Из Брянска в Смоленск на РА2. Или поездка по западной окраине России.

May 13, 2015 15:39

Дизель-поезд РА2, на станции Брянск-Орловский. Именно на нём мне предстояло проделать путешествие в Смоленск, соседний для Брянска областной центр западной России, расстояние до которого примерно 250 километров.
Интересное фото вышло, на нем как раз видны почти все представители пригородного движения на брянском жд узле. Дизель-поезд АЧ2 (производство ЧССР), электричка ЭД9М и наш РА2.



1. Это была моя первая поездка на дизель-поезде этой новой российской серии, которая выпускается в России с 2005 года. В отличие от рельсового автобуса РА1, РА2 представляет из себя по сути полноценный дизель-поезд, предназначенный для эксплуатации на линиях с небольшим пассажиропотом. А таких в российской провинции более чем достаточно. Всего в России построено уже около 120 таких поездов, которые на всех дорогах постепенно заменяют устаревшие дизель-поезда Д1, АЧ2 и пригородные поезда в работающие по схеме тепловоз + 2 вагона.



1. Правее стояла не вошедшая в кадр более старая электричка ЭД9Т, представительница более раннего семейства, выпускавшегося в Демехово еще в 90-е годы.
Несколько таких поездов эксплуатируются в Брянске.



2. Внутри поезда было очень уютно и чисто, радовала глаз современная компоновка, дизайн и конечно биотуалет. Возле окон имелись в наличии небольшие столики.



3. Легко открывающиеся раздвижные двери между вагонами.



4. Завод знакомый всем как изготовитель поездов для метрополитена.



5. Чистый и просторный биотуалет.



6. Ехать мне предстояло по участку исторической Орловско - Рижской железной дороги, построенной в конце 19 века и связавшей чернозёмные губернии центральной России с портами на Балтике.
На карте хорошо виден 250-километровый участок Брянск - Жуковка - Рославль - Починок - Смоленск. По этой дороге ехал я впервые.
Участок от Брянска до Жуковки электрифицирован и там ходит брянская электричка, дальше до самого Смоленска это обычная однопутная магистраль под дизельной тягой.
На сегодняшний день движение по этому участку интенсивным не назовешь, но оно есть, в том числе и движение поездов дальнего следования.
К сожалению прямой дизель-поезд Брянск - Смоленск, на котором я ехал, курсирует только 4 дня в неделю, в выходные + понедельник и пятница.

Кстати на этой же карте видна еще одна ветка в западной части России, которая из-за развала СССР приказала долго жить. Это дорога Хутор-Михайловский - Унеча - Кричев. Карта то старая, еще 1982 года.
Участки Брянск -Вязьма - Ржев и Сухиничи - Смоленск тоже после распада Союза стали линиями с весьма слабым движением.
А дорога Сухиничи - Рославль - Кричев - Могилев, которая некогда дублировала главный ход Москва - Минск, на российско-белорусской границе разобрана, из-за чего станция Рославль перестала по сути являться крупной узловой станцией, каковой являлась до 1991 года.



7. Едем через реку Болву. Это еще в черте Брянска.



8. Знаменитый Брянский машиностроительный завод в несколько обособленном Бежецком районе города.



9. Пошли виды Брянской области. Местность преобладала лесная, много берез, но леса тут не такие крупные и глухие как южнее Брянска, через которые мы ездим когда идем на Киев.



10. Станция Жуковка, тут конечная брянской электрички. Встречных грузовых поездов пока не видно.



11. Пассажирское здание. Похоже на аутентичное, построенное в 19 веке.



12. Следующим крупным поселком и соответственно станцией была Дубровка. И опять на путевом развитии станции - ничего.



13. Рынок в Дубровке. Пошел дождь и фотки через стекло стали ужасные.



14. Вот это уже настоящая глубинка. От областного центра примерно 80 километров, электричка тут уже не ходит, но как видим особой нищеты и "вездесущей" разрухи пока не видно.



15. А это уже знаменитое и знакомое всем кто жил в СССР место. Благодаря фильму, снятому в 60-е годы, где главную роль потрясающе сыграла Людмила Касаткина.
Это станция Сещинская в поселке Сеща (В фильме поселок именовался Сеча).
Еще до войны тут была построена крупная авиабаза советской бомбардировочной авиации, заняв которую в 1941, германские люффтваффе приспособили для собственных авиаударов по глубокому советскому тылу. Именно отсюда летали эскадры люффтваффе, нанося ночные удары по Москве, Ярославлю, Рыбинску, Горькому, Саратову.
В годы фашистской оккупации во время Великой Отечественной войны на Сещинском аэродроме действовало интернациональное подполье, о героях которого в 1964 году был снят четырёхсерийный художественный фильм «Вызываем огонь на себя». Благодаря деятельности подпольщиков аэродром был разрушен бомбовым ударом советской авиации осенью 1943 года.
Авиабаза функционирует и в наши дни.Тут базируется военно-транспортная авиация ВВС России, а это самолеты ИЛ-76 и АН-124  "Руслан". В воздушной части Парада на Красной площади 9 мая каждого года принимают участие самолёты Ан-124-100 с аэродрома Сеща.



16. Сеща. Аэродром не видно со станции, он находится в стороне.



17. Где-то на стыке Брянской и Смоленской областей. Это самые западные районы центра России, которые считаются депрессивными и бедными. Но глядя из поезда такого впечатления они не производят. На многих домах новые крыши например.
До границы с республикой Беларусь отсюда не более 40-50 километров.

image Click to view





18. Наконец прибыли в Рославль. Это в прошлом была крупная узловая станция, стоящая ровно на полпути от Брянска до Смоленска. Рославль это уже Смоленская область.
Город Рославль был основан в 18 веке и так же как и Смоленск во всех войнах, в числе первых принимал удары завоевателей русских земель приходивших с Запада.



19. Вот на станции Рославль я увидел некое подобие вялого грузового движения.



20. Шел дождь и на перроне стояли двое скучающих полицейских.



21. Стоянка была 15 минут и можно было выйти осмотреть Привокзальную площадь.



22. На которой автовокзал был совмещен для удобства с железнодорожным.



23. Исторический аутентичный вокзал постройки 19 века, несмотря на войну сохранился.
В 1941 году в этих местах шли тяжелейшие бои с немецкой группой армий "Центр". Бои за Рославль были частью Смоленского сражения, а сам город, являвшийся крупным узлом дорог,  немцы взяли 3 августа 1941 года.



24. Исторически Рославль, помимо железнодорожного узла (хоть уже и по сути бывшего), является также местом пересечения 2-х важных автомобильных дорог.
Здесь проходит так называемое Варшавское шоссе, связывающее Москву с западной Беларуссией, в обход с юга Минска и Смоленска.



25. Станция Рославль после освобождения в сентябре 1943 года. Вокзал несмотря на пожар выстоял.

До 1991 года движение тут было гораздо более интенсивным. Поезда, в том числе и пассажирские, шли и по пересекающей наш ход линии Сухиничи - Кричев - Могилев. В настоящее время участок той железной дороги на месте российско-белорусской границы разобран и движение в сторону Могилева невозможно.
Впрочем в настоящих экономических реалиях все эти однопутные тепловозные дороги скорее всего оказались бы не нужны в любом случае и без развала Союза. Слишком много грузов сейчас перевозится с востока на запад большегрузными фурами, а для надежного железнодорожного сообщения России и республики Беларусь в направлении восток - запад, вполне достаточно 2-х магистральных линий, Москва - Минск и Брянск - Гомель.



26. Пейзажи южной Смоленщины. Густых и больших лесов нет, очень много перелесков и небольших рек, с густо заросшими берегами.



27. В этих местах в первой половине июля 1941 года, рассекая советский фронт и обходя Смоленск с юга, прошла танковая группа Гудериана. На тот момент это было самое глубокое и опасное вклинение германских войск в глубину нашей территории на важнейшем московском направлении.
Еще было далеко до осады Ленинграда и взятия Киева, а в этих местах немцы находились уже в 350 километрах от столицы страны.
Впрочем Советское командование бросило в бой значительные резервы и Смоленское сражение затянулось аж до самого сентября.

Константин Симонов был очевидцем и участником тех событий писал:
"Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слёзы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси..."



28. Станция Починок. До Смоленска остается всего 50 километров пути.



29. 17 июля 1941 года город был оккупирован немцами. Рядом с городом совершил 26 июня 1941 года свой подвиг лётчик Н. Ф. Гастелло



30.



31. На здании вокзала висит мемориальная доска с цитатой А. Твардовского, уроженца Смоленщины, который этому городку посвятил целое стихотворение.
"И еще доволен я
пусть смешна причина
Что на свете есть моя
станция Починок"


32. Дореволюционное здание вокзала, вероятно сгоревшее в войну.



33. На запасном пути стоял собрат нашего РА2.



34. Удручающая картина заброшенных сельскохозяйственных построек.



35. Подъездной путь на заброшенный после 1991 года огромный элеватор. На одной из стен которого сохранилось изображение советского серпа и молота.



36. К сожалению это изображение из-за деревьев сфотографировать не удалось.



37. Приближаемся к Смоленску.



38.



39. Станция Пересна. Тут я увидел редкий встречный грузовой состав под 2М62.



40. Жд ветка отходящая в южный промышленный район Смоленска.



41. Переехали реку Днепр. Вот так родной мне Днепр выглядит в своем верхнем течении.



42. В районе Смоленска местность становится сильно холмистой.



43. Еще какая-то жд ветка.



44. Приближаемся к главному железнодорожному ходу Москва - Орша - Минск - Брест - Варшава, который в настоящее время является главной жд магистралью связывающей Россию с Западной Европой.



45. Вот он, электрифицированный в начале 80-х годов и 2-х путный. Это вид в сторону Вязьмы.



46. Дальше железная дорога всё время идет вдоль Днепра, в том числе и в черте города.



47. Проходим довольно большую станцию Смоленск-сортировочный.



48.



49.



50. Крестовоздвиженская церковь у автомобильного путепровода выходящего на Московское шоссе.



51. Ну вот собственно прибыли в Смоленск. На левобережной горе виден главный символ и визитная карточка города - знаменитый Успенский собор 17 века постройки, переживший очень многое вместе с этим городом.

Мы прибыли на пригородный вокзал, а здание главного вокзала я увидел через окошко справа.



53. Позади 4,5 часа дороги, билет за которую мне обошелся в 450 рублей.



54. Здание смоленского пригородного вокзала.



55. Рядом стояла вот такая интересная кругломордая ЭМ9-003. Очень старый электропоезд, за свою долгую службу 13 лет успевший проработать в том числе и на киевском узле (депо Фастов), а в 1980 году просле прибытия на Юго-Западную дорогу более новых ЭР9М, переданный в РСФСР на Московскую дорогу. В 2001 году после капремонта в Латвии, получил номер ЭМ9-003
Скорее всего я ездил в этом поезде в своем далеком советском детстве.



56. Фасад пригородного вокзала.



57.  Вид на главный вокзал Смоленска с пешеходного мостика. Об этом будет отдельный пост.



58. Рядом с Пригородным вокзалом стояли две церквушки Варваринская 17 века постройки и уж совсем древняя церковь Петра и Павла на Городянке, построенная в 12 веке. В знаменитый исторический город как никак прибыли. Древние храмы встречают нас прямо у железнодорожных путей!

Западная Россия, поездки по России, РЖД

Previous post Next post
Up