Из Киева один из посетителей блога, мне прислал интересную справку о круизных речных теплоходах. Так сказать - в продолжение нашумевшей истории, с ушедшем в Россию теплоходом "Генерал Ватутин".
Оказывается такое бывало очень часто и раньше и абсолютно никакого резонанса тогда не вызывало. Впрочем раньше Украина ещё напоминала спокойную и мирную страну.
На Днепре при СССР было 15 круизных лайнеров река-море. Все они строились в ГДР в городе Больценбург на Эльбенферфен по заказу СССР.
Лайнеры 301 и 302 проекта эксплуатировались в СССР на Днепре с выходом в Чёрное море до Ялты и на Волге, а также в круизах Москва - Санкт-Петербург .
301 проект отличался от 302 внешними различиями.
Сейчас привожу список круизных лайнеров река-море которые были на Днепре при СССР. 301 проект.
1) "Евгений Вучетич". Сейчас не эксплуатируется.
2) "XXV съезд КПСС". Переименован в "Принцесса Днепра".
3) "Леся Украинка". С середины 90-х годов работает в России. Переименован в "Пётр Чайковский".
4) "Советская Росиия". Работает в России с 90- годов. Переименован в "Россия".
5) "Максим Рыльский". Работает в России. Переименован в "Михаил Булгаков".
6) "Андрей Малышко". Работает в России. Переименован в "Русь".
7) "Николай Добролюбов". Работает в России с 2003 года. Переименован в "Андрей Рублёв" в 2010 году.
8) "Михаил Ломоносов". В 2009 году пришёл работать на Украину взамен ушедшего в Россию Генерала Лавриненкова. 302 проект.
9) "В.И. Ленин". Был флагманом Днепровского пароходства. Переименован в "Зірка Дніпра" (Звезда Днепра). Работает на Украине.
10) "Академик Виктор Глушков". Работает в России. Переименован в "Академик Глушков".
11) "Алексей Ватченко". Работает в России. Переименован в "Иван Бунин".
12) "Генерал Ватутин". В этом году ушёл в Россию
13) "Маршал Рыбалко". Работает на Украине.
16) "Маршал Кошевой". Работает в России с 2012 года.
17) "Генерал Лавриненков". Ушёл в 2009 году работать в Россию. Взамен его пришёл 2Михаил Ломоносов".
18) "Т.Г. Шевченко". С 1992 года был флагманом Днепровского пароходства. В 2011 году ушёл на Каспий. Служит общежитием для нефтяников.
Сейчас на Днепре осталось пять круизных лайнеров река-море. 301 проект.
1) "Принцесса Днепра".
2) "Евгений Вучетич".
3) "Михаил Ломоносов". Переименован в "Викинг Синеус". 302 проект.
4) "Зірка Дніпра" (Звезда Днепра).
5) "Маршал Рыбалко".
Почему в 90 годах и в начале 2000-х большинство лайнеров было продано в Россию?
Это объясняется тем, что для них не было работы на Украине. Спрос на круизы по Днепру и Чёрному морю упал. А в России наоборот спрос на круизы по Волге и из Москвы в Санкт-Петербург был и судов не хватало. Вот и продали эти лайнеры в Россию.
Суда 301 и 302 проектов предназначены для речных круизов с выходом в прибрежные морские районы. Так до 80-х годов они были в круизах из Киева до Одессы. После установки на них оборудования и модернизации всех систем они получили разрешение работать в открытом море. И с 80-х годов стали выполнять круизы с Киева до Ялты и Феодосии.
В Севастополь поскольку это при СССР был закрытый город суда 301 и 302 проектов заходили редко. Если не было иностранцев на борту. И в Феодосию тоже. Поскольку в Феодосии тоже базировались боевые корабли.
Лайнер "Академик Виктор Глушков" в 1990 и 1991 году совершил круиз из Киева на Дунай. Он с Днепра вышел в Чёрное море. Посетив Одессу и порты Крыма, он пошёл на Дунай. Лайнер "Т.Г. Шевченко" в 2003 году в честь 300 летия Санкт-Петербурга совершил круиз из Киева в Питер.
1. Фото сделанные в Ялте. Они сделаны автором в августе 2011 года.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.