Проблема управляемости. Магия контроля.

Mar 04, 2015 03:05

Я работаю с людьми. За годы работы (да, тут все очень пафосно, ибо далее будет затронута очень серьезная тема) я много кого и чего видела: студенты из самых разных семей, школьники из разных городов, клиенты на йоге - люди разных профессий и национальностей. Да и у меня свой шкаф со скелетами (в т.ч. не упоковшимися) имеется, кодово именуемый "личный практический опыт".
У всех есть свои проблемы и слабости. Все делают ошибки: большие и маленькие, те, за которые приходится дорого платить и почти незаметные. У каждого есть свои сильные стороны, уникальные зания и какие-то там природные таланты или просто умение четко ставить цель и без устали и отвеления на всякие сопли упорно работать. О таких людях, говорят, что они сильные. А есть люди слабые. Что их отличает? Одни из них принимают решения - другие повинуются чужим решениям.
Очень опасная зараза - это убеждение о том, что "я ничего не решаю", утрата контроля над обстоятельствами. Или осознание того, что все в жизни - случайно, человек бессилен перед, например, какой-то политической силой, законом рыночной экономики, природным катаклизмом и т.п.
Как только человек поверил в это - силы его ставили, оставила удача, здоровье стало выкидывать какие-то сюрпризы, таланты превратились в странности и симптоматику напризнанного гения, обижаемого жизнью. Имено обижаемого. Ибо почему-то не получается. Не удается. Все - в страдательном залоге. Нет контроля над ситуацией. Ибо нет возможности сказать: "Это - я делать не буду. Это мне не интресно. Отстаньте нафиг - когда сочту нужным принять решение сделать что-то, до чего лично я сам додумался и теперь счиатаю нужным - сделаю, и именно так, как я сейчас придумаю"
Если ребенок не полнимает, за какое поведение его хвалат, а за какое будет ругать - это разрушает его психику, снижает уверенность в себе. Если ребенок не может обучиться "правильному" поведению, то, значит, он - дурак и уж точно он - плохой.
Если студент не понимает, по каким критериям ставится оценка и/или уверен, что оценка ставится несправедливо, то это мягко говоря демотивирует. Даже если студент несправедливо получит отл., то он все все равно не сможет этим гордится. Придется либо как-то отшучиваться, либо еще как-то компенсировать чувство вины.
Или вот еще более простой пример про отношения. Например, у вас партнер и отношения с ним как-то не очень и вы оба это понимаете. Но, если вам изменит именно партнер или просто-напросто вежливо расскажет о том, что это он принял решение расстаться и послать вас на 3 буквы - это шок и боль. Если решение что-либо сделать прияли лично вы, то все ок. Хотя, быть может, это не самое мудрое решение, были варианты поступить как-то поумнее, но это ваше решение перетащить нерешенные проблемы из старых отношений в новые, спастись бегством и т.д. Выигрышь лишь в том, что вы остались цельной и гармоничной личностью (хотя, быть может, в данном случает цельная и гармоничная личность = глупый самоуверенный мудак-эгоист, а может быть, и не все так запущено).
Если человек пережил травматизацию, то он часто возращается к мыслям, а мог ли он этого избежать. Мог ли он изменить сложившуюся ситуацию. К сожалению, ответ "нет, не мог" наше подсознание не приемлит. И заставляет мысли бегать по извилинам мозга. И думать о том, где же была ошибка. Если ошибку найти и исправить не удается - беда. Ибо мы заточены под то, чтобы обучаться все время.
Ну и еще есть научно-исторический факт. Во время второй мировой войны заключенным концлагерей подавляли волю, демонстрируя, что ни старание в работе, ни что-либо еще повлияет на финальный результат. Рассудок сохранили те, кто наше способ принимать решения делать хоть что-то, что не запрещено. Например, чистить зубы. Верить в то, что война закончтся и он - выживет.
Интересно заметить, что в этом свете становится понятной цели и причины возникновение магии в древнем мире. Люди могли еще даже не иметь языка, речи не было - только звуки, чтобы выразить эмоции. Но если нарисовать животное на песке и воткруть в него копье - это будет значить, что принято решение пойти и убить животное. Т.е. приянто решение победить, оказаться сильнее. И всем становилось понятно, чего ожидать. Таким образом, любой магический ритуал - это принятие решения и доведение этого решения через сознание в самые глубины подсознания, что "да будет так". Первобытная магия - способ принять решение и известить о нем. Что ты сделаешь, когда увидешь зверя? Бросишь в него копье. Копье попадет в цель.
В этой же связи не такими уж и глупыми начинают казаться гадания, и, главное, искусство толкования результатов. "Не знаешь, какой вариант выбрать - брось монетку. Она сама по себе не может знать ответ. Зато пока монетка летит, ты поймешь, какой ты на самом деле, хочешь, чтобы она упала." Это звучит примитивно, но я проверила на себе - работает! И уже без разницы как упала монетка. Мое мнение либо совпадет, либо нет. Но ответ получен. Был нужен интрумент, с помощью которого решение оказалось возможным принять даже в условиях дифициата информации.
Вчера я читала интересную статью о том, как помогают детям, пережившим травимирующий опыт. У детей, к слову, весь эмоциональный стресс тут же оседает в теле в форме зажимов. И начинаются проблемы с самоидентификацией себя и своего тела. У взрослых, кстатит тоже самое, но не суть. Цель терапии - вернуть ребенка к состоянию "Я есть", восставновить чувство своего тела, чтобы оно не отвергалось сознанием. Дети обводят свои ладошки фломастерами. Окунают ладошки в краску и риусуют таким обазом автопортреты. Т.е. оставляют свой след. Вот он я. Такой.
Вот и взрослому человеку важно иметь возможность отавлять свои следы. Принимать решения, строить планы, ставить (любые!) цели и идти к ним. Главное - по собственному искрееннему желанию. Или даже по собственной глуполсти, но именно это и будет возможностью обучиться. И принимать в следующий раз новые решения. И видеть их результаты. Творить свою судьбу и проживать ее. В этом, похоже, и есть смысл жизни.

P.s. Если хотите навредить человеку - не давайте ему принимать решения, делайте это за него. Давайте советы, когда вас об этом не просят: как поступить, кому и что скзазать, где работать, чему учиться. Вы точно знаете, что хорошо и правильно, а он - глупый и мальенький. Условия и правила общения формируете здесь только вы. Не ленитесь правила время от времени пересматиривать и менять. Поошряйте, если к вам человек пришел за советом. Если не взбунтуется и не сбежит - у вас в скоре будет идеальная тряпочка для вытирания ног. В хозяйстве удобно - никаких хлопот. Правда, "котик" такой беспомощьный и несамостоятельный...


мысли

Previous post Next post
Up