Беглый и поверхностный обзор Московских вокзалов по итогам состоявшейся поездки, в котором использованы фото только моего авторства.
Пост предназначен прежде всего для граждан Украины, никогда не бывавших в России и мало знающих о её истории. Для большиства тех кто жил в СССР, вся эта информация считалась банальной и общеизвестной.
Абсолютно неисследованными из вокзалов Москвы,(я их даже не видел ни разу) остались только самые малодеятельные Рижский и Савеловский вокзалы.
Ярославский вокзал. Один из крупнейших в Москве и один из тех трех, что расположены на знаменитой Комсомольской площади, она же "площадь трех вокзалов".
Отсюда поезда идут в северном направлении (Ярославль, Вологда, Архангельск, Воркута) и в восточном направлении (Урал, Сибирь, Дальний восток). Формально считается началом трансконтинентальной Транссибирской железной дороги.
В 1902-1904 архитектором Ф. О. Шехтелем был построен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Это архитектурное решение как бы указывало на то, что с этого вокзала путь лежит в холодные северные и восточные районы Евразии.
Знаменитый "нулевой километр" Транссибирской магистрали. До Тихого океана 9300 километров.
Электровозы ЧС7 из депо Москва-Курская работают в том числе и на Ярославском направлении.
А эту машину я увидел впервые. Это новый электровоз постоянного тока ЭП2К, производства Коломенского завода, поступающий на замену старых чешских машин ЧС2 и ЧС2К. Всего в Коломне выпущена 221 машина.
Интересная деталь: Электрическую часть для ЭП2К выпускает в том числе и Смелянский электромеханический завод, расположенный на Украине.
Конкретно эта машина выпущена в 2012 году.
Отправление и прибытие поездов.
Региональный экспресс (РЭКС).
РЭКС (РЭКС.Регион-экспресс, Региональный экспресс) - сервисная компания, являющимся агентом по обслуживанию пассажиров нескольких пригородных экспрессов и ускоренных пригородных поездов ЭД4М в Москве и московской области.
Ярославское направление является одним из самых напряженных в секторе пригородных перевозок Московского региона.
Вид на заднюю часть здания вокзала, выходящую к путям. К историческому зданию в 60-х годах было пристроенное здание из стекла и бетона.
Тут же, между зданиями Ярославского и Ленинградского вокзалов, расположен наземный павильон станции метро "Комсомольская".
Здание Ленинградского вокзала (историческое название - Николаевский), которое находится на той же стороне площади, что и Ярославский.
Здание этого вокзала построено архитектором Константином Тоном в 1849 году. Это был первый вокзал в Москве, построенный на самой первой российской магистральной железной дороге Москва - Санкт Петербург. С этого вокзала поезда идут в Питер, российское Заполярье и Карелию, Псков и Великий Новгород. Эстонию и Финляндию.
Ленинградский вокзал это вотчина Октябрьской железной дороги, управление которой находится в Санкт Петербурге. Октябрьская дорога таким образом глубоко вдается в территорию Московской железной дороги, что является необычным для железных дорог бывшего СССР
Бюст Константину Тону.
Зал вокзала после недавней реконструкции.
А так он выглядел ровно три года назад. В центре зала находился большой бюст Ленину.
Вид в сторону выхода на платформы.
Специально ради этого снимка прошел все проверки с досмотром сумок, потому что без этого на перрон выйти невозможно. Возможно граждане тех государств, где теракты являются вещью экзотической, подумают что это полицейские излишества.
Напомню, поезда "Невский экспресс", следующие с этого вокзала, пережили два теракта в 2007 и 2009 годах, в которых погибло 28 человек и было много покалечено.
Справа идет посадка на "Сапсан", слева на "Невский экспресс". Идти в голову, чтобы сфоткать электровоз ЧС200 "Невского экспресса" поленился, о чем сейчас сожалею.
Третий на этой площади это Казанский вокзал.
Казанский - самый крупный в Москве. С него поезда идут в среднее в нижнее Поволжье, Урал, Среднюю Азию, на Северный Кавказ и нижний Дон.
Современное здание строилось в 1913-40 годы. Здание выстроено в неорусском стиле архитектором А. В. Щусевым с авторским коллективом.
Залы Казанского вокзала.
Видны турникеты через которые должен пройти каждый желающий пройти в здание. На одних вокзалах к досмотру на турникетах относятся тщательно, на других чисто формально. Самый формальный подход я увидел на Павелецком и Белорусском вокзалах.
Казанский вокзал Москвы самый насыщенный гостями южных республик бывшего СССР и РСФСР. Отсюда идет большинство поездов на Северный Кавказ и в Среднюю Азию.
Огромный пассажирский терминал Казанского вокзала.
С Казанского железная дорога идет на подмосковные Люберцы, где раздваивается на два магистральных хода - Рязанский и Казанский. Еще с Казанского в этих двух направлениях следуют большое число пригородных поездов.
Новенькие вагоны фирменного поезда Москва - Екатеринбург.
Курский вокзал, возможно самый архитектурно безликий. Современное здание вокзала построено в советскую эпоху, в два этапа. Старый корпус, выходящий к путям был построен в 1938 году, новый корпус, выходящий в город, построен в 1972 году.
Курский вокзал является пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Курская. С этой станции идут скорые и пассажирские поезда, а также пригородные электропоезда (электрички) в двух основных направлениях: Курском и Горьковском.
Курский вокзал, как и Белорусский, не тупиковый, он является вокзалом транзитного типа. Через Курский вокзал следует много поездов из Санкт Петербурга, проходящих транзитом через Москву.
Старое здание не так-то просто сфотографировать. Со стороны путей вид на него закрывают навесы над платформами.
Заниженный курс покупки гривны внутри здания вокзала (а курс продажи необоснованно завышен). Еще поменять эту валюту можно только на Киевском вокзале, других точек обмена, насколько я знаю, в Москве нет.
С Курского поезда идут в сторону Владимира и Нижнего Новгорода, а также по так называемому Курскому ходу, который связывает Москву с востоком Украины и Крымом. Во времена СССР по Курскому ходу, транзитом через территорию УССР, шло много поездов на Кавказ.
Пригородные тупики Горьковского направления Курского вокзала.
Вероятно самый красивый - Киевский вокзал (в прошлом Брянский)
Решение о строительстве современного здания Киевского (на тот момент - Брянского) вокзала было принято в 1912 году, в год столетия Бородинской битвы. Учитывая расположение вокзала у начала дороги от Москвы на Бородино, и для разгрузки транспортных потоков по требованию городских властей на деньги инвесторов вокзала сначала был построен Бородинский мост (архитектор Роман Клейн).
Вокзал сооружён в 1914-1918 годах. Архитектурный проект - И. И. Рерберг при участии B. К. Олтаржевского, проект дебаркадера и перекрытий залов - В. Г. Шухов, скульптор С. С. Алёшин, росписи залов - художники Ф. И. Рерберг, И. И. Нивинский. В архитектурной концепции вокзала, в росписях залов и скульптурах монументально подчеркнута связь с Отечественной войной 1812 года. Вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Общая площадь Киевского вокзала более 36 тысяч кв. метров. Пассажиропоток Киевского вокзала равен более 400 человек/час.
Первый поезд от уникального перрона Киевского вокзала отправился 18 февраля 1918 года.
Надо же! В стране идут войны и революции, а тут продолжают строить вокзал.
Герб Москвы на фасаде Киевского вокзала.
Залы Киевского вокзала.
Барельеф, посвященный Украинской ССР.
Зал выходящий к путям, часть которых находится вне великолепного дебаркадера. Киевский вокзал единственный в Москве, где повсеместно слышна украинская речь и родимый суржик.
К зданию вокзала примыкает дебаркадер: пространство над платформами перекрывает огромное остеклённое арочное покрытие (длина 321 м, ширина пролёта 47,9 м, высота 28 м, вес конструкций более 1250 т), имеющее форму параболы. Стальные высокие трёхшарнирные арочные фермы демонстрируют изящность величественного сооружения.
С Киевского вокзала поезда следуют в подавляющем большинстве за пределы Российской Федерации, в направлении центральной и западной Украины, Молдавии, а также в страны юго-восточной и частично восточной Европы. Из российских городов, через Киевский вокзал с Москвой связаны только Брянск и Калуга.
Нулевой километр Киевского направления. Именно отсюда идет отсчет километража осевой магистрали Юго-Западной дороги ( Брянск - Контотоп - Киев - Жмеринка - Хмельницкий), которая проходит через Киев в направлении западной Украины.
Пути под дебаркадером частично используется пригородными поездами.
Павелецкий вокзал, является сравнительно небольшим по числу отправляющихся поездов. Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского.
Павелецкий вокзал связывает столицу со Средним и Нижним Поволжьем, Центральным Черноземьем, Донбассом, а также некоторыми городами Кавказа; в этой связи он фактически является дублером Казанского, однако в перевозках дальнего следования используется не слишком интенсивно из-за инфраструктурной неразвитости отдельных участков магистрали. Также с вокзала идут пригородные электропоезда и аэроэкспрессы до аэропорта Домодедово и по Павелецкому направлению до станции Узуново.
Автомат газированной воды внутри здания Певелецкого вокзала. Вся начинка здания вокзала является современной, из исторического сохранился фасад, выходящий на Садовое кольцо столицы.
Пассажирский терминал, обращенный фасадом к путям. Появился этот терминал после реконструкции вокзала в середине 80-х годов прошлого столетия.
Поезда на Павелецком.
Белорусский вокзал, еще один из транзитных. Является транпортными воротами в сторону республики Беларусь, Литвы, Калиниграда, а также стран центральной и западной Европы.
Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года - левое.
Автором проекта Белорусского вокзала был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название - Белорусский.
С Белорусского вокзала отправляются электропоезда "Аэроэкспресс", следующие в самый крупный международный аэропорт Шереметьево.
Транзитные пути, уходящие с Белорусского вокзала под Тверской путепровод, построенный в начале прошлого века. По путепроводу проходит одна из центральных улиц Москвы - Тверская.
Фасады вокзала во всем своем великолепии.
Вид со стороны путей.
Тупиковые пути, на которых производится посадка на поезда дальнего следования.
Новенькие вагоны поезда Москва - Калиниград.