Сегодня осуществил давно откладываемую поездку в город Волхов, где находится один из крупнейших жд узлов Октябрьской дороги, а также одна из старейших действующих гидростанций России на реке Волхов - Волховская ГЭС. Погода была отличная - легкие заморозки и яркое солнце.
1. 10-35 утра. Наш электропоезд готовится отправиться в Волховстрой с Ладожского вокзала Санкт-Петербурга. Cтоимость поездки туда и обратно, ровно - 500 рублей. Расстояние - 120 км к востоку от Питера.
2. В тоннеле относительно нового Ладожского вокзала.
3. Не понравилось, что в тоннеле отсутствовали маршрутные указатели с отправлением электропоездов, темнота и какие-то лабиринты, в которых с трудом был найден туалет. Все таки оказался я тут в первый раз.
4. Направление в сторону Финляндского жд моста через Неву. Но нам предстояло ехать в обратную сторону.
Кстати я впервые в жизни ехал по этой жд ветке и тем более впервые с Ладожского вокзала.
5. Наконец отправились и проползаем мимо старого станционного здания станции Долгорукова Дача. Так раньше называлась станция, на месте которой в начале нулевых открыли самый новый - Ладожский вокзал.
6. Влево уходит однопутная ветка на Пискаревку, Кушелевку и Ручьи. Это и есть та самая финляндская перемычка, которой сто лет назад соединили жд сеть России и Финляндии, которая тогда была в составе Российской империи.
Мы же идем прямо, по 2-х путному ходу СПб - Колтуши - Горы - Мга, который лишь относительно недавно, после постройки Ладожского вокзала, стал интенсивно использоваться для движения поездов дальнего следования. Саму дорогу построили еще в середине 20 века и что на ней ходило до постройки Ладожского вокзала мне неизвестно.
7. В вагоне было полно дачников, ведь суббота все таки. Но до Мги половина постепенно вышла и мы сели.
С дачниками мы еще столкнемся на обратном пути, когда вечернюю электричку из Волховстроя, на станции Апраксин, буквально осадили бабушки с тележками. Это был кошмар! Какое же надо иметь непреодолимое и фанатичное желание, чтобы себя так мучать. Ведь не крайняя же нужда гонит этих пенсионеров за город, с тяжеленным багажем на всевозможных тачках и повозках?
8. Пейзажи вдоль железки. Это местность между Петербургом и излучиной Невы, где она после своего истока на Ладоге, делает поворот на запад.
9. Линия ЛЭП перед самой Невой. А еще где-то тут, между Ладогой и Санкт-Петербургом, из глубины материка к побережью Финского залива у Выборга, проходит знаменитый газопровод "Северный поток".
Click to view
По однопутному Кузьминскому жд мосту переезжаем Неву у поселка Павлово. Этот мост построили еще до войны, потом конечно взорвали. После войны мост был восстановлен, после открытия Ладжского вокзала реконструирован. Является вторым (из 2-х), после Финляндского, жд мостом через Неву.
Нева тут выглядит могучей рекой и совершенно не соотвестует своему привычному образу. Нет тут не гранитных набережных, ни дворцов, ни сфинксов. Так, обычная крупная равнинная река.
В этом месте, прямо по Неве, с 1941 по 1944 годы проходил передний край Ленинградского фронта. Таким образом мы пересекли Неву и въехали на место трижды всеми проклятого места, известного в те годы как Синявинский выступ или "фляшенхалле" (бутылочное горлышко), как называл его противник.
Этот проклятый узкий перешеек отделял Ленинград от Большой земли и его никак несколько лет не могла прорвать Красная армия. Выше по течению находится Невская Дубровка, где два года шли страшные бои. А все эти болотистые и лесные места буквально нашпигованы костями погибших солдат.
10. Вид на этот разводной мост со стороны. Фото конечно не мое.
11. Перед станцией Горы пересекаем главный ход СПб - Обухово - Волховстрой и через несколько километров сливаемся с ним.
12. На станции Горы вышло много дачников.
13.
14. Сами дачи петербуржцев.
За четыре месяца я понял, что дачи, тут в Питере это святое. В этом северном городе большинство жителей имеют и любят дачу, проводя на ней свои выходные даже поздней осенью. В Киеве нет такого массового и самоотверженного дачного движения, потому что на Украине большинство ездят в родные села.
15. Приближаемся к станции Мга.
Это важный жд узел к востоку от Санкт-Петербурга. Тут сходятся жд линии СПб - Волховстрой и жд обход петербургского региона Гатчина - Тосно - Мга. Также от Мги отходит ветка на Кириши, которая идет дальше на Пестово.
16. 30 августа 1941 года, со взятием Мги, противник окончательно перерезал все жд артерии, связывающие город со страной. Фактически началом блокады Ленинграда можно считать день взятия противником этой жд станции, а не выход его к Ладоге у Шлисельбурга, который произошел на 9 дней позже.
17. Мга долгих 28 месяцев находилась в ближнем тылу противника и ее никак не удавалось взять аж до самого января 1944 года.
В январе 1944 года, противник сам отошел из этих политых кровью и усыпанных костями мест, из-за катастрофического кризиса, возникшего на другом участке фронта.
18. Грузовое движение на участке СПб - Мга - Волховстрой чрезвычайно интенсивное. Буквально каждые 5-7 минут навстречу шел грузовой состав. В основном с цистернами, полувагонами и морскими контейнерами.
Морские контейнеры идут через Питерский портовый узел, по трансконтинентальному маршруту из Европы в Китай и Японию, через Урал, Сибирь и российский Дальний Восток.
18. Храм у дороги на станции Апраксин. Построен недавно, в честь погибших в этих местах воинов Красной армии.
Где-то тут проходил восточный передний край Синявинского выступа.
В темное время суток храм подсвечивается и это хорошо видно из проходящих поездов.
19. Грузовой поезд на станции Жихарево.
20. Новый грузовой электровоз 2ЭС4К "Дончак" (Новочеркасск), приходящий на замену старым ВЛ10 и ВЛ11. На Октябрьской дороге уже работает 50 таких машин.
21. Приближаемся к известной станции Войбокало.
22. Именно тут 28 месяцев находилось начало знаменитой Дороги жизни. На эту станцию из глубины страны прибывало продовольствие и другие припасы, предназначенные осажденному Ленинграду, тут все это перегружалось на грузовики и следовало к побережью Ладоги, чтобы потом по льду или на судах попасть в Ленинград. В обратном направлении, именно к этой станции везли беженцев, многие из которых так и не доехали до Большой земли.
23. Мемориал посвященный Дороге жизни. Фото плохо вышло.
24. Скромное станционное здание на Войбокало.
25. В электричке стало совсем пусто.
Все Торжокские электрички, приписанные к депо ТЧ-10 Металлострой, имеют такие пластиковые сиденья. К этому депо приписано 44 таких поезда, а обслуживают они Московское и Волховское направления от Питера.
26.
27. Станция Пупышево - последняя перед Волховом.
28. Показались грузовые парки и сортировочная горка крупной узловой станции Волховстрой.
29. Вот и прибыли. Дорога заняла 2,5 часа.
30. Очень красивый вокзал станции Волховстрой -I. Но о городе и станции будет отдельный пост.
31. Интересно, украинцы разобьют автомобиль, если такое написать в Киеве? Они ведь так тащатся от Америки и остального Запада.