Единственный в России Музей мирового океана находится в Калининграде. Он занимает довольно значительную часть набережной реки Преголи в самом центре города. Его сразу же видят все приехавшие в этот город и прогуливающиеся по эстакадному мосту - вереницу судов и здоровенный голубой шар "Планета Океан", который невозможно не заметить.
На территории, которая теперь принадлежит музею Мирового океана, при немцах находился порт. Портовые сооружения строились с XVII века. Теперь от всего этого почти ничего не осталось.
В 1990 году на этой набережной был заложен этот музей, который за долгие годы разросся до значительных размеров. Его невозможно обойти за один день, если посещать абсолютно всю экспозицию. Это что-то вроде "морского Эрмитажа". Всё, что вы увидите посвящёно судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии мирового океана. Есть в наличии старые суда различных классов и даже военный гидросамолет. Кстати суда ставшие музейными экспонатами, выглядят просто идеально, будто недавно построены.
Благодаря Сергею Сигачеву нам организовали экскурсию на несколько часов, с осмотром только части экспозиции. По другому было просто невозможно - одни размеры музейных судов чего стоили. Еще была встреча с руководством музея, где нам рассказали о планах, проблемах, о музейных филиалах, один из которых стоит у нас в Петербурге - ледокол "Красин". Хотел бы выразить большую благодарность, что нашим скромным персонам уделили столько много времени.
1. Вид на музей с Эстакадного моста.
Сто лет назад этот вид с моста был таким.
2. Первый посещенный корабль в музее, был плавучий маяк "Ирбенский". Мы выбрали его и "Космонавт Виктор Пацаев" - большее не позволяли временные рамки.
Он находится на вечной стоянке в Музее мирового океана. Корабль долгое время прозябал в порту Ломоносова. Он один из последних построенных в мире обитаемых плавучих маяков. Год постройки 1962 год (Германия-Финляндия).
3. Тут максимально воссоздана обстановка полувековой давности.
4.Краткая история появления судна такова:
"В 1950-е годы растёт объём грузов и тоннаж судов, следующих в Рижский торговый порт через Ирбенский пролив. Навигационное оснащение опасного пролива оказалось недостаточным для безопасного мореплавания, что сказывалось на стоимости фрахта и страхования зарубежных судов, идущих в Ригу. В конце 1950-х годов правительство СССР заказывает в Финляндии на верфи «Лайватеоллисуус» (Турку) два плавучих маяка, один из которых становится в Ирбенском проливе.
5. После 1991 года корабль долгое время стоял и ветшал в Ломоносове. И я его кажется даже видел.
В 2017 году он передается в Калининград, в музей. Перед этим был доковый ремонт в Кронштадте.
6. В машинном отделении.
7. Вал.
8.
9.
10.
11. Вот забыл что это за устройство. Кажется для стабилизации положения корабля. Это же маяк!
Я человек не морской к сожалению и вырос не в морском городе, поэтому для меня вот это все новое и неизвестное.
12.
13. Маячная мачта. Высота огня над уровнем моря составляла 17,5 м.
14.
15. Красивые виды с "Ирбенского".
16. Вот тут в кадр попал Эстакадный мост.
17.
18. Всё о маяка. Экспозиция на борту плавучего маяка "Ирбенский".
19.
20. Радиорубка.
21. Движемся дальше.
22. Справа - главное здание музея.
23. Недавно было введено новое географическое понятие - Южный океан. Так что океанов у нас теперь пять.
24.
25. "Музейное судно «Витязь», построено в 1939 году как банановоз «Марс» в Германии, после войны передано Германией по репарации сначала Великобритании, а затем - СССР. В СССР сначала было грузовым судном, в 1949 было переоборудовано в научное судно. В строю до 1979 года. 12 июля 1994 установлено на вечную стоянку в Калининграде."
26. Вот это что-то похожее на лебедку на носу "Витязя" - очень интересная у нее история. Оказывается с ее помощью корабль становился на якорь над глубоководной впадиной. Трудно в такое поверить!
27. Коллекция якорей.
28. Старое немецкое здание от бывшего порта.
29. Есть тут и подводная лодка. Б-413 - дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России проекта 641
30. Здание Администрации морского порта Калининград.
31.
32.
33. Есть в его грандиозной коллекции и советский военный самолет-амфибия БЕ-12. Машина из тех, что до 1995 года служили на Балтийской косе, на том самом бывшем немецком аэродроме Нойтиф. Машину удалось чудом спасти от утилизации.
Кто-то из работников музея увидел её у военных и на просьбу отдать в дар музею получил положительный ответ. Самолёт хорошо сохранился, хотя внутри до передачи музею, изрядно поработали вандалы - вырезали например все кабели.
Суровые были условия службы на этом типе гидросамолётов - теснота главное неудобство для экипажа. Интересно, они до сих пор в ВМФ где-нибудь ещё служат?
34.
35.
36.
37. Вот на этот корабль мы тоже зашли. Он оказался огромным.
38. Память о советской "Звездной флотилии".
39.
40.
41. Судно космической связи, переоборудовано в 1978 году из построенного в 1968 году лесовоза «Семен Косинов».
42. Внутри судна есть даже целый спортзал.
43. На борту корабля космической связи "Космонавт Виктор Пацаев" царит атмосфера времён СССР. На корабле мало что менялось с 1978 года. В Калининграде стоит с 2001 года.
44. На момент конца 70-х это была самая новейшая и очень дорогостоящая радио-электронная аппаратура. Корабль успел немного поработать и в постсоветские годы.
45.
46.
47.
48. Ну в этом я ничего не понимаю. Может кто в комментариях напишет.
Но оборудование образца 70-х годов конечно было очень громоздкое.
49.
50.
51.
52.
53.
54. Медсанчасть на корабле.
55.
56.
57.
58.
59. Виды на реку Преголя (Прегель) с "Виктора Пацаева".
Есть некоторое сходство с Петербургом - возможность захода морских судов, порт в нижнем течении реки, судостроительные верфи. Вот только Преголя это ручеек по сравнению с мощной глубоководной Невой. Много североевропейских приморских городов устроено по этому принципу.
60. Железнодорожный мост. Старый и строящийся.
61. А это остатки старого немецкого подъемного моста. По реке массово катают туристов на вот таких посудинах, прямо как у нас в Питере.
62.
63. Там порт, верфи и лес кранов - как в Петербурге.
64.
65. В главном корпусе музея.
66. Тот самый знаменитый глубоководный аппарат "Мир", который прославился на весь мир благодаря фильму "Титаник". Построен в 1987 году.
67.
68.
69.
70.
71.
72. Скелет моржа.
73. Довольно интересная карта солёности Балтийского моря на борту бывшего плавучего маяка "Ирбенский". Самый низкий у нас, в конце Финского залива и в самом конце очень длинного залива Ботнического
74. А эта карта антропогенного воздействия на Балтийское море. Большая нагрузка на экологию в существует районе Петербурга и Усть-Луги.
Это крупнейшая агломерация на Балтике.
75. Старый немецкий фонтан, который сюда перенесли из другого района города.
Музей развивается, растет с каждым годом и стал важнейшей достопримечательностью в Калининграде. Обязателен к посещению туристам. Ведь страна у нас преимущественно материковая, далеко не все россияне это могут видеть у себя дома.