125 лет назад, под Харьковом произошло крушение царского поезда

Oct 31, 2013 20:08



125 лет назад царский поезд сошел с рельсов под Харьковом около станции Борки...

Сам государь император Александр III возглавил спасательную операцию
17 (29) октября 1888 года царский поезд, насчитывавший 15 вагонов, ехал по Курско-Харьковско-Азовской железной дороге со скоростью почти 70 километров в час. На подъезде к Харькову, когда императорская семья собралась в столовой на завтрак, состав несколько раз здорово тряхнуло, потом что-то треснуло и поезд слетел в кювет. Уцелели лишь два паровоза и несколько задних вагонов, остальные превратились в груду металла.

В аварии 20 человек погибло, 37 были ранены. В тот день, 17 октября 1888 года, шел дождь, поэтому люди, инструменты, багаж, посуда, тела убитых - все смешалось в непролазной грязи…
Несмотря на то что вагон-столовая находился в центре состава, царской семье чудом удалось уцелеть, причем это чудо было официально признано Русской церковью. Просто на столовую должны были наехать следующие вагоны, но два ближних развернулись на рельсах поперек и образовали баррикаду. Получилось нечто наподобие укрытия, благодаря которому августейшие особы и спаслись.
Кстати, официант, который стоял за спиной у царя, погиб, а Александр III получил травму из-за сплюснутого в кармане серебряного портсигара. Больше всех из членов царской семьи пострадала старшая дочь Ксения, она на всю жизнь осталась горбатой.

Выбравшись из вагона с супругой и детьми - ранеными, перепачканными, но живыми - государь возглавил спасательные работы. Не отставала и царица - прикрывшись простой офицерской шинелью, она не отходила от раненых, рвала простыни на бинты.



Только вечером все семейство уехало обратно в Лозовую, и там был устроен парадный обед, - продолжает Иваницкий. - Отдельно были накрыты столы для семьи императора, дворян, железнодорожных служащих, крестьян. К тому же всех, кто помогал раненым, августейшие особы отблагодарили подарками.

Потом царь с царицей приехали в Харьков и обошли все больницы, где лежали раненые. Параллельно проводился ремонт железнодорожного полотна.



Царь Александр III с семьей. При аварии поезда больше всего пострадала старшая дочь Ксения (на фото стоит по левую руку отца).



По словам историка из Змиева  Юрата Коловрата, на самом деле крушение произошло не близ станции Борки, как многие думают, а чуть дальше - на пустыре, где позже возник поселок Спасов Скит (его в XX веке переименовали в Первомайский). Местные жители до сих пор с придыханием пересказывают воспоминания дедов и прадедов о том, как именно произошла авария, а в народном музее при школе хранятся царские подарки - огромное блюдо с голубой каемочкой, "катеринка", мозаичные иконы...



На месте крушения царского поезда построили одну из красивейших церквей России - храм Христа Спасителя, а еще часовню Нерукотворного Спаса и основали монастырь. В память о чудесном спасении Романовых слобожанские промышленники и меценаты Рыжовы изготовили колокол из чистого серебра. На его лицевой стороне были изображены вензеля императорских величеств, а под ними - пять медальонов с надписями славянской вязью имен князей и княжон: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил.

Тысячи харьковчан спешили внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки, - говорит историк Артем Левченко. - Пожертвования превзошли все ожидания - за один месяц собралась сумма, позволившая объявить о том, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.
В 20-е годы все ценности монастыря перевезли в Харьков, а затем они благополучно потерялись… Саму же церковь взорвали в сентябре 1943-го. О том, кто же это сделал - немцы или же советские войска - до сих пор ведутся споры.
http://www.from-ua.com/kio/4a16fd4aab5bc.html



Это место в наши дни.


Скит на месте крушения царского поезда. Тут оборудован остановочный пункт пригородных поездов, который так и называется - "Спасов скит".



Еще свежая информация:
Бюст императору установили под Харьковом, на месте, где 125 лет назад произошло крушение царского поезда.

Памятник Александру  III - восстановление справедливости. Когда-то в  Спасовом Ските уже был монумент царю, но его уничтожили большевики.

- Александр III оставил о себе память как миротворец и созидатель, - подчеркивает председатель правления общественной организации "Русь Триединая" Сергей Моисеев. - При нем  увеличилось финансирование и строительство церквей, а Харьковская железная дорога первой в Российской империи стала государственной, благодаря чему стоимость перевозок снизилась в несколько раз, и в город хлынули крупные инвестиции.

Создали памятник, высота которого около 3,5 метров, а вес - 2 тонны, в Подмосковье. А чтобы привезти его без проблем в Харьков, пришлось обращаться за помощью к  президенту России.

- Мы написали письмо президенту России Владимиру Путину, он дал распоряжение РЖД,  и нам помогли с транспортировкой и растаможкой груза, - говорит Моисеев. - Для нашей  области установка монумента Александру III - знаковое событие.



Благодаря Путину памятник растаможили без проблем. Фото: общественная организация Русь Триединая

Российская империя

Previous post Next post
Up