Железная дорога. Фото из славного прошлого.

Apr 06, 2024 19:38

Большинство текстов и фотографий отобрано мною из ленты телеграм-канала: https://t.me/train_history_store

1. Литерный поезд Никиты Хрущева во главе с тепловозом ТЭ7-081 прибывает на Южный вокзал Калининграда.
Июнь 1964 года.
ТЭ7-081 особая машина. Имела лихоборскую прописку и работала исключительно с литерными поездами.


Ваша поддержка для меня очень важна, особенно в начале весны, когда с основной работой ситуация неустойчивая.
Буду рад даже самым скромным переводам. Карта СБ:
2202 2053 3621 5600


2. Станция Сухиничи-Главные. Стоянка поезда для смены тяги - электровоз Московской дороги берет эстафету у электровоза Юго-Западной. Проводник вагона меняет маршрутную доску "Киïв-Москва" на "Киев-Москва".
Июнь 2002 года.
Поезд №4 "Киев-Москва".


3. В 1960 году Луганским тепловозостроительным заводом были выпущены тепловозы серии ТЭ7 с номерами 008-011. Тепловозы поступили в локомотивные депо Малоярославец и Брянск для работы с курьерским поездом 1/2 Москва-Киев.
Первоначально тепловозы ТЭ7 работали с экспрессом на всем протяжении пути от Москвы до Киева, позже от Малоярославца до Киева.
Курьерский поезд имел всего три остановки: Малоярославец, Брянск-Орловский, Конотоп. 872 километра пути преодолевались за 11 часов.
На фото:
1. Экспресс Москва-Киев на станции Киев-Пассажирский. 1962 год.
2. Тепловоз ТЭ7-011 с поездом Москва-Киев следует по перегону Киев-Московский-Киев-Пассажирский. 1962 год.


4.


5. Гость из Киева.
Июль 2011 года.
Станция Москва-Пассажирская-Киевская. Электровоз ЧС8-018 в отстое после пробега со "Столичным экспрессом" Киев-Москва.
В Киеве сломался электровоз ЭП10. Поэтому в голову поезду поставили ЧС8. В связи с этим была незапланированная остановка на станции Сухиничи-Главные для смены локомотива. С целью сокращения стоянки в голову "воткнули" московский ЧС7 без отцепки киевского ЧС8 и таким "трио" погнали дальше, к Москве: ЧС7+ЧС8+ЭП10.


6. Ровно четыре года назад из Киева в Москву прибыл последний поезд. Начиналась эпоха коронобесия и многие поезда канули навсегда. Но этот не возобновился по причине военных действий. Автор фото: Кирилл Шуркин. Перегон Тихонова Пустынь - Суходрев. 18 вагонов. За этим поездом была настоящая фотоохота.


7. Ленинград. Трамвай ЛМ-33 следует по "главному ходу". Петергофское шоссе. 1972 год.
Иностранные фотографы в восторге.


8. Интересный кадр. 80-е годы. Краснодарский край. Справа старая линия к побережью Армавир - Туапсе и электрификация уже изрядно закоптилась. Слева только недавно построенная ветка-спрямление от Краснодара через Горячий Ключ. Электрификация свежая ещё. Станция Кривенковская.


9. На Киевском вокзале. В ожидании дальней электрички.
Москва. 1975 год.
Фото: Игорь Каримов.
Судя по всему, большой молодёжный слёт собрался в "гранд-поход".


10. "Поезд дружбы" Москва-Будапешт. 70-е годы. Ходил с Киевского вокзала Москвы.
Фото: Эдуард Козадаев.


11. Елена Боннэр едет к супругу - академику Андрею Сахарову в Горький, где он отбывает ссылку.
Спальный вагон фирменного поезда "Нижегородец" Москва-Горький. Ярославский вокзал. Москва. 1985 год.
Уже применяются восьмизначные коды учёта парка. Интересна маршрутная доска - без обозначения поезда. Надпись "Нижегородец" наносилась на узком надоконном поясе.
Ехать до Нижнего всего ничего, госпоже Боннэр подавай именно - СВ.


12. Лето 2004 года.
Трансграничный перегон Одноробовка-Хотмыжск.
У границы Украины и России. Вид в сторону Хотмыжска и на указатели начала Юго-Восточной железной дороги. Что до Харькова, что до Белгорода от этого места примерно одинаковое расстояние - 50 километров.
Фото: Александр Красиля.
Маленький отрезок некогда магистрального тепловозного хода в СССР: Лихославль-Ржев-Вязьма-Брянск-Льгов-Харьков, соединявшего север и северо-западные районы с Украиной и Кавказом.
Во второй половине 70-х годов здесь проходили круглогодичные поезда Ленинград-Жданов, Брянск-Жданов. Летом: Ленинград-Симферополь, Ленинград-Адлер, Мурманск-Адлер, Мурманск-Новороссийск, Ленинград-Новороссийск, Ленинград-Севастополь, Ленинград-Сухуми.


Коль уж речь о Харькове 80-х годов.
Только что вдруг вспомнился 1987 год. Я вообще во многом стал прошлым жить в последние годы. Так вот. Дело было в Харькове в учебке стройбата на южной окраине этого города, что на улице Баварской. Лето и осень 1987 года. Из окна второго этажа нашей армейской столовой была видна как раз знаменитая многоуровневая харьковская жд развязка на южном выходе из этого громадного узла. ЧС2 "чебурашки" с пассажирскими шли каждые 10 минут. Редким был момент когда в окне не был виден поезд. Нам орут "рота встать!", а я всё в окно пялюсь. Ещё у нас был полигон в посёлке Солоницевка. Рядом проходила железная дорога на Золочев - Готню, там в те годы ходили 2ТЭ10Л. После развала СССР укропы на территории той учебки разместили МЧС. А сейчас в Викимапии и вовсе всё данные потерли. Не исключаю, что часть её сегодня уже разрушена. Одно из тех мест прошлого, где я сейчас не хотел бы оказаться

13. В локомотивном депо Жмеринка. 1969-1970 годы.
Фото из набора открыток, посвященных 100-летию Юго-Западной железной дороги (1970 год). Бывал там в 2012 году, этих надписей уже не было конечно.


14. "Автопоезд" следует по Московской Окружной железной дороге мимо станции метро "Кутузовская".
Москва. 1977 год.
К Олимпиаде-80 историческая "Брянская ветвь" (на фото уходит влево параллельно линии метро) будет электрифицирована, и электрички от Киевского вокзала иногда будут проползать под Кутузовским путепроводом в парк Камушки - на отстой "по окнам".
В 2016 году здесь появится станция МЦК. "Кутузовская" станет пересадочным узлом. В 2023 году по трассе соединительной ветви Кутузово - Сортировочная-Киевская (на фото уходит вправо, сейчас там два электрифицированных пути) пойдут пригородные электрички. А "Кутузовская" станет настоящим городским вокзалом (вот здесь это словосочетание уместно), объединив под путепроводом системы метрополитена, городского железнодорожного кольца и пригородных электричек.


15. Портрет со "Стилягой".
Конечная станция "Парголово". Ленинград. 1974 год.


16. Электровоз ВЛ8-1156 следует с грузовым поездом по перегону Крекшино-Апрелевка. Август 1994 года.
Фото: Игорь Клыков.
Последние месяцы работы "восьмёрок" на Московской железной дороге. Машина на фото некоторое время (1993-1994 гг) работала с пассажирскими поездами на плече Москва-Сухиничи.


17. Знаменитый макет железной дороги в универмаге "Лейпциг". Москва. 1980-е годы.
Центр восторженных взоров многих детей.
Да и взрослых тоже...


18. Новый дизель-поезд ДР2-01 на Рижском вагоностроительном заводе.
На втором фото: отделка пассажирского салона. 1966 год.
Фото из национального фотоархива Латвии.


19.


20. Один летний день из 1986 года на станции Серебряный Бор. Москва. ЖД кольцо.
Грузовые поезда под тепловозами ТЭ3.
Фото: Александр Шанин.


21.


22.


23. Тупики Горьковского направления на Курском вокзале.
Москва. 1982 год.
В те годы их было пять. При этом обеспечивалась парность по головному участку 152-155 пар.

Вчера специально, перед тем как ехать по МЦК на Восточный вокзал, постоял на Кутузовской, понаблюдал за обкатками.
Интересные моменты, конечно. Некоторые поезда выдерживали интервалы попутного следования три минуты. Но шуровали при этом довольно бодро. Попадались как ЭП2Д, так и красно-серые ЭД4М. Последние на фоне "Ласточек" и поездов метро "Москва" смотрелись как неумытые сиротки из приютского дома.
Да и некоторые "белые" ЭП2Д за неделю нещадной эксплуатации на Горьковском направлении смотрелись подуставшими. Но это житейские мелочи.
Главное, чтобы открытие состоялось, опоздания/отмены сгладились, пассажиры и специалисты, что называется, "выдохнули" и началась нормальная работа.


24. Тепловоз 2ТЭП60-0072 с туристическим поездом.
Станция Валмиера. Прибалтийская ж.д. Латвийская ССР. Июнь 1990 года.
Фото: Нolz D.


25. Ленинград. Варшавский вокзал. Загрузка в багажный вагон поезда Ленинград-Таллин. 1975 год.
Фото: Ильмар Адамсон.


26. Тепловоз ТЭП60 с пассажирским (возможно, пригородным) поездом на путепроводе над Киевским шоссе у платформы Аэропорт.
Варшавское направление. Ленинград. 1969 год.


27. Беспересадочный международный вагон СЖД Москва - Хук-ван-Холланд ( Роттердам, Нидерланды). 1970-е годы.
Являлся составляющей частью маршрута Москва - Лондон при поездках железнодорожным и водным транспортом. В Хук-ван-Холланде пассажиров подхватывали суда пассажирской паромной линии в Гарвич (Великобритания). Конечный этап маршрута - поезд Гарвич - Лондон.
Расписания  транспортных плеч этого пути были согласованы между собой. А пассажир мог следовать по одному билету.


28.


29. Беспересадочные вагоны Советских железных дорог Париж-Москва. Северный вокзал. Париж. 1983 год.


30. Редкое фото. Станция Симферополь до электрификации. И фото не какое то начала прошлого века или например немецкое, а сделанное буквально за несколько лет до появления в Крыму контактной сети. 1962 год.


31. Укропы откапиталили довольно уже старенькую луганскую электричку ЭПЛ9Т выпуска начала нулевых. Депо Полтава, март 2024.


32.


33. Станция Девяткино. 1998 год. Наверное многие петербуржцы помнят это место таким. Автор фото - Константин Емельянов


34. Беспересадочный вагон Киев-Владивосток в составе поезда 53/54 Харьков-Владивосток.
Станция Владивосток. 2007 год.
Фото: David Sanger.


35. "Наполнитель" для сверхдальнего скорого поезда 53/54 Харьков-Владивосток -  беспересадочный купейный вагон Днепропетровск-Владивосток. 2006 год.
Вагон стартовал из Днепропетровска в 14:00 в составе поезда 16 Днепропетровск-Москва. В 19.47 прибывал в Харьков, где и происходила переприцепка.
Далее вагон следовал в составе поезда 53/54, который отправлялся в 20:59. Расписание поездов на Москву и Владивосток было весьма удачно согласовано: в Харькове беспересадочный вагон находился чуть более часа.


36. ЧС7-217 мелитопольской приписки  подаёт под посадку пассажирский поезд.  Москва-Пасс.-Курская. Май 1990 года.
Фото: Валерий Макаркин.
Тема с "было-стало" вызвала отклик. Под утро в личке попросили "былое" из жизни Курского вокзала.
Давайте попробуем. Сразу предупрежу, что кол-во поездов будет большим.
На несколько постов. Поэтому впечатления прошу оставлять под финальным постом.
1989 год. Транзитных поездов нет. "Курок" работает исключительно на поезда с московским прибытием/отправлением.
Поехали...
Отправление:
0:10 119 Сухуми (лет)
0:25 23 Адлер
0:31 131 Адлер (лет)
0:40 3 Кисловодск
0:45 283 Адлер (лет)
0:50 191 Баку
1:20 551 Запорожье (ОН)
1:30 339 Новоросс (лет)
1:45 515 Евпатория (ОН)
1:50 383 Симферополь (л)
2:17 593 Сухуми (ОН)
3:10 337 Севастополь (л)
5:05 901п/б Севастополь
6:36 143 Харьков (лет)
8:43 27 Кисловодск
8:48 135 Евпатория (лет)
9:16 129 Симферополь (л)
9:36 193 Николаев (лет)
9:45 67 Симферополь
9:50 265 Ереван (лет)
9:50 267 Тбилиси (лет)
11:40 25 Севастополь
11:55 89 Керчь (зим)
11:55 103 Феодосия (лет)
12:00 237 Новоросс (лет)
12:10 127 Керчь (лет)
12:16 916 п/б Пермь
12:46 529 Ейск (лет)
13:35 17 Евпатория
13:40 69 Бердянск
13:46 47 Батуми
13:50 133 Симферополь
14:15 31 Симферополь
14:45 39 Новороссийск
15:15 121 Сухуми (лет)
15:25 77 Мариуполь
16:13 5 Баку
16:18 73 Кривой Рог
16:38 97 Днепропетровск
16:43 83 Донецк (неч)
16:43 85 Кременчуг (чёт)
17:00 13 Тбилиси
18:00 9 Донецк
19:00 15 Днепропетровск
19:05 93 Баку
19:35 95 Запорожье
19:50 79 Махачкала
19:55 65 Николаев
20:10 195 Севастополь
20:26 305 Симферополь (лет)
20:35 605 Курск
21:00 19 Харьков
21:10 49 Харьков
21:15 57 Старый Оскол
21:26 305 Симферополь(л)
21:35 35 Цхалтубо
21:42 607 Льгов
22:00 603 Орёл
22:05 1 Адлер
22:25 91 Полтава
22:30 51 Сухуми
22:50 181 Анапа (лет)
22:50 201 Новоросс. (зим)
23:20 29 Орджоникидзе
23:25 71 Белгород
23:54 61 Нальчик
23:59 55 Ереван

Судя же добавьте 133-136 электропоездов, уходящих с вокзала на Курское направление и получите примерную картину "как оно было".


37. "Пассажирка"
Станция Лоо Северо-Кавказской ж.д. Краснодарский край. 1968 год.


38. Три года назад в этот день. Готовятся к запуску "Ласточки" в Минск. Проект более чем зашел. Я тогда писал:
"Возможно это первое фото электропоезда РЖД "Ласточка", сделанное на территории Белоруссии и вообще за пределами Российской Федерации.
2 апреля сего года, перегон Борисов - Жодино, Минская область. Обкаточный рейс из Москвы.
Пишут, что скоро откроется новый маршрут "Ласточки" Москва - Минск, который из-за ковида прилично так задержался еще с прошлого года.
Электричка приписана к депо Подмосковная.
Интересно - бригады БЧ будут допущены к управлению электричкой?
А теперь немного помечтаю. Ах если бы не украинская самостийность и все что она принесла нашему народу за эти 30 лет...
Представляете "Ласточка" из Москвы на Харьков или например на Конотоп. Или даже из Ростова на Донецк и Днепропетровск, из Симферополя на Запорожье...
Фантастически звучит, а ведь до 1991 года страна единой была столетиями."


39. Платформы Ленинградского вокзала из 1958 года.
Период смешанного парка электропоездов - из Риги приходят первые новые ЭР1, которые через несколько лет вытеснят Ср3 на участке Москва-Клин-Калинин.
Фото: "Ленгипротранс".


40. Завод малолитражных автомобилей (впоследствии АЗЛК). К железнодорожной отправке готова продукция завода - автомобили "Москвич-400". Это был автомобиль, идентичный по конструкции Опелю Кадет К38, выпускавшемуся в Германии с 1937 по 1940 годы.
Москва. 1948 год.


41. "Знакомство в электричке".
Екатерина (Вера Алентова) и Гоша (Алексей Баталов). Кадр из фильма "Москва слезам не верит". 1979 год.

Не раз приходилось слышать, что эту сценку снимали ночью в специально выделенном для съемок электропоезде серии ЭР1 между Железнодорожной и Курским вокзалом. На этом же вокзале Гоша встречает Екатерину на такси.
Режиссер фильма Владимир Меньшов не случайно выбрал съемку сцены на фоне  "аквариума" Курского вокзала-нужно было показать новую,   иную Москву конца 70-х годов.
Однако съемки в уже архаичной, ламповой электричке ЭР1 тоже не случайны. Ведь в те годы на Московском узле уже бегало немало модернизированных ЭР2 с полумягкими диванами и алюминиевыми окнами. И съемочная группа могла без проблем заполучить для съемки сцены один из таких электропоездов. Но режиссер хотел именно ЭР1 из рубежа 50-60 годов.  Намекнуть на  нервущуюся связь с прошлым, легкую грусть по ушедшей молодости.


42. Спальным вагоном прямого сообщения из Москвы в город-курорт Цхалтубо. 1962 год.
Национальный фотоархив Грузии.


43. Курский вокзал. Носильщики встречают прибывающий поезд.
Москва. Февраль 1992 года.
Фото: LIFE.
С поездом, кстати, харьковский "чебурашка". До 1996 года сохранялось единое тяговое плечо Москва-Харьков-(Иловайск)-Севастополь.


44. "Дынный привоз".
Самара. Горожане покупают дыни с проходящего поезда Ташкент-Москва. Август 1995 года.
Фото: Юлия Рубцова (ТАСС).


45. В Белгороде не только война. Есть позитивные мирные новости.
"Электропоезд новой модификации начал курсировать по маршруту Белгород - Курск
⁣ЭП2ДМ построен полностью из комплектующих отечественного производства
⁣Сегодня по действующему пригородному маршруту №6216/№6211 Белгород - Курск - Белгород отправился в первый рейс новый электропоезд ЭП2ДМ. Это современный комфортабельный состав из четырех вагонов, каждый из которых оборудован выдвижными подножками для посадки и высадки пассажиров на низкие платформы."


46.


47. Ровно 10 лет назад в эти дни я по тихому вернулся в Киев из Удмуртии. Утром был ещё в, Москве, а вечером уже в Киеве. Ехал дневным поездом Москва - София, который даже в Брянске не останавливался. Российский досмотр был в Суземке, украинский в Конотопе. Настроение было подавленное и я вообще ничего в тот день не фотографировал. Наблюдал из окна смену климатических поясов при дневной поездке из центральной России в Киев.
В день предыдущий наблюдал Волгу у Свияжска, она была ещё частично подо льдом. Киев же меня встретил температурой +16, запахом весны и майданной гари. Вообще климат - страшная штука. Именно он является одной из важных причин возникновения у хохлов чувства исключительности и превосходства над великороссами.

image Click to view



Железная дорога, СССР

Previous post Next post
Up