Вчера вместе с друзьями из
http://tokatema.livejournal.com/ ездил в Полтавскую область, в город Лубны. Об этом будет отдельный пост, а пока о железной дороге Киев - Полтава, на примерах станций Лубны и Лазорки. В Лубны я попал на маршрутке, а обратно уехал по железной дороге.
О железной дороге Киев - Полтава и станции Лубны нашел следующую, вполне исчерпывающую историческую справку:
"Строительство линии Киев - Полтава, на которой и находится станция Лубны, началось в 1898 году. «Полтавские губернские ведомости» в 1896 г. по этому поводу сообщали: «Полтавское губернское земство и Полтавская городская дума ещё в 1894 г. возбудили перед правительсвом ходатайство о соединении линией железной дороги ст. Лозовой с г. Киевом через Карловку, Константиноград, Полтаву, Лубны и Пирятин». Но правительство было занято сооружением «рельсового пути» в Сибирь. Вступили в конкуренцию акционерные общества Фастовской и Московско-Киево-Воронежской (МКВЖД) железных дорог. Перевесило последнее. В 1898 г. на инженерном совете Департамента железных дорог выступил главный инженер исследовательских работ и строительства линии Погорелко. Он, в частности, заявил: «Линия эта признается за имеющую транспортное значение, и проведение её по кратчайшему протяжению является делом государственной важности, перед которым должны отступить все местные интересы».
"Строительство железной дороги Киев - Полтава продолжалось три года. Кроме украинцев, на нём работали воронежские и курские грабари. В 1901 г. между Киевом и Полтавой открылось железнодорожное сообщение, а на станции Лубны, где было построено также оборотное паровозное депо, начали работать несколько сотен рабочих. Среди них были и приезжие из различных уголков Российской империи. Линия принадлежала МКВЖД, а позднее вошла в состав Южной железной дороги (ЮЖД), которой принадлежит и поныне.
С момента своего зарождения станция Лубны стала одной из важнейших на линии Киев - Полтава. Её открытие повлияло на дальнейшее развитие всего города. В депо станции Лубны приходили на ремонт паровозы из Ромодана, Пирятина, Гребенки. Депо было крупнейшим на участке Гребенка - Ромодан."
Здание вокзала станции Лубны, построенное в 1949 году.
Старая станционная постройка, эпохи строительства дороги Киев - Полтава.
Состав из старых и ржавых цистерн.
Продолжение:
"Послевоенные годы в истории станции Лубны характеризуются восстановлением разрушенной войной инфраструктуры, активным внедрением новой техники. В 1949 году было построено ныне существующее здание вокзала, в ноябре того же года состоялось его торжественное открытие. В 50-х гг. участок Гребенка - Лубны - Ромодан вновь передан Южной железной дороге, а участок Яготин - Гребенка остался в составе Юго-Западной. В 1961 году на линии Киев - Полтава начинается внедрение тепловозной тяги. При этом паровозное депо в Лубнах было окончательно упразднено, а на его территории созданы ремонтно-механические мастерские. На станции построен товарный двор, проложены подъездные пути к промышленным предприятиям. В 1977 году создано предприятие промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ).
Пассажирское и грузовое движение на линии было весьма интенсивным. Через станцию проходили поезда дальнего следования Киев - Караганда, Киев - Павлодар, Киев - Симферополь, Харьков - Брест и другие (в 90-е годы отменены). Существовали планы электрификации участка Яготин - Гребенка - Полтава, но реализованы они были только в 1994-2002 гг.
В 80-90 гг. происходит модернизация станционного хозяйства. Эксплуатируются тепловозы 2ТЭ116, ТЭП60. Маневровую работу на станции выполняют тепловозы ТЭМ2 Лубенского МППЖТ и ЧМЭ3 ЮЖД. До электрификации участка Гребенка - Ромодан пригородное сообщение обслуживали дизель-поезда ДР1А (депо Гребенка и Полтава) по маршрутам Гребенка - Лубны, Гребенка - Миргород, Гребенка - Полтава, Полтава - Киев. В 2001-2003 гг. все гребенковские дизель-поезда передаются в депо Полтава.
В декабре 1997 года участок Гребенка - Лубны переведен на электрическую тягу (переменный ток напряжением 25 кВ частоты 50 Гц). Электрификация пошла дальше - на Полтаву и Харьков, а в истории станции началась новая эпоха.
В связи с электрификацией участка был проведен ремонт вокзального комплекса (1998 г.). Очередной ремонт вокзала сделали весной - летом 2002 г. перед пуском скоростного «Столичного экспресса» Харьков - Киев.
На линии эксплуатируются электровозы ВЛ80к и ВЛ80т (депо Гребенка), ЧС4, ЧС8 и ДС3 (депо Киев), электропоезда ЭР9М и ЕПЛ9Т (депо Гребенка).
В августе 2011 г. в рамках модернизации объектов железнодорожного транспорта на направлении Киев - Полтава на станции Лубны сооружена новая островная пассажирская платформа. Эту работу выполнял строительно-монтажный поезд станции Полтава-Южная (СМП-685). На прилегающих перегонах и путевых постах (167 км, 172 км) была проведена замена пути и стрелочных переводов."
Горловина в сторону Гребенки. В эту сторону дорога однопутная.
Участок Полтава - Гребенка пока еще однопутный с 2-х путными вставками ( или 2-х путный с однопутными вставками). Со стороны Полтавы уже идет укладка второго пути на всем протяжении дороги.
Еще одна интересная постройка.
Здание железнодорожного училища, или как оно правильно сейчас называется..
Расположено прямо около вокзала.
В 1981 году около него был установлен памятник -тепловоз ТЭ10-006 1960 года выпуска и пассажирский вагон. Еще 30 лет назад все грузовое движение на участке Полтава - Дарница (Киев), было под такими машинами. В те годы их можно было нередко видеть и на киевской станции Дарница, в грузовых парках.
А пассажирское движение с начала 60-х и по середину 90-х было полностью под тепловозами ТЭП60, депо Полтава. Вот нашел в сети несколько снимков из той далекой эпохи. Это снимки 80-х годов, сделанные на станции Полтава-Южная.
Вот именно такой состав и под таким локомотивом, увозил меня в 1987 году в армию, в город Харьков.
Заходили эти красные локомотивы в те годы и на Киев-Пасс. Снимок 1989 года, станция киев-Пасс.
Такие гости в Киеве были только с Южной дороги, потому что со стороны Коростеня, до середины 80-х пассажирское движение было под тепловозами ТЭ7.
А это снимок 2009 года, сделанный в Полтаве. Это все что осталось от эпохи "царствования" тепловозов ТЭП60 на Южной дороге. В наши дни вроде есть одна машина, превращенная в музейный экспонат, в депо Ромны. Это единственная из всех ТЭП60, сохранившихся на Украине.
Вид на станцию Лубны с пешеходного мостика. Слева стоят два состава из старых вагонов, ожидающих видимо то-ли списания, то-ли отправки на ремонтный завод.
Грузовой состав под ВЛ80К-137 (депо Гребенка). Надо сказать, что грузовое движение все те часы, которые я был на этой линии, было слабое.
Есть информация, что в связи с вводом в прошлом году скоростного движения поездов Интерсити-Хюндай, на линии Киев - Полтава, грузовое движение тут сократили до минимума.
Click to view
ТЭП70-0154 (депо Полтава) с предположительно инкассаторским вагоном. В окнах были видны вооруженные охранники.
От Дарницы 176 километров.
В сторону Ромодана дорога 2-х путная.
Горловина в сторону Ромодана и Полтавы.
Электронные табло на платформе.
Советские камеры хранения в здании вокзала.
Зал ожидания.
Удивили электронные табло на крупных станциях Южной дороги, которые показывают движение в реальном времени, на огромном плече от Гребенки до Лозовой и Харькова.
Движение пассажирских поездов, после ввода поездов Интерсити-Хюндай, на этой линии было сокращено. В летнее время тут курсируют поезда белорусского формирования, следующие в Крым и обратно.
Через станцию следуют пригородные электропоезда сообщением Гребенка - Огульцы, Гребенка - Полтава-Южная, Гребенка - Ромодан, Гребенка - Лубны и в обратном направлении. Всего 5 пар электропоездов в сутки. Это заметно более высокий показатель, чем на подобных линиях соседней Юго - Западной дороги.
Гребенка - Огульцы, это беспрецедентно длинный маршрут, связывающий киевскую электричку практически с Харьковским узлом, на ней можно из Киева доехать до Харькова.
Добираться из Киева и обратно по железной дороге сюда достаточно неудобно и долго (4-5 часов). Региональных электропоездов, связывающих Киев и станции Южной дороги нет, поезда Интерсити тут не останавливаются, поездов дальнего следования немного и идут они в неудобное время.
Доехать в основном можно только обычными электричка, с пересадкой по Гребенке, но есть нюанс. Чтобы ехать в Лубны из Киева утром, необходимо сесть на электропоезд, отправляющийся с Киев-Пасс в 4-30 утра, что мягко говоря неудобно. Только он, по Гребенке хорошо стыкуется с утренней электричкой Южной дороги. А следующая стыковка есть только после обеда.
Хорошо хоть так, с Одесской дорогой у Юго-Западной в Мироновке вообще стыка нет.
Вокзал со стороны города.
На участке Южной дороги Полтава - Гребенка, по какой-то причине преобладают составы электропоездов (РПЧ Полтава) Луганского производства ЭПЛ9, переданные ранее в связи с электрификацией, с Юго-Западной дороги (РПЧ Фастов). Все эти поезда изготовлены всего 10 лет назад. Из Фастова было также передано на Южную дорогу несколько составов Рижских ЭР9М. В целом состояние моторовагонного парка на Южной дороге лучше чем на Юго-Западной, лучше и отношение к пассажирам. Например в вагонах, в отличие от Киева, уже включили отопление, нет поломанных дверей, заметно чище.
Электропоезда ЭПЛ9 имеют очень большую длину, в связи с чем часто ездят полупустые. На других провинциальных участках УЗ, больше нигде нет моторовагонного парка с таким большим количеством вагонов, как тут на Южной дороге.
Через Лубны без остановки следует поезд Интерсити-Хюндай.
Вот так внутри выглядит электричка ЭПЛ9 Южной дороги.
Назад в Киев мы возвращались с остановкой на станции Лазорки. Это один перегон не доезжая до Гребенки
Проезжаем станцию Вилы.
Станционный магазин.
Пассажирское здание типичное для линии Киев -Полтава и вообще для всех железных дорог, построенных 100-110 лет назад на территории нынешней Украины.
Очень интересный исторический очерк о станции Лазорки. Написан с советских исторических позиций, что несколько необычно для 23-го года незалежности.
Дорогу Гребенка - Ромодан (часть хода Киев - Полтава) строили инженер Кардаулов и сын богатого помещика Боярский. Еще совсем недавно тут рядом была станция Боярский, которая ныне сокращена до обычного остановочного пункта.
Закончили строительство в 1903 году.
Зал ожидания в Лазорках.
Пассажирское здание со стороны села.
Станционные сооружения начала XX века, которые неплохо сохранились.
А станция и село Лазорки живы и работают. Вот тут идет погрузка зерна в вагоны.
Вот состав с зерном под ЧМухой.
Click to view
Через Лазорки, поднимая пыль и листья, следует поезд Интерсити-Хюндай.
В самом селе все асфальтировано и повсюду есть жизнь.
В селе проживает около 3 тысяч человек.
Типичные дома. Все полностью газифицировано.
Богатых домов нет, но и полной нищеты с разрухой тоже.
Только мне одному показалось, что написано с ошибками?
Местная власть и управление Частно-Паевого предприятия "Лазорки". Вероятно так назвается теперь бывший колхоз.
На одной из улиц. Вдали виден магазин, которых тут оказалось довольно много.
Совершенно потрясающие цены на пригородное сообщение УЗ. Расстояние почти в 180 км, с пересадкой по Гребенке, обошлось мне всего в 11,4 гривен (44 рубля).
Для сравнения, проезд того же расстояния на маршрутке мне обошелся почти в 10 раз дороже.