В тот день 24 декабря я в телеграм-канале записал следующее:
Сегодня я спустился из Могилёва на юг ещё на 220 километров, это если по прямой. И даже пересёк могучую Припять. При этом я отклонился от Пулковского меридиана чуть западнее, вдоль железной дороги Жлобин - Коростень. Но не очень существенно.
Кстати это уже практически самые южные места куда можно свободно и без проблем доехать из Петербурга, на машине или на поезде, если не отклоняться восточнее, а двигаться только на юг.
Припять даже сейчас зимой, более чем впечатляет своей красотой, а ещё вот этот высокий южный её берег, изрезанный оврагами. Места для летнего отдыха - вполне себе.. Ведь на целых 900 км южнее. Да и недорого тут всё. Только вот соседство стало тут очень нехорошее. И до него - рукой подать.
1. Улица Советская в городе Мозырь. Выполняет роль набережной. Идет вдоль Припяти.
2. Старый Мозырский пивзавод (прямо как в Киеве на Подоле). Причём прямо на берегу Припяти. Но пива не купить - праздники, католическое Рождество. И вообще неизвестно, делают ли его тут.
Поддержать блог скромным донатом. В глухие пост-праздничные недели мне этого будет сильно не хватать. Карта СБ:
2202 2053 3621 5600
3.
Немного истории.
Мозырь - древнерусский город на высоких холмах и оврагах, над долиной Припятью. Когда-то даже входил в Киевское княжество, потом был разорен монголо-татарами. В этих местах Припять огибает так называемую Мозырьскую гряду, имея очень высокий правый берег. Место у большой реки на холмах - идеальное для возникновения средневекового города.
С середины XIV века Мозырь в составе Великого княжества Литовского, с 1569 года - Речи Посполитой. Местные жители часто участвовали в восстаниях против шляхты вместе с южными соседями - будущими украинцами. В ходе этих войн в 1649 году войско Речи Посполитой устроило в городе массовую резню православного населения.
В составе России с 1793 года, после Второго раздела Речи Посполитой, при этом стал уездным городом.
В ходе событий после революции 1917 года, город два года был аннексирован националистической УНР. В 1954 году вошел в состав Гомельской области. В позднесоветский период население города сильно выросло и составило в 1989 году 100 тысяч человек, что для немноголюдного Полесья - очень много. Крупнейший город припятского Полесья фактически. Сейчас население еще больше - 105 тысяч. Развита промышленность, в частности широко известный НПЗ, находящийся южнее города.
4. Архитектурно-планировочная система города обусловлена сложным рельефом (река Припять, множество яров). Культурный, исторический центр Мозыря находится на берегу Припяти и прибрежных холмах. Вдоль реки проходит Советская улица, перпендикулярно которой по руслам и склонам оврагов вглубь города поднимаются другие улицы. Новый советский Мозырь, со своими спальными районами, расположен несколько южнее, на возвышенном равнинном плато. Мы там тоже побываем.
5. Площадь Максима Горького.
6.
7. Кафедральный собор Архистратига Михаила. Главный храм всей Туровской епархии.
Я еще издали обратил внимание, что этот главный в городе православный храм, сильно уж напоминает классический польский костел. И это оказалось совершенно не случайно.
История собора началась с того, что в 1615 году король Речи Посполитой Сигизмунд III Ваза основал монастырь бернардинцев в Мозыре на этом самом месте, рядом с берегом Припяти. В том же XVII столетии этот монастырь сильно пострадал в ходе восстаний против польской шляхты. Мозырская земля тогда примкнула к восстанию Хмельницкого.
Так или иначе, но через столетие, в 1745 году на этом месте начинают строительство нового уже каменного монастыря, центром которого должен был стать величественный костёл. Стройка затянулась аж до 70-х годов того же столетия. А в 1793 году после очередного раздела Польши, Мозырь наконец входит в состав России.
В конечном итоге в 1864 году, после подавления польского восстания в Российской империи, храм был передан православной церкви и 5 сентября 1865 года освящён по православному чину во имя святого архистратига Божия Михаила; правый придел - во имя святителя Кирилла Туровского.
Собор чудом пережил бурный XX век и к 2018 году был полностью отреставрирован.
8. Вот из таких крутых улочек состоит в основном старая часть города.
9.
10. Старый дом на Замковой горе.
11. На Замковой горе. Тут когда-то был средневековый замок а само место является старейшим поселением людей в этих местах.
Построена часовня, есть краеведческий музей. Меня пропустили бесплатно, посколько картой рассчитаться тут возможности не было.
12.
13.
14.
15.
16. Смотровая площадка на центральную площадь и набережную.
17. Внизу - центральная в городе площадь Ленина. Мы скоро туда спустимся.
18.
19.
20. Очень старых зданий тут совсем не много. Преобладает советская застройка и частный сектор.
Но рельеф города и большая река придают самой только местности большую красоту.
21.
22.
23. Здание Исполкома.
24.
25. Вид снизу на Замковую гору.
26. Улица Ленинская пошла по бывшему оврагу вглубь города.
27. Дворец культуры.
28.
29. Повсюду большие лестницы.
30.
31.
32.
33. Остановка транспорта. Автобусов кстати ходит много, надо только знать город и маршруты.
Мне для быстрого перемещения приходилось пользоваться яндекс-такси. Город очень сильно разбросан.
34. Такого ухоженного Ильича и в России поди не найти.
35. Ну вот и центральная набережная Припяти, реки которая является главным украшением этих мест.
36. А это что-то из моего детства. Река и старый дебаркадер Днепровского пароходства. Такие делали часто из списанных пароходов постройки первой половины ХХ века. Их было много повсюду в бассейне Днепра.
37. И ивы плакучие над рекой, аж сердце защемило... Все как в соседних Киевской или Черниговской области.
38.
39. Никогда бы не поверил в своей прошлой жизни, 20-30-40 лет назад, что в эти места смогу попадать только с севера, из Петербурга (Ленинграда).
40. А вот то самое место куда из Киева 40 лет назад приходили "Ракеты". Говорят до 4-х штук в день было. Время "полёта" от Киевского Подола - 6 часов. Сохранился советский Речной вокзал 80-х годов постройки (видимо дочернобыльский). Теперь - это только память старшего поколения. Здание - футуристическое, просто невероятно крутое для 80-х годов.
Тут вроде летом ходит что то коммерческое-прогулочное вверх по течению Припяти.
41. А этот снимок сделан в Киевском Речном вокзале лет 45 назад.
То, что в детстве казалось будущим, оказалось прошлым.
Ничего себе, до Турова ходили. Но и цены как для 70-х годов не то, чтобы совсем низкие.
42. Да, мы ещё это помним... Люди старшего поколения.
Единая страна.
43. Стоять и грустить, что еще остается.
44. Со слов местного жителя - какие то краснокнижные птицы зимующие в городе на берегу Припяти. Название забыл. Мягкие там зимы, как на Украине.
45. Старый мост 1958 года постройки. Закрыт на реконструкцию. Все пользуются мостом 90-х годов постройки, на автомобильном обходе Мозыря.
Но когда начиналась СВО, этот мост еще работал.
Вообще вся логистика нашей группировки, что дошла до Ирпеня и Бучи, висела вот на этих двух мозырьских капитальных и одном понтонном мостах. Тут Полесье, дорог очень мало. В сторону Иванкова и Киева идет всего одна дорога.
46.
47. Сталинские дома на набережной.
48. А это хрущевские.
49.
50. Память о войне на берегу Припяти в Мозыре. С января по июнь 1944 года через Мозырь проходила важная коммуникация, связывающая 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты. И противник её периодически бомбил - переправу через Припять. Сам Мозырь был освобождён сильно раньше основной территории БССР, в январе 1944 года. Тогда воспользовавшись нашим прорывом южнее, на Волыни, 1-й Белорусский фронт тоже потеснил противника, заняв эти места в Полесье.
Довоенное население города на целую треть состояло из евреев, которые почти все погибли. Через эти места как раз проходила дореволюционная черта оседлости.
51.
52. Виды из номера в гостинице.
Кажется это у меня был первый случай во всех моих поездках, когда я остановился не в квартире, а в самой центральной гостинице города.
Тут вид на запад. Видно как Припять делает излучину.
53. Городок Пхов на том берегу реки. При Союзе тут был крупный речной порт - крупнейший в БССР.
Теперь река уходит на юг, на территорию противника.
54. Мозырьский жд мост через Припять. Кстати это крупнейший жд мост на территории РБ. Стратегический объект, поэтому я даже и не пытался снимать его вблизи. Построен в 1915 году, при прокладке дороги Жлобин - Коростень. До 2022, а особенно до 2014, движение тут было очень интенсивное. Особенно грузовое.
55. Вид из гостиницы в другую сторону, на восток.
55. В кадре рремонтируемый двухполосный мост через Припять 1958 года постройки. Снести бы его и новый построить, как у нас в России сейчас делают.
Раньше тут было на Примостовой площади оживленное место, когда мост работал. Автобусы, маршрутки.
56. Прямо под гостиницей - улица Пролетарская. Хорошо виден рельеф города.
57.
58. Гостиница "Припять" в центре Мозыря. Проживание недорого - 100 р за двое суток. Здание ещё советское. Представляю что тут творилось во время Чернобыльских событий 1986 года, ведь Мозырь это вообще самый ближайший более менее крупный город к этой АЭС. С северо-западный стороны. И ближайший крупный белорусский город к Киеву.
59. Завтрак в гостинице "Припять". Входит в цену проживания, кроме кофе. Ещё сосиску свою положил, чтобы сытнее вышло. Из минусов - в зале довольно свежо.
60.
61. Это было максимальное моё приближение до брошенной без малого 10 лет назад, моей малой родины, да и всей прошлой жизни. Ровно 196 километров. С этой стороны я ещё на заезжал. Есть ощущение географического края света - до линии разграничения с укронацистами (границей назвать ЭТО, язык не поворачивается) - около 55 километров.
Соответственно нет на юг ни железнодорожного транзитного, ни автомобильного движения. Только местное. Кстати где то отсюда наши выдвигались на Гостомель.
Вокруг Полесье - грибы, рыбалка, сказочные же места! Но всё испортила украина, вначале просто со своей границей и проклятой миллионами - незалежностью, а с 14 года и со своей тотальной войной против русских.
62. Вечером около закрытого моста.
63.
64. В белорусском городе Мозырь, что на самом юге республики, существует уникальная трамвайная система, которая не просто пережила события последних 35 лет, но при этом умудрилась сохраниться в почти что идеальном состоянии. Запущена была из города в большую промзону Мозырьского НПЗ, что на юго-восток от города.
Сам этот НПЗ строился и водился в эксплуатацию частями, начиная с 1975 года. В 80-е годы, из-за больших пассажиропотоков в сторону предприятий, решили проложить трамвайную линию. Она была открыта уже в эпоху Перестройки, в 1988 году.
Длина маршрута составила около 20 километров, которые трамвай проходит за 40 минут. В эксплуатации находятся 47 вагонов КТМ-5, 1987- 88 годов выпуска, и на сегодняшний день они находятся в отличном состоянии. Мне не удалось на нём прокатиться. Днем интервалы очень большие, а основной поток трамваев идет утром и вечером, то есть в это время года уже затемно. Да и всего одного дня было недостаточно, чтобы более основательно изучить этот город на реке Припять и в частности уделить большее время трамваю. Мозырь слишком разбросан на большой и пересеченной территории и без автомобиля это крайне затруднительно.
Немного поснимал в середине дня около трамвайного депо.
65. Тем более в наши дни ехать постороннему к местному НПЗ, от которого до границы вообще километров 35.
Вот же как построили. Виден кстати жд съезд от НПЗ в сторону Коростеня.
66.
67.
68. Трамвайное управление.
69. Трамвайные остановки.
70. А вот и спальные районы "нового" Мозыря, который стоит в стороне от Припяти.
71.
72.
73.
74. Много наслушался от местных таксистов про события февраля- марта 2022. Иные недовольны, что дорога на юг теперь наглухо закрыта. А у них там видите ли, бизнес был.... Были правда и предположения, что это ненадолго. Геополитика стирает в порошок не то что судьбы людей, судьбы государств. Многие не понимают этого до сих пор.
75.
76. А такие маршрутки ходят от большойузловой станции Калинковичи, до которой можно от Жлобина и Минска доехать одними электричками.
Неудобно и долго через обходной мост.
77. На местном автовокзале. Тоже вот это гнетущее ощущение "железного занавеса" и близости врага. Но кое что тут от старых времён осталось. Красивая советская мозаика, где показано наша общая страна. Полесье тогда было общее, без границ, минных полей, ДРГ и колючей проволоки. Да, из Киева тоже в Мозырь ходил ежедневный автобус, с автостанции "Полесье", по крайней мере до 2015 года так точно. А может и до самого ковида.
78.
79.
80.
81. 26 декабря.
Покидаю Мозырь на автобусе. Держу путь на Гомель. Поезд на Петербург в 17-18.
82. Могучая Припять.
83. Автодорога Брянск - Гомель - Брест. Международный авто коридор в обход Украины с севера. Состояние дороги так себе. Вопреки расхожему мнению о качестве белорусских дорог.
84. Проход через Днепр южнее Речицы. Днепр тут уже впечатляет своими размерами. Видимо Березина делает его уже большой рекой. Да, это последний мост через Днепр, который полностью на территории Белоруссии.
85. До Киева вниз по течению около 200 километров.
86. В тот же день вечером.
В Петербург из Белоруссии идёт совершенно пустой поезд. Да ещё и вагонов в этот раз не 5, а побольше.
Уже разъяснили проводницы. Назад поезд идёт битком. Граждане Белоруссии едут по домам на праздники. Хорошо что я съездил когда было пусто, хорошо с билетами и свободными гостиницами.