Моя поездка на Северный Кавказ.Часть2

Aug 10, 2010 22:02

Дагестан огромная республика.Это самый южный регион Российской федерации и пожалуй самый многонациональный, размером с хорошее европейское государство. Южная часть республики это сплошные горы , огромное количество вообще труднодоступных мест, целая горная страна.Северная часть равнинная , севернее переходящая в выжженную, голую ногайскую степь.Побережье Каспия южнее Махачкалы до самой азербайджанской границы пригодно для отдыха, здесь находятся базы отдыха и пляжи.На одной из таких баз в городке Избербаш я находился три дня.Побережье севернее Махачкалы мелководное и заболоченное , здесь впадает в Каспий множество рек , и такой берег тянется до самой Астрахани.
В республике проживает множество народов, самый крупный этнос Дагестана- аварцы.Республика очень бедная и находится на дотации у федерального центра, большая  безработица среди молодежи,что служит питательной средой для исламистов.По сути исламисты зачастую используют левые лозунги в упаковке радикального ислама и недовольство простых людей олигархическим капитализмом, сложившемся в современной России. Промышленность в республике -еле дышит, зарплаты очень низкие ,множество людей на заработках в крупных городах  "большой России".

КИЗЛЯР.(продолжение)
Главная мечеть Кизляра.Во время намаза из динамиков на весь город раздается молитва.


Вода в Тереке имеет характерный глинистый цвет


Центральный рынок Кизляра. Ощущение такое вроде ты не в России , а где нибудь в Центральной Азии.Только надписи на русском




Поезд Москва-Баку ,следующий в обход Чечни, через Астрахань. Снято из окна маршрутки на переезде. Тащит его астраханский ТЭП70.




В Дагестане любят быструю езду, часто это заканчивается гибелью






Лада "Калина" -популярная машина в Дагестане.



Милицейский ДОТ при въезде в Кизляр. В амбразуре были видны пулеметы.



Блок пост при въезде в Кизляр.Раньше тут была бронетехника и армейское усиление. Сейчас режим усиления сняли



Автостанция и рынок на одной площади.





Восточный базар





Крест в память о Терском казачестве



Православный храм в Кизляре. Единственный из увиденных мною в Дагестане.Вроде в Махачкале тоже есть. В Дагестане все еще проживает много русских и  эти люди находятся под защитой Российского государства. Даже страшно подумать,что с ними будет,  уйди Россия с Кавказа.





Местная власть






Знаменитые кизлярские ножи.Я прикупил себе один.

Та самая больница ,которую захватила банда чеченских бандитов во главе с Салманом Радуевым, в 1996 году. Тогда весь город стал ареной ожесточенного боя между бандой чеченских боевиков и федералами. Особенно отличилась тогда местная дагестанская милиция, принявшая первый удар чеченских головорезов.


Огромное количество коров бродят где попало.Эти например выстроились прямо посередине моста и стоят без движения




В этом месте недавно был подорван магистральный газопровод.Факел был виден за 50 километров.Сейчас это место обнесли колючей проволокой и охраняют



Дом культуры.



Блок пост на въезде в Чечню.






Лада с чеченскими номерами выехала из Чеченской республики.Подойти и сфотографировать вплотную не решился. Это могло плачевно закончится для моей карты памяти на фотоаппарате


Федеральный блок пост при въезде в Чеченскую республику.
Служат там не дагестанцы а прикомандированные из регионов РФ.





До границы с Чеченской республикой не более ста метров.Местность перекопана для предотвращения проезда на автотранспорте.


Зеленый флаг исламистов на вышке мобильной связи. Привычная картина для Дагестана


Историческая справка(из википедии)
9 января 1996 года, сразу после призыва Аслана Масхадова активизировать боевые действия против российских войск, военные формирования Ичкерии, действуя силами нескольких мобильных групп под руководством полевых командиров Хункар-Паши Исрапилова, Салмана Радуева и Турпал-Али Атгериева, совершили вооружённый налёт на территорию соседнего Дагестана, выбрав своей целью город Кизляр. Основной целью атак стали военные объекты города: подразделению Айдамира Абалаева было поручено, используя стрелковое оружие и гранатомёты, напасть на вертолётную базу, физически ликвидировать охрану, уничтожить находящиеся на ней вертолёты и захватить оружейный склад. «Наурскому батальону» под командованием Мусы Чараева - захватить войсковую часть № 3693, подавить сопротивление охранявшего её батальона Внутренних войск МВД России и постараться захватить как можно больше военнослужащих в плен. Сводному отряду «Северо-восточного направления» под руководством Салмана Радуева - захватить авиационный завод и уничтожить его оборудование. Затем, собирая из близлежащих домов заложников, боевики предполагали выдвинуться вместе с ними к железнодорожному вокзалу и взять его под контроль.
Захват города целиком во время рейда не планировался, но в обстановке неминуемого окружения отрядам сепаратистов пришлось действовать по обстоятельствам. Удержать аэродром боевики не смогли, хотя в результате боя им удалось уничтожить два вертолёта Ми-8 и два бензовоза. Под натиском подошедших частей федеральных войск нападавшие были отброшены от места дислокации батальона и отступили в город, где выбрали более доступную для захвата цель - родильный дом и городскую больницу, взяв в заложники свыше ста человек - медицинский персонал клиники и находившихся там пациентов, всецело повторяя будённовский сценарий. Сразу же после этого боевики согнали в здание ещё свыше 3000 человек из близлежащих жилых домов. Разместив заложников на верхних этажах, террористы заминировали второй этаж, а сами забаррикадировались на первом, готовясь держать оборону. Часть из группы боевиков осталась удерживать мост через Терек на подходе к городу. К исходу дня 32 человека оказались убитыми и 64 получили ранения.

Боевики так и не вышли на переговоры с командованием федеральных сил, блокировавшим кварталы возле больницы. 10 января с сотней заложников они покинули город после переговоров с руководителями Республики Дагестан. Аргументы, приведенные дагестанским руководством, остались для всех загадкой. Рейд Радуева на Кизляр сильно обострил отношения боевиков с жителями многонационального Дагестана, ухудшилось отношение местного населения к проживающим на территории республики чеченцам-акинцам.

ПОЕЗДКА НА КАСПИЙ

Предстояла дорога из Кизляра через весь Дагестан на каспийское побережье в поселок Избербаш.В Махачкале я был дважды ,но только проездом.Остановку делали только на автовокзале ,чтобы купить предварительно билет на Ростовский автобус.


Основное русло Терека



Эти два моста через Терек , железнодорожный и автомобильный строили в середине 90-х одновременно .Обе дороги тянули на Махачкалу в обход Чечни.До этого сообщение между северной и южной частью Дагестана было только через Чечено-Ингушскую АССР .Некоторое время в 90-е годы основная ,южная часть Дагестана со столицей Махачкалой находилась по сути без связи с остальной Россией.
Ох уж это советское административно-территориальное деление! Сколько горя принесло оно людям после 91 года ,разрезав по живому земли единой некогда страны, искусственно созданными границами.
Ведь железные дороги построили в основном еще при царе (тогда было иное административное устройство страны),да и в советское время административные границы республик и областей не являлись аргументом для прокладки тех или иных дорог.


Река Сулак




Очередной блок пост













По дороге в Махачкалу я впервые с 1989 года, увидел  Кавказские горы.



Милицейский блокпост



Железная дорога Махачкала -Гудермес ,это часть основного хода Северокавказской дороги, связывающего Ростов на Дону с Баку. Долгое время этот участок железной дороги был прерван  чеченским конфликтом ,да и сейчас он не работает в полную силу как при СССР. Этот участок остался электрифицирован , его не разграбили как в Чечне, но скорые поезда транзитом через Чечню все еще не ходят. И никто не знает -когда же из Ростова до Махачкалы можно будет добраться с комфортом на поезде (а не на автобусе,как сейчас) за 12 часов ,как при Союзе. А обходная жд  через Астрахань ,никак не может заменить самый короткий и скоростной жд путь в регион -через Ростов и Армавир.

МАХАЧКАЛА











Я на автовокзале Махачкалы.


Стояла жуткая жара, находиться на солнце было просто невозможно и люди как могли искали хоть какую то тень.
















image Click to view





Везде видны мечети и минареты.Это мусульманский мир.




Надо же! Наш киевский кинотеатр "Нивки" построен по такому же проекту.












Здание военкомата обложено бетонными блоками, как посольства Израиля по всему миру. Такова кавказская реальность.



Мое мнение- пока не будет налажено полноценное ЖД и авто сообщение через Чеченскую республику по кратчайшему маршруту ,а не в обход по выжженной степи, республика так и будет оставаться эдаким медвежьим углом Российской федерации. И говорить о развитии а тем более туризме пока не приходится.А ведь каспийское побережье Дагестана -довольно таки неплохое.














Шикарная автострада из Махачкалы в республиканский аэропорт в Каспийске.Впрочем рейсов из Махачкалы очень мало,как мне сказали, в основном военные борты и московские чиновники заезжают частенько.Как раз в те дни в республику приезжал глава ОАО РЖД Якунин, я думаю -дорога ему понравилась. Репортажи местного ТВ о визитах федеральных гостей отдают немного брежневскими временами, на востоке умеют встречать важных гостей.




Пересекаем магистральную ЖД Ростов - Махачкала - Баку.




Автодорога на Баку, до которого остается чуть более 300 км. Пока эта самая южная точка в моей жизни. А до самой южной точки Российской федерации -реки Самур и границы с Азербайджаном остается каких то 130 км.






Вот тут я первые в жизни увидел Каспийское море






Пляж очень даже  хороший, но отдыхающих немного. Только  из самого Дагестана и соседних кавказских республик, еще  осевшие в Москве и Питере дагестанцы приезжают на  малую родину. Отдыхающие из "большой России" практически не встречаются, и это в то время ,когда в Сочи и Крыму яблоку негде упасть.









Каспийская волна и приятным бриз ,такой что даже 50 градусная жара не ощущается.Что может быть лучше ,после 5 часовой дороги под  изнуряющим южным солнцем.







От койки до моря-50 метров.Проживание не очень дешевое, койка с питанием в сутки-700руб (170 гр). Питание -так себе, без своих добавочных продуктов не обойтись.



.На той стороне полуостров Мангышлак, до казахского берега около 400 км. Рано утром солнце встает прямо из моря, к сожалению не сфотографировал.



Недалеко от берега проходит железная дорога на Баку. Сейчас это единственный железнодорожный путь ,связывающий Россию с государствами Закавказья.
В этом месте часто случаются подрывы поездов.Как раз за 2 недели до моего приезда террористы подорвали где то здесь недалеко товарняк.



На Баку.


Саперный поезд.Электровоз толкает впереди себя 2 платформы с песком. Этот поезд -своеобразная ловушка для неуправляемых взрывных устройств.Через 15 минут проследовал скорый поезд из Баку.


Честно говоря я немного рисковал.Это вам не Украина с ее вседозволенностью, документов как раз при себе не было.Машинисты электровоза меня заметили и могли запросто вызвать милицию.Провести часть времени в местном райотделе милиции или ФСБ -перспектива не из приятных.
Хотя на мне были шорты, а исламисты такое категорически не носят, может поэтому обошлось.А вообще это было безумие-шастать в этом регионе около жд путей.Кроме всего прочего там могли быть и мины-растяжки

Поездка на Северный Кавказ.Часть1 Поездка на Северный Кавказ.Часть3 Ростов на Дону-столица юга России.Часть1 Ростов на Дону-столица юга России.Часть2 Новочеркасск-столица российского казачества.

Дагестан, Юг России

Previous post Next post
Up