Очень информативную железнодорожную выставку собрали на территории Выборгского замка. Целых два зала!
Материала очень много, в том числе уникального и малоизвестного. Тема Финляндской железной дороги от Санкт-Петербурга до Хельсинки (Гельсингфорса) раскрыта практически полностью и очень подробно. С 1862 года, когда на территории Великого княжества был открыт первый участок дороги и буквально до наших дней, когда пассажирское сообщение с некоторых недавних пор просто отсутствует, как в 1941-44 годах. Правда сейчас мы пока не воюем, поэтому отсутствие пассажирского сообщения с Финляндией, нормальной ситуацией назвать трудно.
Правда грузовое движение пока есть и это внушает осторожный оптимизм. А еще вот как раз сообщили, что финны с 14 декабря такие открывают ближайшие к Петербургу погранпереходы. Не смогли, не выдержали...
Слишком уж близкие мы соседи.
Но вернемся к выставке. Даже не знаю - есть ли в самой Финляндии такое внимание к данной теме. Ну по крайней мере к отдельной железной дороге, которая в 1870 году связала столицу Российской империи и столицу Великого княжества.
Как известно, в 1909-12 годах дорогу эту соединили с основной сетью России, по Финляндскому мосту через Неву, была также проведена радикальная ее реконструкция, с новыми путями, мостами и вокзалами, большинство из которых служат по сей день.
Кстати дорогу эту, длиною 385 километров, начиная с 60-х годов позапрошлого века и до 1917 года, полностью строило и обслуживало Великое княжество. Весь персонал, вплоть до самого Петербурга и даже в самом Петербурге (Петрограде), был полностью финским.
В 2020 году, когда отмечали 150-летие дороги я писал по этому поводу:
"Дорога эта прошла через Выборг и по западной части Карельского перешейка, через те места, которые уже в XX веке, благодаря ей, стали дачными для большого количества ленинградцев и петербуржцев.
На сегодняшний день довольно крупный её участок (около трети) СПб-Финляндский - Бусловская, находится в пределах России. Имеет также в пределах нашей территории две параллельные ветки: Ушково - Выборг и Ланская - Белоостров.
Благодаря этой дороге вся жд сеть соседней Финляндии до сих пор находится в "русском" стандарте железнодорожной колеи.
150 лет, это очень значительный временной отрезок, а сама эта дорога до 1910 года была совсем не похожа на то, что мы можем видеть сегодня. И только в 10-е годы прошлого века эта линия, пройдя масштабную реконструкцию, во многом приняла сегодняшний вид.
Было построено множество вокзалов, которые стоят и поныне. При этом всё строительство велось в основном усилиями финских инженеров и архитекторов.
В пределах Петербурга дорога была поднята на насыпь, в результате чего появились хорошо всем знакомые железнодорожные мосты над улицами и проспектами в Выборгском районе города. Особенно это хорошо и по сей день заметно в районе станции Ланская, где старое здание вокзала так и осталось стоять ниже жд насыпи, на старом уровне пути.
Тогда же, в 10-е годы XX века, был построен и первый железнодорожный мост через Неву, который получил название - Финляндский. Через него Финляндская дорога соединилась наконец с основной жд сетью империи.
Второй этап модернизации и реконструкции дорога пережила уже в послевоенные годы, когда сюда пришла электрификация в стандарте постоянного тока, вначале только для электричек, а позже и для магистральной тяги. На рубеже 50-х и 60-х годов был полностью перестроен и реконструирован Финляндский вокзал, получивший новое здание, при этом Привокзальная площадь была развернута на 90 градусов в сторону Невы. Старое вокзальное здание еще стояло какое-то время, пока не было надстроено более современным с сохранением только одного исторического фасада.
Финляндский вокзал был единственным работающим в городе во время блокады. Через него шла эвакуация и осуществлялось сообщение с побережьем Ладожского озера, а также с января 1943 года со Шлиссельбургом.
Именно через это направление в 1917 году, в Россию прибыл Владимир Ульянов (Ленин), о чем напоминает памятник на Привокзальной площади.
В наше время это направление является одним из важнейших пригородных в нашем регионе. По нему также идет значительное грузовое движение, от станций Ланская и Парголово, где примыкают соединительные ветки, по которым на Финляндский (Выборгский) ход попадают грузовые поезда.
Пассажирское скоростное жд сообщение с Финляндией, в связи с ковидом, к сожалению пока временно остановлено.
Могу еще добавить, что живу рядом с ней и могу в окне в зимнее время видеть электрички и скоростные поезда "Аллегро"."
1.
2. Красиво о железной дороге.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13. Паровозный прожектор.
14.
15. Затронута здесь и дачная тематика. Дело в том, что дорога в первые километров 60-70 от Петербурга, прошла через очень живописные лесные места, да еще и вблизи побережья Финского залива. Это вызвало настоящий дачный бум по линии следования железной магистрали. Много знаменитостей обзавелось тут дачными участками. Это навсегда вошло в культуру и кинематограф. Но это скорее чисто российская часть истории Финляндской дороги.
16.
17.
18.
19. Ленин на паровозе прибывает в Петроград.
20. Вокзалы станций Шувалово и Парголово. Стоят по сей день.
Проект составлял финский архитектор Bruno Ferdinand Granholm. Он же проектировал и остальные вокзалы на этой линии.
21.
22. Открытие движения после гражданской войны. Линия от Токсово на север в тот период оставалась разорванной.
23.
24.
25.
26.
27. Послевоенное фото. 50-е годы.
Сотрудничество СССР и Финляндии на этой линии.
28. Мост "Дружбы" через Сайменский канал, который в эту поездку я впервые увидел своими глазами.
29.
30.
31. К сожаление скоростной поезд "Аллегро" тоже стал историей.
Так захотела Финляндия. Период его курсирования был наилучшим периодом для пассажиров.
32. В финском поезде. 70-е годы.
33. "В Советский Союз поездом".
34.
35. 60-70-80-е годы были "золотым веком" на этой дороге. Движение только росло, появилась магистральная электрификация.
36. Макеты подвижного состава. Ленинградские электрички пошли с Финляндского вокзала еще в 50-е годы.
37. Такие ЧС2 тут тоже бывали до массового появления ЧС2Т и ЧС6.
38.
39. А такие паровозы сдесь ходили до 1917 года. Причем они отличались от всего, что было в России на других дорогах.
40. Это совсем ранний. XIX век.
41. Много информации есть по вокзалу города Выборга.
Выборг был вторым по величине городом Великого княжества и город получил очень большой вокзал. На фото - самый первый вокзал Выборга.
42. В 1941 году советские войска вокзал Выборга взорвали. Была ли военная необходимость?
Причем оба - и островной тоже. Островной так и не стали восстанавливать после войны.
43.
44. Наши саперы на станции после освобождения Выборга.
45.
46. В главном зале старого вокзала.
47. И собственно - как он выглядел. Очень большой!
48.
49. Полезная текстовая информация.
50.
51.
52.
53.
54. Жд мост "Дружбы" через Сайменский канал, что на западной окраине Выборга.
Мост специально строили высоким, чтобы проводить по каналу большие суда. Старый мост был ниже и не на этом месте.