домой уже в 16-30 - 17-00. А там уже и ужин не за горами. За час до тренировки, а тем более, активной, есть не рекомендуется. Вот и приходится предлагать достаточно скудный по объему обед, который больше похож на перекус.
Вечером Андрей очень голоден. Обед был легким, тренировка интенсивная, надо восполнить запасы. Первое, второе, компот, десерт... "Мама, я не наелся!"
В конце октября школьные брюки, которые так хорошо сидели 1 сентября, стали плотноваты. Провела беседу с ребенком, объяснила, что ему не обязательно в столовой есть все до последней крошки, особенно если нет желания. И молоко не надо пить в школе, и булку есть, если не хочется. Теперь У Андрея в портфеле всегда есть для Алеши пакетик молока, яблоко или банан. Я немного ограничила ужин. Постаралась сделать его более полезным. Вечером Андрей теперь не ест сладкое. Только фрукты. К началу третьей четверти штаны снова сидели отлично.
А что же происходит в школе на продленке? Около 13-00 - 13-30 детишек ведут обедать. Тут уже по полной программе первое, второе, компот с булочкой (!). В 16 часов полдник - чай, кефир или компот с булочкой (!)... Куда??? Зачем???
После очередного родительского собрания я немного пообщалась с мамой из параллельного класса. Она в ужасе рассказала, что заказанная к 1 сентября форма едва сходится на ее дочке. Мама в ужасе. А если зайти в класс и посмотреть на первоклашек, то у многих можно отметить подросшие щечки.
Исходя из всего выше сказанного, у меня появилось несколько вопросов:
1. Зачем мы с такого раннего возраста перекармливаем детей?
Они не успевают проголодаться, как в них снова "загружают" очередную порцию, потому что дети в школе не должны голодать.
2. Почему порции школьников с 7 до 18 лет одинаковые?
Неужели дети столь разных возрастных и весовых категорий способны есть одинаково? Почему не позволить родителям выбирать, например, половину стандартной порции. Если бы мне предложили половинную порцию за 40 рублей (60 рублей - целая), то я бы с удовольствием согласилась. А столовая еще бы и заработала. И дело не в экономии этих несчастных 20 рублей, а в том, что ребенок не будет давиться, чтобы порадовать тетю из столовой. И не будет переживать, что еду выбросят.
3. Зачем детям давать столько сладкого?
Я, конечно, не против сладкого. Я и сама детям пеку пироги и тортики. Но не в таком же количестве...
Не отсюда ли у наших детей появляется привычка есть, когда они еще не голодны? Не потому ли на каждой перемене школьники бегут со всех ног в буфет, чтобы снова пожевать, закинуть быстрые углеводы и успокоить изголодавшиеся по сладкому клеточки мозга? Не потому ли дети с возрастом начинают зависать в заведениях с фаст-фудом и раздаваться в ширину? Что будет с ними через 10 лет?
Возможно, кто-то со мной не согласится, но я считаю, что школьное питание надо реформировать. И еще
по примеру Узбекистана ввести в школе уроки правильного питания. Дети должны знать, о том, что едят. Они должны быть в курсе главных принципов правильного питания, иметь представление о составе основных продуктов, понимать свой организм и учитывать индивидуальные особенности при формировании рациона. Может, тогда мы не столкнемся с проблемой массового ожирения... И тогда у наших детей будут формироваться правильные вкусовые привычки.
Что скажете?
P.S. На фото Андрей.