Оригинал взят у
periskop в
Янтарно-Висленский вояж: ч.4, военный музей Белостока...Итак, мы дошли по осенним белостокским улицам до советского товарного вагона. А в Польше есть устойчивая примета - если на глаза, не дай Боже, вдруг попадается что-то русское или советское, то обязательно жди мрака, трэша, решёток в разных вариантах и тёмных картин с печально-благородными угнетаемыми лицами.
Примета не подвела.
Впрочем, отнеслись ко мне в военном музее благоприятственно и с нескрываемым интересом - видать, нечасто русские люди посещают тамошние экспозиции. В основном они норовят в моллы на окраинах зарыться, по шопингу-торговлишке вдарить как следует. Или вообще, проскочить сии места на автоматическом мобильчике транзитом, да как можно поскорей. А тут на тебе - такой сюрприз :-)
Давайте же походим по залам и посмотрим что это за Сухов музей во всём его великолепии. Уточнения (содержательные) традиционно приветствуются.
Бедная Польша страдает под российским 2-главым орлом и кандалами-цепями звенит в темноте
2. Итак, советский вагон. Идеальнейшее состояние, аккуратная покраска - любо-дорого смотреть!
3. Вся необходимая для антуража трафаретная раскраска тоже любовно-тщательно исполнена.
4. Однако стоит он тут не просто так - а для напоминания об ужасных советских варварах. Иначе бы никто не стал тратить на это дело даже банку краски. В самом деле, не вспоминать же про постройку магистральной Петербурго-Варшавской железной дороги, которая прошла через город в 1860-е? Это абсурдно, не нужно никому и вообще вредно для самосознания!
5. Ладно, пойдём в собственно музей. Дверь за углом.
Войдя туда, я попытался заплатить. Что-то 6 злотых, вроде. Или 7. Но благообразный старикан-кассир развёл руками на мою сотенную бумажку - извини, пан, нету размена! Ну нет так нет, ладно, подожду. Я отошёл и поизучал немного витрину с сувенирами. Зашла какая-то иностранная пара средних лет, по говору вроде англосаксы. Потом поляки - отец с сыном. Потом ещё, дамочка.
Ну что, снова подошёл. Старик опять разводит руками - нету! Я просительно кручу бумажкой - так ведь уже принесли денег, не? Стою перед ним, не ухожу. "Здалека?" - "Петербург, Россия". Кассир думает несколько секунд, затем берет трубку, куда-то звонит по внутреннему, чё-то там выясняет и говорит мне нечто вроде: "Пан госць, пржеч до другей чего-то там!". Язык славянский, понимается неплохо, тем более с моей украинской базой. Типа "Пан гость, идите наверх, на второй этаж!". И рукой показывает. Я: "А билет... Или бесплатно?" - "Так!".
Ну хорошо, спасибо - пойдём наверх. Поднимаюсь. Там меня уже встречает охранник с рацией, лет под полтинник, проводит через бабушку-контролёра. О как! И чегой-то?
Оказалось, охранник немного знает русский и вызвался быть моим добровольным экскурсоводом-проводником. Гм... Ну ладно, я не просил ничего этакого, но пусть будет. Пошли с ним. Ему, видимо, было в прикол вспоминать русский язык и он пробует мне обьяснять разные артефакты. Идём, а он говорит, говорит... Я слушаю, чегой-то понимается, а чегой-то и нет.
6. Зал с формой Войска Польского времён ПНР (?), совсем небольшой. Вопрос стоит потому, что как я ни пытался, ни на одной из табличек или сопроводиловок не нашёл аббревиатуры PRL (Polska Rzeczpospolita Ludowa) - чёткой отсылки к конкретной исторической эпохе. Указаны только годы.
7. Армейский радист-оператор чего-то там.
8. Форма 1967 года. Поразило, что Войско Польское ещё с послевоенного времени было обуто в высокие "западные" ботинки, не в сапоги.
Рядом к нему примыкает "военный зал", больше.
9. Немецкие предметы времён Второй Мировой.
10. Немецкий танкист.
11. Советские котелки и фляги, того же периода.
12. Достаточно большая экспозиция развёрнута по антисоветскому послевоенному сопротивлению. Это сейчас общий тренд, в польских музеях: показывать не основную армию ПНР, а сопротивление.
13. Вот, по всей видимости, человек из АК, с немецким оружием советским автоматом ППС.
[из комментов: возможно, из армии Берлинга - орёл без короны]
14. У его ног сложены образцы оружия.
15. Антирежимные листовки, призывающие срывать выборы в органы власти ПНР.
16. Далее примыкает следующий зал, тоже военный, со стандартными периодами: "советская агрессия 1939", "немецкая агрессия 1939", "варшавское восстание 1944", "доблестные поляки в Монте-Кассино", "армия Андерса" и т.п.
17. Около этой инсталляции поляк-охранник гордо сказал мне: "форма это всё фигня, реконструкция! - а вот зато камни настоящие! привезли из самой Италии, с Монте-Кассино! Вот!". Я ещё подумал про себя, а где же тут освободители Белостока от немцев? Почему Монте-Кассино?
18. Немецкий офицер.
19. Советский боец (под вывеской "Советская агрессия 17 сентября 1939").
20. Здесь мой сопровождающий тоже продемонстрировал важный нюанс формы: "У советских до войны не было в ходу размеров военной формы, они не знали разных размеров шинелей, и одинаковые шинели просто подрубали вручную по длине". Он подвернул шинель у этого солдата и продемонстрировал подрубку и подшивку по росту. (так ли это, я не знаю - знатоки обмундирования, ау?).
Затем я его спросил, а чего это солдат на лицо такой грязный? Это дефект изготовления, что ли? "Так щетина! Мало брились!" - и засмеялся. Видимо, пошутил. Посему я так и не понял, отчего он такой чёрный :-)
21. Поляки-манекены выглядят куда более благородно, без щетины и калмыцкого вида.
22. Фото под заголовком "Начало советско-германской войны 22.6.1941". Первые советские пленные.
23. Самое интересное тут было то, что оружие можно снимать с крючков, взводить затвор, прицеливаться, спускать курок и т.п. Я даже не ожидал - никогда таких вольностей с оружием в музеях не встречал. Мой "экскурсовод" снимал поочерёдно винтовки разных стран, карабины и демонстрировал мне лёгкость взвода. "Советская была самая удобная, получается!"
24. Вещи поляков-защитников осени 1939 года.
Наконец, я перешёл в заключительный зал, самый объёмный и креативный. Примерно 20% общей площади залов. Он сейчас у них, по традиции, называется "катынский" и объединяет катынские, общесоветские, сибирские и казахстанские ужасы. Так я впервые познакомился с "работой" ИНП (IPN, Института национальной памяти) - мощного специфически польского государственного института, который следит за единообразным и правильным отображением исторической действительности в музеях, за городскими памятниками, памятными досками, катынскими капличками и тому подобными проявлениями исторического самосознания. Причём следит строго, жёстко и системно, без отсебятины. Также IPN занимается возбуждениями дел по люстрации.
Всё исторически "неправильное" уже давно полностью удалено с польских улиц, дорог и музеев. Исключение только одно (увы, внешнее и межгосударственное, над чем IPN не властен) - это Перечень воинских памятников по соглашению 1994 года, подписанное в момент, когда последние бывшие советские войска покидали Польшу.
25. Обратите внимание на знак на снимке в уголке. Он потом будет встречаться нам во многих местах.
26. "Казахстанские" документы поляков.
27. Общий вид катынско-сибирско-казахстанского зала. Вдали, в глуби - землянка ссыльных. Осмотрев всё это, я понял, откуда литовцы-эстонцы заимствовали свои визуальные приёмы для музеев оккупации.
28. Освещение пульсирует - то погружаясь в темноту, то становясь немного посветлее. Фоном - для усиления впечатления - идёт звуковая дорожка с русским текстом (снял на видео, попозже покажу). Тут мой сопровождающий тихо слинял на свой пост, оставив меня одного :-)
"Кодовые" (как впоследствии оказалось по Варшаве, стандартные для таких залов) места - Sybir, Kazachstan, Katyn, Mednoe, Charkow, Kolyma, Komi. Немецких кодовых мест нет, только советские.
29. Зал в момент наибольшего погружения в темноту.
30. Катынский крест.
31. Трогательная инсталляция страдающей Польши, под игом Российского двуглавого орла, в кандалах (см. также заглавное фото). Более всего мне тут показалось странным вот что: почему они использовали тут 2-главого орла? Почему не под гербом СССР?
[внимательные читатели обратили внимание, что речь идёт о восстаниях против Р.И.]
32. Кроваво-красный пульсирующий польский Орёл, над сталинской подписью о разделе Польши 1939 года.
33. Ужасы Четвертого Раздела Польши.
34. Лютые энкаведешники тащат детей и матерей из вагонов без разбора.
35. Поляки тяжко страдают на национально неправильных русских лесозаготовках.
36. ...поэтому Армия Берлинга (которая, напомню, освобождала Польшу, вместе с Советской Армией, а затем и входила в Берлин) "была последним шансом для издыхающих от страданий поляков вырваться из ада гулага". Деться было некуда, не все же могли убежать в Иран вместе с Андерсом!
И видеоприложение:
Click to view
В общем, очень поучительно оказалось, в музее-то!
С него я и начал анализировать идеологическую работу IPN на территории страны.
37. У музея - тоже "правильный" (идеологически) памятник: бойцам Армии Крайовой, боровшейся с Советской Армией после войны.
Ну а далее мы пойдём по направлению к вокзалу и по пути осмотрим грандиозный памятник межвоенного модернизма - собор св. Роха.
Кое что из Из Варшавских музеев ( вставлено flackelf):
15. Посетил главный военный музей истории Войска Польского. В первый день неудачно - он работал до 14, и я осмотрел открытую площадку с техникой, а также выставку детского рисунка на исторические темы.
16. Как видите, темы рисунков там поощряются сами понимаете какие - это есть ещё один подвид специфически польского сумасшествия в области своей истории. Они стараются связать детские ассоциации "красный флаг, звёзды + чёрные воронки, гебешники и страданья". Иной взгляд - ностальгия там по ПНР и прочее такое, в официальном смысле недопустим. Поглядите сами :-)
17. Во второй же раз приехал туда снова, на 3-й день пребывания, и попал на какой-то церемониал-мероприятие (потом покажу подробней).
18. Насчёт музея я не ошибся, что туда стремился - он оказался настоящим, эталонным скоплением современных польских исторических мифов. Именно в дистиллированном выражении. Поляки в специфически одностороннем отображении своей истории ушли заметно дальше даже оголтелых литовцев: например, в музее история Войска Польского у них кончается... 1949 годом, стендом о сопротивлении Армии Крайовой сталинистам. ПНР в музее не существует вообще, ни в каком смысле; также они сумели не показать ни одного портрета бойцов и командиров той польской армии, которая освобождала свою страну и входила с советскими войсками в Берлин. В общем, охренеть - Институт Национальной Памяти работает на славу, почти что северокорейская практика. Я ходил, смотрел и дивился...
"Чудо на Висле" - доблестные защитники матери-Польши лихо мочат жыдокацапские орды большевиков, осеняемые крестом
19. Конечно же, не обошлось без любимого приёмчика лимитрофов - двустороннего отображения СССР и рейха. С одной стороны сталинский гебист, с другой стороны - немец. Это вход в военный (Второй Мировой) зал музея. А кто помнит мою серию про эстонский музей оккупации - там у них было два паровозика, с серпом и молотом и со свастикой.
20. Катынский мемориальный зал занимает примерно 15% всей полезной площади музея. Про него я расскажу тоже отдельно - заснял на видео их графические приёмы производства впечатления на зрителя, а также саркофагно-гробовые витрины с экспонатами и т.п.
В общем, Музей Войска Польского - не разочаровал. Даст фору литовцам, латышам, эстонцам. Наверное, они туда приезжают учиться :-)
И еще:
30. В рамках осмотра главных отрицательно-русофобских мест Варшавы осмотрел также X бастион Александровского форта - место, где сидели в своё время Дзержинский, Пилсудский и многие другие борцы за Польшу или революцию. Тут музей довольно большой, натурный, художественный, с камерами и мемориальной камерой Пилсудского. Там же была развёрнута и выставка про польское село Вершина в Иркутской области, которую также было любопытно отсмотреть.
31. "Сибирскую" часть музея X бастиона я еле сдерживался, чтобы не заржать в голос прямо при смотрителях. В общем, варшавские поляки изобразили этакий карикатурный русский беспросветный Мордор, и мне, проехавшему Сибирь многажды вдоль и поперек, и родившемуся на берегу Ангары, было очень смешно. Заснял это дело - покажу, короче...)
Янтарно-Висленский вояж:
1.
Общий обзор2.
Парадный Белосток3.
Непарадный Белосток4. Белостокский военный музей
5. Костёл св. Роха
6. Белостокский вокзал и станция
7. По Петербурго-Варшавской магистрали к Варшаве.