Фактически район жд вокзала с Привокзальной площадью является центром старой Махачкалы (Порт-Петровска), который постепенно складывался со второй половины XIX века. Толчок к ускоренному развитию как и везде по России, дало появление тут в 1900 году железной дороги на Баку.
1. Памятник на Привокзальной площади, установленный в 1971 году.
Махач (Магомет-Али) Дахадаев - первый военком республики погибший в 1918 году, лидер борьбы за установление Советской власти. В его честь в 1920 году столица Дагестана Порт-Петровск переименована в Махачкалу. Большевики в этом противостоянии по факту являлись имперской и про-Московской силой. Таковы были местные национальные реалии.
2. Кварталы от старого Порт-Петровска, сохранившиеся в районе жд вокзала.
3. Дом-корабль. 1901. "Согласно легенде, построен капитаном дальнего плавания. Изначально дом по форме и дизайну напоминал корабль."
4. К сожалению Махачкала крайне слабо описана в Викимапии. Почти никак.
Сказались долгие годы отсутствия туристов и особого положения на котором находилась республика.
5.
6.
7.
8.
9.
10. Тут в глубине видна характерная для Дагестана современная постройка. Ну и конечно же сплошная паутина проводов - повсеместно по городу.
11.
12. Заметно, что при СССР эта старая застройка мало кого интересовала. Советская власть пыталась построить новую социалистическую Махачкалу, с предприятиями, микрорайонами.
Да и очень маленьким был этот город до 1917 года.
13.
14.
15. Памятник Ленину при входе в Городской сад.
16. Это восточная часть центра города, примыкающая к Городскому саду и прибрежному бульвару, который идет вдоль железной дороги.
Тут встречаются более богатые дореволюционные здания.
17.
18.
19.
20.
21. Дома сталинской эпохи.
22. Теперь пройдем от вокзала на запад, вдоль железной дороги.
23.
24.
25. Бывшая водонапорная башня станции Махачкала (Порт-Петровский). 1900 год. Построена при строительстве жд линии на Баку.
Как указывают источники, к проектированию и строительству всех таких башень, на этом участке дороги, причастны армянские купцы, из многочисленной армянской общины, которая тут некогда жила.
26. Красивый дом на улице Мирзабекова, которая тянется на возвышенном месте вдоль железной дороги.
27. Вот этот холм стоит рядом с вокзалом и центром города. На нем располагается частный сектор и старый маяк. Маяк я еще покажу.
Этот застроенный холм как бы разрезает западную часть центра на две части.
28. Махачкалинский порт и нефтяная платформа "Лукойл".
29.
30.
31. Жилые дома сталинки. Видимо изначально были построены для портовиков и железнодорожников.
32. Стоило мне прогуляться к западу от вокзала, как я нашел множество видовых точек.
Вначале поймал пассажирский под ЭП1П. Он шел в западную сторону.
Потом грузовой под ВЛ80С, который шел в сторону Баку.
Ну и как "вишенка на торте" - чадящий черным дымом как настоящий паровоз, ЧМЭ3, вытягивающий пассажирский состав из экипировочного парка на станцию Махачкала.
33. Благоустроенный сквер у железной дороги.
34.
35. Вот примерно в этом месте, главный ход Северо-Кавказской дороги, который идёт от Ростова, встречается с Каспийским морем. Чтобы затем идти вдоль побережья на Баку. Перегон: Махачкала-Сортировочная - Махачкала-Порт. Рядом пляж, переход на который попал в кадр. Ещё тут есть скамейка в тени, с которой видно море и железная дорога. Не хочется уходить из этого места.
36.
36. Дорога на пляж.
37. Старый Порт-Петровский маяк на городском холме. Вид с юга, со стороны города.
38. "Башня Шамиля" на проспекте Расула Гамзатова.
39.
40.
41. Гора Тарки-Тау, господствующая над районом Махачкалы.
42. Интересную историю имеет гостиница "Ленинград".
6 ноября 1977 года в Махачкале торжественно открыли гостиницу "Ленинград". На открытии выступили 1-й секретарь Даг.обкома КПСС, председатели горисполкомов Махачкалы и Ленинграда. Именно строители из нашей "Северной столицы" подарили нам это фантастически громадное(18 этажей) по тем временам, современнейшее здание. Решение о его строительстве принимали в высших органах власти Ленинграда, сразу после разрушительного землятресения 70-года, тогда со всех концов огромного Советского Союза в столицу нашей республики прибыли лучшие строители, оказать помощь махачкалинцам в востановлении города. Однажды буква "Р" перегорела и надпись стала звучать,как ЛЕНИН ГАД, тогда руководству даже влетело от соответствующих органов." На тот момент это было самое высокое здание на всем Северной Кавказе.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52. Аварский музыкально-драматический театр имени Гамзата Цадасы.
53. Какая-то рыбная компания.
55.
56. Республиканская больница.
57. Главный корпус Дагестанского государственного университета.
58. Общественное пространство возле Университетской площади.
59.
60.
61. Парк им. Ленинского комсомола.
62.
63.
64. В Махачкале есть троллейбус, но похоже формально, для галочки. Вроде бы есть целых пять маршрутов. Не скажу за другие, но вот например где я жил ходили 3-й и 12-й маршрут в город-спутник Каспийск.
Вот только один ходит раз в 45 минут, второй раз в три часа. Яндекс место нахождения троллейбуса показывает плохо. Проезд копеечный - 15р. Похоже, что в эксплуатации бывшие московские машины. Даже не знаю как все это комментировать. Автобусов в городе не видать - кругом одни маленькие маршрутки, среди которых нет ПАЗиков. Этот вид транспорта (троллейбус) появился тут в начале 70-х и на своем пике в 1990 году имел целых 12 маршрутов. Трамвая тут не было никогда.
65. Впрочем в последующие дни мне все таки они попадались. Один раз даже проехал.
66.
67.
68. Мемориальная доска на Привокзальной площади. Думаю это как раз было связано с созданием Дагестанской республики.
69.