Общая справка (мой текст 2021 года в ЖЖ) :
Витебск - третий по размерам город в Белоруссии (население 370 тысяч). Расположен на севере этого государства, на реке Западная Двина, географически очень близок к Прибалтике и российскому Северо-западу.
Город очень древний - возник еще в X веке на торговом пути из вяряг в греки. По городской легенде - основан киевской княгиней Ольгой.
Исторический центр располагается на очень красивых холмах левого берега Двины у впадения речушки Витьбы.
После древнерусского периода было целых 5!! веков литовского, а потом и польского господства на этих землях, которое по историческим меркам закончилось сравнительно недавно - в конце XVIII века. И все это время на этих землях активно насаждалось католичество и униатство.
Интересная деталь - В Северную войну Витебск, бывший на стороне шведов, был сожжён по приказу Петра Великого.
В состав России вошел в 1772 году.
Типичное западное русское пограничье со своими культурными особенностями, которые проявляются практически во всем.
Настоящего экономического и демографического расцвета город достиг при Российской империи и СССР.
В 1924 году был передан в состав БССР. Город очень сильно пострадал в Великую Отечественную войну. От от бомбежек немецких и наших, и от боев 1944 года при освобождении. При этом почти всю оккупацию Витебск находился сравнительно недалеко от линии фронта
1. Вокзал в Витебске был построен в 1952 году. Архитектор Б. С. Мезенцев.
И он реально получился лучше дореволюционного.
2. Мой текст из ЖЖ 2021 года. Тогда я был в Витебске в сентябре и всё конечно выглядело сильно красивее.
"Два дома с башенками обрамляют начало улицы Кирова со стороны Привокзальной площади.
Красивейший архитектурный ансамбль в стиле - сталинский ампир - из многих тех что мне доводилось видеть. А главное его современное состояние.
Это совершенно потрясающий монументальный вокзал города Витебска, послевоенной постройки, большая Привокзальная площадь и как изюминка - главная дорога в центр города - улица Кирова, которая существует в послевоенное время в виде очень красивого и широкого бульвара, с пышными сталинскими домами по обеим сторонам.
Приводит улица Кирова к мосту через Западную Двину, с которого открываются шикарные виды на исторический центр.
Все это вместе может привести в восторг человека впервые прибывшего в этот западнорусский город и решившего пешком пройти от вокзала в центр. Сам маршрут при этом не будет слишком длинным - менее 2-х километров расстояние от вокзала до исторического центра за Двиной.
Район где в XIX веке через Витебск прошла железная дорога называется - Задвинье. Старый Витебск оказался тогда от железной дороги за рекой.
А самый первый мост от вокзала к центру Витебска, который получил название - Двинский, был построен в 1867 году. Сейчас это Кировский мост. А довоенная улица Вокзальная (Кирова) была совсем узкой."
3. Проект осуществлялся группой ленинградских архитекторов.
Ваша поддержка для меня очень важна, особенно в феврале, когда с основной работой ситуация так себе. Буду рад даже 50-ти рублям присланным в качестве доната.
Карта СБ:
2202 2053 3621 5600
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. В Витебск стоит приехать хотя вот ради этих видов с Кировского моста через Западную Двину.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Александро-Невская церковь. 1993.
25. Памятник Александру Невскому тоже в Витебске имеется. Установлен в 2016 году, недалеко от набережной Западной Двины.
26.
27.
28. Почти все из этих храмов были восстановлены лишь недавно.
Это так называемое - Взго́рье, Узго́рье - исторический район в центральной части Витебска, возвышенность на правом берегу реки Витьба, впадающей в Двину чуть выше Кировского моста.
Это район современных улиц Суворова, Янки Купалы, Комиссара Крылова, Советской, Урицкого и северной части улицы Ленина.
Вот это все возникло уже в последние 20 лет. А что было при СССР - почти полупустая городская гора. Русский город без храма на главной видовой точке - город "без головы" - обезглавленный. Как Ряжск в Рязанской области например.
Не представляю как Витебск выглядел бы сегодня без этих не так давно восстановленных храмов.
29.
30. Ратуша в Витебске. Долгое время была единственной доминантой центра города.
1775 год. Перестраивалась в 1911.
31. Пешеходная часть центра города. Старый Витебск.
Хорошо тут в теплое время года.
32.
33.
34. Это памятник великому князю литовскому Ольгерду в центре Витебска.
25 июня 2014 года памятник был установлен на постамент. Ольгерд в доспехах сидит на лошади, идущей аллюром, с соколом на руке, обозначающим образ власти.
Мне рассказывали, что в городе это вызвало споры и не пользовалось однозначной поддержкой. Но! Теперь тут написано, что Ольгерд присутствует на памятнике "Тысячилетие России" в Великом Новгороде. Кажется в 2021 году такой исторической справки у памятника не было (читайте на третьем фото).
35.
36.
37.
38.
39.
40. Очень мило. А вообще конечно с питанием в городах, в Белоруссии ситуация заметно хуже чем в РФ. Общепит тут нужно развивать и развивать.
41.
42.
43.
44.
45. Успенский кафедральнй собор.
В нынешнем виде был построен в конце 18 века. Снесён в 1936 году. Восстанавливался с 2000 года. Освящён в 2011 году.
46.
47. Станция Витебск Возникла эта станция в 1866 году, при прокладке Рижско-Орловской железной дороги, которая связывала черноземные районы России с портами на Балтике. В то время это направление считалось важным.
Так что "чугунка" первоначально пришла в Витебск со стороны Полоцка, а не Орши как могло бы показаться.
Жд узел в Витебске возник в 1902 году, когда с юга от Жлобина и Орши пришла новая железная дорога. А двумя годами позже в 1904 году, при прокладке дороги на юг от Санкт-Петербурга (СПб - Дно - Орша - Жлобин) Витебский узел сформировался окончательно..
При СССР эта дорога на юг от Ленинграда стала основной, а ход вдоль Западной Двины на Ригу - второстепенным, хотя и довольно важным грузовым.
К сожалению после развала СССР, а особенно после 2014 и 2022 года, движение через Витебск снизилось, особенно пассажирское.
Но на сегодняшний день эта станция все равно является важным узлом на севере Белоруссии, через которую это государство имеет выход к балтийским портам в Ленинградской области.
48.
49.
50.
51. Когда сделал вот это фото маневрового тепловоза, на телефон (!!), на станции Витебск, машинист высунулся и начал кричать, что сейчас вызовет милицию. При этом я стоял на пассажирской платформе. Странная ситуация. Видимо надо минимизировать фотосъёмку локомотивов на БЧ. Все же я тут в гостях а не дома. Время непростое это понятно, все на взводе. Ещё видел вчера 2М62, из Смоленска видимо пришёл. А так тут магистральные тепловозы практически все наши РЖДшные.
Ночую в гостинице при вокзале Витебска. Под беспрерывный шум тепловозных дизелей и грузовых поездов.